Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и представляет необходимое условие его нормальной жизнедеятельности.
Этапы
● - до встречи с предметом
● - появление мотива, после встречи с предметом
Виды
Мотив - предмет потребности (Леонтьев)
- материальные или идеальные предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, посредством которых удовлетворяются определенные потребности субъекта
Виды (по влиянию на деятельность)
● Ведущий
● Силы
По степени осознанности
● Осознанные
● Неосознанные
По содержанию
● Биологические
● Социальные
● Материальные
● Тд
По видам активности
● общие
● проф. деяетльность
● общественные
● игра
● учеба
● спортивные
по временным характеристикам
● кратковременные
● устойчивые
Функции мотивов
Специфика потребностно-мотивационной сферы человека
Рассмотрим проблему отличия потребностно – мотивационной сферы человека от животных. В западной психологии этот вопрос решался таким образом:
1) Искались мотивы общие для человека и животных
2) Искались мотивы, характерные только для человека.
То есть искали разграничение между высшими потребностями (среди которых обычно указываются эстетическая потребность и самоактуализация), как бы чисто человеческими, и низшими (общими). Потребности в пище, в воде, в конкретной температуре, в отдыхе после напряжённой работы, во сне после бодрствования являлись общими.
И все же этот путь разделения оказывается неудачным в плане промежуточного звена, например, познавательная потребность – она присуща и животным, потребность в любви – да, она присуща и животным. Очень многие потребности, которые традиционно приписывают человеку, они являются общими.
Поэтому Леонтьев предложил иной подход к этому разделению и выявил несколько очень важных пунктов, по которым они отличаются:
1) Социальный характер человеческих потребностей.
Они социальны по содержанию: предмет потребности производится обществом. Всё, что производится, оно востребовано в качестве мотивов. Или то, что производится, скоро станет мотивом. Как только появляется какой предмет, то все сразу в нём начинают испытывать большую необходимость. Животные могут менять содержание своих потребностей, но этот предмет находится в природе, он обнаруживается, а не сознается. Даже если он обнаруживается человеком в природе, то он ещё осмысливается и означивается социумом. Например, даже если это просто обычная вода, то она разливается в бутылки, снабжается ярлыками, что она экологически чистая, снабжённая всеми возможными минералами вода. Приобретает социальное обусловливание.
Социальность по способам удовлетворения. Голод, удовлетворяемый с помощью ножа и вилки принципиально иной голод, чем тот, который удовлетворяется при помощи зубов и костей. В случае сильной голодовке, когда человек может есть все что угодно и как угодно, человеческие потребности расчеловечиваются.
2) Структура потребностно – мотивационной сферы. У человека – иерархическая упорядоченность, потребности упорядочены и выстроены по степени своей значимости, у животных побеждает более сильный в данный момент мотив.
3) По формированию и развитию. У животных мотивы формируются стихийно, у человека существует специальная деятельность (воспитание), направленная на формирования потребностно – мотивационной сферы. У человека мотивы регулируются, для этого есть специальный механизм – воля. У человека удовлетворение потребностей опосредовано интеллектом, личностью, волей, сознанием. Из социальности потребностно-мотивационной сферы следует, что человеческая мотивация исторична, изменчива и разнообразна. Структура она иерархическая, однако поведение одно, а желаний (потребностей и мотивов) много в каждый конкретный момент.
Леонтьев высказывает идею о полимотивированности человеческой деятельности. Поведение одно, а мотивов много. Нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы как можно больше мотивов эта деятельность удовлетворяла.
У человека появляется то, чего нет у животного – относительная независимость от функционального состояния организма. То есть, у животного, если оно хочет есть, то оно будет есть при возможности, при наличии пищи. У человека по содержанию мотив может быть вовсе не связан с деятельностью. Деятельность по содержания определённая, а мотив, который стоит за этой деятельностью – он совсем другой.
Мотивация и деятельность
Мотивация – это побуждение к действию.
Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
● Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
● Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
● Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
● Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
● Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
● Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:
● Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
● Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
● Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:
● Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
● Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
● Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
● Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
● Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
● Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
● Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
● Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
● Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 275.