Общая характеристика ощущений и восприятия как познавательных процессов. Ощ. и образ. Определения, классификации, развитие.
Познавательные процессы-психические явления, непосредственно обеспечивающие познавание: восприятие информации, ее переработку и хранение.
Пример пз.процессов: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Пз.процессы делятся на 2 типа:
· Универсальные/сквозные- память, внимание, воображение; они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимым условием познания. Обеспечивают возможность сохранения единства Я во времени: память удерживает прошлый опыт, внимание-актуальный, воображение прогнозирует будущее.
· Собственно пз.процессы: их результат-знание субъекта о мире и себе, полученное с помощью органов чувств (ощущение и восприятие)/ рационально (мышление).
Ощущение-психофизический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств.
Ощущения-возникающее в результате указанного процесса субъективное переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств.
Виды ощ:
· По модальностям (зрительные, слуховые…). Отдельно выделяют синестезии, когда ощущения разных модальностей пересекаются (например, острый вкус)
· По расположению рецепторов (классификация Шерингтона): экстероцептивные (на поверхности тела), интероцептивные/органические (внутри тела) и проприоцептивные (отражают особенности положения тела, эти рецепторы/проприоцепторы находятся в суставных сумках и связках).
· По видам энергии/рецепторам (классификация Вундта): механорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы
· По функциям (Бернштейн) чувствительность бывает сигнально-пусковая (запускает рефлекторные действия) и контрольно-коррекционная.
· По роли в жизнедеятельности (Шерингтон): коррекционная (координация частей тела, обеспечивается проприоцепторами), поддержание гомеостаза (интероцепция) и связь с внешним миром (экстероцепция)-таже 2рая классификация, только по функциям.
· По генезу/происхождению (Хэд) чувствительность: протопатическая (более древняя, менее дифференцированная, пример, чувствительность периферических зон сетчатки) и эпикритическая (более молодая и дифференцированная, позволяет более детально рассмотреть стимулы, например, желтое пятно)
Свойства ощущений: модельность/качество, протяженность в простарстве, длительность, ясность.
Восприятие-сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа.
Восприятие- субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор/систему анализаторов.
Свойства восприятия:
· Целостность (возникает целостны й образ)
· Предметность (перцептивный образ имеет определенное предметное содержание; реальность существования, вынесенность за пределы субъекта)
· Константность (относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия)
· Избирательность (преимущественное выделение одних предметов/ их признаков по сравнению с другими)
· Категориальность (связь с мышлением, отнесение предмета к определенной категории).
Виды восприятия: по модальностям+ восприятие движения, времени и пространства.
Образ-обобщающий термин для осознанных представлений, имеющих квазисенсорный, но не перцептивный характер (чувственная форма психических явлений, но их содержание может иметь не только чувственную основу).
Сенсорный образ-осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов/стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств.
Перцептивный образ- осознанное психическое отражение предметов и ситуаций в целом в виде целостного знания.
Перцептивный образ- форма обобщенного отражения какой-либо части реальности, имеющей под собой сенсорную основу.
Также выделяют мысленные образы (памяти и воображения-они лишены непосредственной чувственной основы), образ тела (представления о собственном теле, расположении частей тела), фантомные образы (при утрате части тела), эйдетические образы (проецированный образ, четкий, ясный, кажущийся ребенку перцептом); галлюцинации (ложное восприятие отсутствующего предмета/его признаков, признаваемое за реальное).
Развитие.
Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т.д.)
Развитие идет путем различения ощущений, что отражается во времени реакции на физические раздражители (которое у ребенка постепенно уменьшается, он начинает быстрее реагировать)
2-6 лет одновременно с развитием ощущений развивается восприятие.
Запорожец- развитие восприятия вступает в новую фазу при переходе от раннего (1-3 года) к дошкольному возрасту (3-6лет): под влиянием игр и конструктивной деятельности складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза.
Развитие восприятия происходит как процесс формирования перцептивных действий (эти действия обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, что приводит к построению образа адекватного предметному миру).
Вегнер выделял этапы развития перцептивных действий:
1. Формирование у ребенка материальных, практических действий с предметом в процессе игры-манипуляции. Ведущую роль играют руки
2. Ребенок начинает адекватно воспринимать предметы реального мира без непосредственного материального контакта с ними (например, может глазами ощупать предмет). Происходит переход с внешних практических действий во внутренний план (интериоризация).
3. Перцептивные действия становятся еще более скрытыми и свернутыми, восприятие начинает казаться пассивным, не имеющим внешние проявления процессом.
Главнейшее условие развития восприятия-деятельность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.