История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественно разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII – XVIII вв.).
В прошлом столетии под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
В начале XX столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.
У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.
Как человек, так и животное обладают врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие – осмысленностью, память – произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами. У человека данная способность проявляется с двух – трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
По мнению Хомского, человек – единственное существо, наделенное механизмом овладения речью, у других видов появление речи невозможно.
К понятию языка относят следующие признаки (Хоккет):
семантичность: слова или иные единицы должны обладать смыслом.
Произвольность: связь между звучанием слова и его значением должна быть произвольной.
Смещение: речь возможна и в отсутствие объекта или объектов, которые описываются ею.
Отход от прямого смысла: в речи заложена возможность шутить и лгать.
Продуктивность: существует бесчисленное множество разных мыслей, которые могут быть сообщены посредством речи.
Попытки научить шимпанзе речи привели к следующим выводам.
Шимпанзе оказались способны освоить несколько дюжин слов в виде знаков и демонстрируют некоторое понимание знаков, которыми они пользуются. У них имеется некоторая способность комбинировать знаки с целью передать более сложные смысловые конструкции. Продуктивность речи шимпанзе относительно мала. Спонтанные высказывания шимпанзе значительно более редки, чем спонтанные высказывания детей, и, кроме того, очень коротки.
Шимпанзе можно обучить некоторым аспектам языка, например, создать у них немалый словарный запас, но пока нет свидетельств, что они способны овладеть речью в полной мере.
Довольно сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. Наряду с чисто органическими потребностями у тех и других имеются потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека есть и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у кого из животных. Это – духовные потребности, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании и т.п.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.
Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
Онтогенез психики животных и человека.
Изучение онтогенез психики животных и человека может быть осуществлено при помощи рассмотрения её общего филогенеза.
Как мы видим, доступные животным свойства сформировались на ранних этапах, более сложные и поздние же - принадлежать только человеку.
Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.
В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.
(Для простоты можно взять определение из книжки Леонтьева и если что, говорить, что это он так сказал: “Онтогенез — индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики”) )
На рисунке мы видим краткий онтогенез психики человека, разделенный на этапы.
С животными всё проще.
Индивидуальное поведение животного развивается и формируется с возрастом. В процессе онтогенеза одни формы поведения сменяют другие, животное накапливает индивидуальный опыт и приспосабливается к жизни в конкретных условиях.
В развитии животных четко выделяются периоды. Они характеризуются определенными изменениями в физиологии и поведении животных. В процессе онтогенеза каждое животное проходит определенные периоды развития:
- ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихся
животных). Его окончание — прозревание.
- ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания
- половое созревание
- зрелость
- старческий период
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде.
Развивающийся организм совершает движения, которые являются элементами будущих двигательных актов. Внутриутробные движения влияют на координацию физиологических процессов, связанных с мышечной деятельностью и способствуют подготовке поведения новорожденного.
Обучение в период эмбриогенеза является развитием и видоизменением определенной генетической информации. Идет реализация в индивидуальной жизни особи видового опыта, накопленного в процессе эволюции. Особое влияние на формирование признаков поведения детеныша в эмбриональном периоде его развития оказывает материнский организм. Тесная связь зародыша с материнским организмом осуществляется посредством плаценты.
По мере формирования эмбриона все большее значение приобретает сенсорная стимуляция (пример с куриным зародышем). Врожденное, инстинктивное поведение сочетается с истинным эмбриональным научением. В этот период формируются предпосылки и потенциальные возможности психического отражения.
Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде
В этом периоде формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, закладываются основы поведения взрослого животного. Постнатальное развитие поведения у разных животных протекает по-разному.
Детеныши позвоночных животных рождаются на разных стадиях зрелости:
● незрелорождающиеся – детеныши млекопитающих (грызуны, хищные), птенцы птенцовых птиц (воробьиные, хищные);
● зрелорождающиеся – детеныши копытных млекопитающих, выводковые птицы (куры, гусеобразные).
Зрелорожденные детеныши почти сразу становятся способными к самостоятельному выполнению основных жизненных функций.
Незрелорожденные детеныши на протяжении определенного времени зависят от родительского ухода. Но, они психически наиболее развитые животные.
Важную роль в этом процессе играет забота взрослых животных о своём потомстве – действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства. Более высокой формой заботы о потомстве является уход за потомством.
Врожденное узнавание проявляется независимо от индивидуального опыта в форме видоспецифического избирательного отношения животных к объектам среды, их признакам и ситуациям. Это проявляется в способности животных биологически адекватно реагировать на некоторые признаки еще незнакомых им ситуаций или объектов.
