Потребности и мотивы, их характеристика и классификации. Специфика потребностно-мотивационной сферы человека. Мотивация и деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и представляет необходимое условие его нормальной жизнедеятельности.

Этапы

● - до встречи с предметом

● - появление мотива, после встречи с предметом

Виды

  1. Субстанциональные (в чем—то конкретном)
  2. Функциональные (в активности)
  3. По деятельности (пищевые/ половые/ оборонительные/ игровые и тд)
  4. По происхождению (биогенные - инстинкты/ психогенные - индивидуальные потребности/ социогенные - общественные потребности)
  5. По субъекту (индивидуальные/ групповые/ общественные/ общечеловеческие)
  6. По объекту (материальные/ духовные)

Мотив - предмет потребности (Леонтьев)

- материальные или идеальные предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, посредством которых удовлетворяются определенные потребности субъекта

Виды (по влиянию на деятельность)

● Ведущий

● Силы

По степени осознанности

● Осознанные

● Неосознанные

По содержанию

● Биологические

● Социальные

● Материальные

● Тд

По видам активности

● общие

● проф. деяетльность

● общественные

● игра

● учеба

● спортивные

по временным характеристикам

● кратковременные

● устойчивые

Функции мотивов

  1. побуждающая (вызывают и побуждают активность)
  2. направляющая (на конкретный объект)
  3. стимулирующая (появление вторичных мотивов)
  4. регулирующая (мотив в целом оказывает влияние на то, как осуществляется деятельность и составляющие ее действия)
  5. отражательная (отражает потребности, цели, средства и последствия их достижения)
  6. смыслообразующая (личностный смысл - особая значимость действия или события)
  7. объяснительная (опора на мотивы человека, которые руководят его поведением)
  8. защитная (рациональное объяснение человеком своего поведения, путем приемлемым для него и его референтной группы)

Специфика потребностно-мотивационной сферы человека
Рассмотрим проблему отличия потребностно – мотивационной сферы человека от животных. В западной психологии этот вопрос решался таким образом:
1) Искались мотивы общие для человека и животных
2) Искались мотивы, характерные только для человека.
То есть искали разграничение между высшими потребностями (среди которых обычно указываются эстетическая потребность и самоактуализация), как бы чисто человеческими, и низшими (общими). Потребности в пище, в воде, в конкретной температуре, в отдыхе после напряжённой работы, во сне после бодрствования являлись общими.
И все же этот путь разделения оказывается неудачным в плане промежуточного звена, например, познавательная потребность – она присуща и животным, потребность в любви – да, она присуща и животным. Очень многие потребности, которые традиционно приписывают человеку, они являются общими.

Поэтому Леонтьев предложил иной подход к этому разделению и выявил несколько очень важных пунктов, по которым они отличаются:

1) Социальный характер человеческих потребностей.
Они социальны по содержанию: предмет потребности производится обществом. Всё, что производится, оно востребовано в качестве мотивов. Или то, что производится, скоро станет мотивом. Как только появляется какой предмет, то все сразу в нём начинают испытывать большую необходимость. Животные могут менять содержание своих потребностей, но этот предмет находится в природе, он обнаруживается, а не сознается. Даже если он обнаруживается человеком в природе, то он ещё осмысливается и означивается социумом. Например, даже если это просто обычная вода, то она разливается в бутылки, снабжается ярлыками, что она экологически чистая, снабжённая всеми возможными минералами вода. Приобретает социальное обусловливание.
Социальность по способам удовлетворения. Голод, удовлетворяемый с помощью ножа и вилки принципиально иной голод, чем тот, который удовлетворяется при помощи зубов и костей. В случае сильной голодовке, когда человек может есть все что угодно и как угодно, человеческие потребности расчеловечиваются.

2) Структура потребностно – мотивационной сферы. У человека – иерархическая упорядоченность, потребности упорядочены и выстроены по степени своей значимости, у животных побеждает более сильный в данный момент мотив.

3) По формированию и развитию. У животных мотивы формируются стихийно, у человека существует специальная деятельность (воспитание), направленная на формирования потребностно – мотивационной сферы. У человека мотивы регулируются, для этого есть специальный механизм – воля. У человека удовлетворение потребностей опосредовано интеллектом, личностью, волей, сознанием. Из социальности потребностно-мотивационной сферы следует, что человеческая мотивация исторична, изменчива и разнообразна. Структура она иерархическая, однако поведение одно, а желаний (потребностей и мотивов) много в каждый конкретный момент.
Леонтьев высказывает идею о полимотивированности человеческой деятельности. Поведение одно, а мотивов много. Нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы как можно больше мотивов эта деятельность удовлетворяла.
У человека появляется то, чего нет у животного – относительная независимость от функционального состояния организма. То есть, у животного, если оно хочет есть, то оно будет есть при возможности, при наличии пищи. У человека по содержанию мотив может быть вовсе не связан с деятельностью. Деятельность по содержания определённая, а мотив, который стоит за этой деятельностью – он совсем другой.










Мотивация и деятельность

Мотивация – это побуждение к действию.

Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

● Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

● Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).

● Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).

● Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).

● Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).

● Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:

● Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);

● Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);

● Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).

Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:

● Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).

● Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).

● Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.

● Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.

● Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).

● Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.

● Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.

● Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.

● Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 275.