Раздел 2.Психология познавательной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика ощущений и восприятия как познавательных процессов. Ощ. и образ. Определения, классификации, развитие.

Познавательные процессы-психические явления, непосредственно обеспечивающие познавание: восприятие информации, ее переработку и хранение.

Пример пз.процессов: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Пз.процессы делятся на 2 типа:

·  Универсальные/сквозные- память, внимание, воображение; они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимым условием познания. Обеспечивают возможность сохранения единства Я во времени: память удерживает прошлый опыт, внимание-актуальный, воображение прогнозирует будущее.

·  Собственно пз.процессы: их результат-знание субъекта о мире и себе, полученное с помощью органов чувств (ощущение и восприятие)/ рационально (мышление).

 

Ощущение-психофизический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств.

Ощущения-возникающее в результате указанного процесса субъективное переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств.

 

Виды ощ:

· По модальностям (зрительные, слуховые…). Отдельно выделяют синестезии, когда ощущения разных модальностей пересекаются (например, острый вкус)

· По расположению рецепторов (классификация Шерингтона): экстероцептивные (на поверхности тела), интероцептивные/органические (внутри тела) и проприоцептивные (отражают особенности положения тела, эти рецепторы/проприоцепторы находятся в суставных сумках и связках).

· По видам энергии/рецепторам (классификация Вундта): механорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы

· По функциям (Бернштейн) чувствительность бывает сигнально-пусковая (запускает рефлекторные действия) и контрольно-коррекционная.

· По роли в жизнедеятельности (Шерингтон): коррекционная (координация частей тела, обеспечивается проприоцепторами), поддержание гомеостаза (интероцепция) и связь с внешним миром (экстероцепция)-таже 2рая классификация, только по функциям.

· По генезу/происхождению (Хэд) чувствительность: протопатическая (более древняя, менее дифференцированная, пример, чувствительность периферических зон сетчатки) и эпикритическая (более молодая и дифференцированная, позволяет более детально рассмотреть стимулы, например, желтое пятно)

Свойства ощущений: модельность/качество, протяженность в простарстве, длительность, ясность.

 

Восприятие-сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа.

Восприятие- субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор/систему анализаторов.

Свойства восприятия:

·  Целостность (возникает целостны       й образ)

·  Предметность (перцептивный образ имеет определенное предметное содержание; реальность существования, вынесенность за пределы субъекта)

·  Константность (относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия)

·  Избирательность (преимущественное выделение одних предметов/ их признаков по сравнению с другими)

·  Категориальность (связь с мышлением, отнесение предмета к определенной категории).

Виды восприятия: по модальностям+ восприятие движения, времени и пространства.

 

Образ-обобщающий термин для осознанных представлений, имеющих квазисенсорный, но не перцептивный характер (чувственная форма психических явлений, но их содержание может иметь не только чувственную основу).

 

Сенсорный образ-осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов/стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств.

Перцептивный образ- осознанное психическое отражение предметов и ситуаций в целом в виде целостного знания.

Перцептивный образ- форма обобщенного отражения какой-либо части реальности, имеющей под собой сенсорную основу.

Также выделяют мысленные образы (памяти и воображения-они лишены непосредственной чувственной основы), образ тела (представления о собственном теле, расположении частей тела), фантомные образы (при утрате части тела), эйдетические образы (проецированный образ, четкий, ясный, кажущийся ребенку перцептом); галлюцинации (ложное восприятие отсутствующего предмета/его признаков, признаваемое за реальное).

 

 

Развитие.

Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т.д.)

Развитие идет путем различения ощущений, что отражается во времени реакции на физические раздражители (которое у ребенка постепенно уменьшается, он начинает быстрее реагировать)

2-6 лет одновременно с развитием ощущений развивается восприятие.

Запорожец- развитие восприятия вступает в новую фазу при переходе от раннего (1-3 года) к дошкольному возрасту (3-6лет): под влиянием игр и конструктивной деятельности складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза.

Развитие восприятия происходит как процесс формирования перцептивных действий (эти действия обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, что приводит к построению образа адекватного предметному миру).

Вегнер выделял этапы развития перцептивных действий:

1. Формирование у ребенка материальных, практических действий с предметом в процессе игры-манипуляции. Ведущую роль играют руки

2. Ребенок начинает адекватно воспринимать предметы реального мира без непосредственного материального контакта с ними (например, может глазами ощупать предмет). Происходит переход с внешних практических действий во внутренний план (интериоризация).

3. Перцептивные действия становятся еще более скрытыми и свернутыми, восприятие начинает казаться пассивным, не имеющим внешние проявления процессом.

Главнейшее условие развития восприятия-деятельность.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.