Рис. 4.6. Основные виды радио- и телевизионного интервью.
Характер интервью зависит от того, с какой целью пригласили интервьюируемого – получить от него информацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.
Интервью – расспрос.
Преследует цель – получение новой информации. В этом интервью задача интервьюируемого – предоставить запрашиваемую информацию или высказать свое мнение по какому-либо вопросу или проблеме. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает. В ходе беседы интервьюируемому задают, как правило, вопросы открытого типа, в основе которых лежит желание узнать новую информацию. Открытые вопросы требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов. Реже в интервью – расспросе используются вопросы закрытого типа, в которых запрашивается мнение участников выступления. В ответ на закрытый вопрос интервьюируемому редко удается ограничиться ответом «да» или «нет». Обычно приходится объяснять свою позицию или аргументировать мнение, в противном случае журналист будет подталкивать интервьюируемого к ответу.
Интервью – обмен мнениями.
В центре внимания такого интервью находится обсуждение общезначимой проблемы. В этом интервью задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.
Основная задача журналиста – расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журналисты часто прибегают к высказыванию мнения в форме предположения. Иногда журналист договаривает за интервьюируемым его мысль, используя интерпретацию слов собеседника, ведущий старается получить дополнительную аргументацию, помогает интервьюируемому яснее высказать свое мнение.
Интервью – портрет.
Создает образ интервьюируемого. В этой беседе интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Интервью – портрет часто берут в неофициальной обстановке: дома или на даче у интервьюируемого Неофициальная обстановка, зачастую, располагает к шутливому, несерьезному тону разговора. Для такого разговора характерно многотемье. Главное в интервью такого вида – естественность.
Как правило, проведение радио – и телевизионного интервью подразумевает последовательное выполнение трех этапов:
I этап – Подготовительный.
II этап – Основной.
III этап – Заключительный.
Исключение составляют блиц – интервью на улице, после публичного выступления, после совещания, на митинге и т.д. В этом случае беседа носит характер максимально спонтанный. Как правило, такие интервью короткие, касаются какой-то одной проблемы и проводятся без дополнительной предварительной подготовки.
При проведении обычных радио – и телевизионных интервью, все подготовительные и организационные работы выполняются поэтапно.
Этапы организации и проведения радио - или телевизионного интервью представлены на рисунке 4.7.
На первом, подготовительном этапе выполняются следующие работы:
· обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью;
· продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них;
· собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы;
· собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью;
· прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д.
II Основной этап радио – и телевизионного интервью состоит из следующих стадий:
Подготовительный этап | ||
· обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью; · продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них; · собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы; · собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью; · прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д. | ||
Основной этап | ||
1. Контактоустанавливающая стадия. 2. Концентрация внимания на какой-то проблеме. 3. Подведение итогов разговора. | ||
| ||
Заключительный этап | ||
1. Самоанализ поведения участников 2. Анализ хода встречи | ||
Рис. 4.7. Организация и проведение радио – и телевизионного интервью.
Контактоустанавливающая стадия.
На этой стадии выполняется приветствие, представление интервьюируемого зрителям или слушателям. В этот период задаются социальные роли собеседников. Происходит установление психологического контакта. Многое зависит от того, как представит участников интервью журналист, ведущий встречу.
Концентрация внимания на какой-то проблеме, теме.
Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5 – 10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.