Базовая потребность (Адлер) - стремление к превосходству (быть лучше всех во всем)
- только финальными целями можно объяснить человеческое поведение
- компенсация
К. Хорни
Образ я
● я реальное
● я идеальное
● я в глазах других
● знание о самом себе и отношение к самому себе
Базовая (базальная) тревога - связана с имеющимся у ребенка ощущения одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире
Невротическте потребности - формируются на базовых тревогах
- потребности неконтролируемы, захватывают разные сферы деятельности
- их невозможно удовлетворить
Эти потребности - в любви и одобрении
- партнере и опоре
- узком ограничении жизни
- силе (связанно с унижением других)
- эксплуатации других (управлении всеми)
- значимости (социальной)
- быть объектом восхищения
- личных достижениях
- самодостаточности и независимости
- совершенстве и безупречности (делать все идеально)
Смысл пирамиды в последовательном (строго) движении по пирамиде потребностей снизу вверх. Т.е. невозможность самореализации без удовлетворения простейших потребностей (еды, безопасности) и т.д.
Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.
Мотивы роста, называемые метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Все метапотребности важны в равной степени, и располагаются в свободном порядке. Примерами метапотребностей являются потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование".
Развитие мотивационной сферы имеет следующие этапы. А. Н. Леонтьев: развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Формируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.
Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет»); 2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера - «ребенок - общественный взрослый»).
1. Младенчество - ведущая деятельность - общение в непосредственно-эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворния. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования -ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.
2. Предметно-орудийная деятельность. Освоение физического мира, освоение общественно выработанными способами. Общение стало по поводу предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка общественные формы действования с предметом. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых, но непосредственно в мире взрослых он жить не может.
3. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального - сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький.
4. Учебная деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников.
5. Подростковый возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности.
6. Старший школьный возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой.
У некоторых людей продолжается это движение - рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Но в зрелом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Концепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мотива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенности для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мотивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т. д. (т. е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели).
Механизмы развития мотивационной сферы по Вилюнасу. 1. Мотивационное обуславливание. Передача эмоционального (мотивационного) значения имеющим его воздействием новому содержанию, связанному с эти воздействием в опыте индивида (звук + кролик). Ситуация объединяет эти два предмета.
2. Мотивационное опосредование. Строение воспитательного воздействия: предписание; аргументация (связаны причинно-следственными отношениями). Предписание - указание на предмет и на должное к нему отношение. Аргументация выражает основание предписания. Выбор основания - то, что значимо воспитуемому. Переключение эмоционального отношения на новый предмет (опосредование, сдвиг мотива на цель).
3. Мотивационная фиксация. Способность мотивационного события оставлять следы. Фиксация эмоцией, запечатление инстинктивного опыта (половое запечатление), подражание и эмоциональное заражение (эмоциональное состояние другого не безразлично индивиду).
4. Мотивационная суммация. Полимотивация (жизненная (на основе сложившейся жизненной ситуации) и ситуативная (влияние разных факторов наличной ситуации (К. Левин)).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 353.