Проявляется общее правило – нет чисто врожденных форм поведения. В процессе постнатального развития происходит уточнение и дифференцировка врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта.
В раннем постнатальном периоде происходит достройка врожденных пусковых механизмов важнейших инстинктивных действий путем включения в них индивидуально приобретаемых компонентов. В этом сущность процесса запечатления, или импринтинга (Imprinting).
Особенно четко запечатление проявляется в реакции следования. Феномен этой реакции в том, что зрелорождающиеся детеныши уже вскоре после появления на свет неотступно двигаются вслед за родителями. Пример: поведение детенышей домашних животных.
Важную роль для приобретения и обогащения индивидуального опыта и для познавательной деятельности животного имеет раннее манипулирование. Манипулирование – активное обращение с различными предметами при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота, хвоста, щупалец, клешней.
Развитие психической деятельности в ювенильном периоде
Ювенильный период, или как его иначе называют, подростковый или предадультный, т.е. предшествующий взрослению продолжается вплоть до периода полового созревания. В данный период детеныши большинства видов перестают питаться материнским молоком. Они начинают совершать довольно дальние путешествия от родного гнезда, посещать соседние территории. У детенышей меняются зубы, и этот процесс сопровождается целым рядом физиологических особенностей. Формируются типологические особенности темперамента и характера, оборонительные реакции. Идет подготовка к половому созреванию.
Во время ювенильного периода детеныш должен хорошо усвоить нормы поведения в сложном социуме, в котором ему предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни. Ювенильный период можно условно сравнить с воспитанием и сложной "притиркой" взаимоотношений в средней школе.
Важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игра — совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри) Игры детенышей и молодых особей очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики.
О проблеме инстинктов у человека писал П.Я.Гальперин.
Признание инстинктов у человека с необходимостью ведет к заключению, что основные движущие силы поведения у человека и животных одинаковы и культура общества составляет лишь окольный, разрешенный обществом путь для удовлетворения тех же животных инстинктов (что и утверждал Фрейд). Тогда обсуждение и наказание относились бы лишь к нарушению установленного способа или неловкости в удовлетворении инстинктов, а не к самим мотивам поведения.
Но это не так. Иначе нельзя было бы судить человека за его поступки. Человек принимает решение, определяет что хорошо, а что плохо. Животное, руководствуясь инстинктами, на это не способно. Следовательно, утверждение, что человек в равной с животными степени подвержен влиянию инстинктов, есть натуралистическое отрицание морали, которое уже формально несет в себе противоречие — развенчивая человека, оно пользуется тем критерием морали, реальное значение которой отрицает.
Поэтому вопрос не в том, какие инстинкты полезны, а какие вредны. Вопрос в том, совместимы ли инстинкты с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оценкой поведения и ответственностью за поступки.
Важно понимать механизм инстинкта.
В центральном механизме инстинктивного поведения всегда участвуют три звена: а) инстанция органической потребности; б) инстанция специфического отношения к объектам (носителям безусловного раздражителя); в) инстанция эффекторной части поведения, его двигательного, внутриорганического и психологического обеспечения. (лягушка захотела есть - увидела муху - поймала муху). Роль и значение этих компонентов в характеристике инстинктивного поведения далеко не одинаковы. Органическая потребность составляет первый и основной источник активности животного, однако не она придает поведению его специфически инстинктивный характер. Потребность в питательных веществах и побуждение к их добыванию у человека и у многих животных в основном очень сходны, а пищевое поведение у разных животных и тем более у человека существенно разное; у всех животных оно инстинктивное, а у человека — не инстинктивное (привет расстройствам пищевого поведения).
Почему мы не как лягушка?
Потому что жизнь в человеческом обществе требует от каждого его сочлена учитывать не только природные свойства вещей и людей, но в первую очередь их общественную оценку и общественные способы и формы поведения. Столь характерное для животного, испытывающего потребность, прямое, инстинктивное отношение к предметам внешней среды, включая и сочленов своей группы, несовместимо с отношением человека к объектам своих потребностей, поскольку это отношение опосредствовано общественными условиями. И в той мере, в какой происходило очеловечивание животных предков человека, их инстинктивные отношения к внешней среде и друг к другу должны были активно затормаживаться.
В общем, наши инстинкты - это уже не вполне инстинкты, а влечения. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии — переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания.
(Если кто-то умный сможет адекватно сократить всё это полотно - честь ему и хвала).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 897.