Отношения между выступающим и аудиторией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый компонент содержит свою систему характеристик.

1. Наиболее важными для первого компонента являются следую­щие характеристики:

· авторитетность, внешняя привлекательность и тактичность;

· компетентность, то есть знание того, о чем говорит выступающий;

· конкретность и доходчивость содержания;

· искренность, правдивость, убежденность выступающего в содержании выступления;

· непри­нужденность тона, т.е. речь должна быть организована по типу неофициальной беседы (за исключением случаев официального заявления);

· умение донести свои знания, мысли, содержание выступления до аудитории.

Наиболее важными характеристиками для второго компонента, можно назвать следующие:

· знание выступающим своей аудитории;        

· выражение искреннего уважения к аудитории;

· умение выступающего общаться с аудиторией на равных, без нравоучительного тона, заискивания, не занимаясь самолюбованием.

На разных этапах радио- и телевизионного общения эти характеристики могут играть разную роль. Например:

1. На начальной стадии выступления эффект привлекательности может возникнуть только благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитет­ности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении.

2. Постепенно приоритетными будут становиться остальные характеристики отношения выступающего к аудитории и отношения выступающего к содержанию сообщения.

Это необходимо помнить для того, чтобы на начальной стадии привлечь внимание аудитории, а затем удерживать его в течение всего выступления.

При подготовке к радио- или телевизионному выступлению необходимо проработать представляемый материал. Выступающий должен помнить о целях и критериях успеха вещательных средств массовой информации. Успех или провал программ телевидения и радио определяется их рейтингом – то есть численностью (а нередко качеством) привлеченной аудитории.

Основные требования, предъявляемыми к радио- и телевизионному выступлению, представлены на рис. 4.5.

 

Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному выступлению

 

Разговорность

 

Оптимальное использование лексики
Четкая структуризация выступления
Информационная точность
Построение драматургии выступления
   

Диалогизация

Вопросно-ответный прием
Прямое и косвенное обращение к собеседнику
Эмоциональная оценка факта и события
   

Интимизация

Использование неправильного порядка слов в предложении
Риторические вопросы
Высказывания с вводными словами и предложениями
   

Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия

Модуляция речи
Громкость голосового тона
Скорость речи
Окраска звучания голоса
Дикция
Ритмичность речи

 

Рис. 4.5. Основные требования, предъявляемые

к радио- и телевизионному выступлению.

 

Представленные на рисунке 4.5. требования в равной степени относятся как к персональному выступлению, так и к, различного рода, беседам в эфире: интервью, беседа за круглым столом, дискуссия и т.д.

Разговорность включает в себя:

· оптимальное использование лексики, которое предполагает краткость словесной формы, отказ от пространных объяснений и т.д.

 


· четкая структуризация выступления,  выражающаяся в динамичности, конкретизации темы, выборе одного аспекта или наиболее важного вопроса, последовательном приведении конкретных фактов и т.д.;

· информационная точность,  которая позволит аудитории понять содержание выступления, проникнуться его идеей;

· построение драматургии выступления таким образом, чтобы удержать аудиторию у телевизионных или радиоприемников на период всей передачи. Для этого используются следующие приемы:

— информационная новизна, посредством которой достигается оптимальное воздействие на аудиторию. При этом можно выделить три основных типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам. Недостаток новизны стимулирует переключение внимания;

— доказательность информации, которая опирается на опыт аудитории, статистику, факты и т.д.

— акцентирование начала и конца выступления, которые имеют важную психологическую нагрузку.

Наиболее емко требование разговорности сформулировал Поль Сопер: «Вводные замечания должны быть краткими, целе­устремленными и интересными, все последующие — свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки — не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться об­разностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов».


Диалогизация.

Заключается в том, что выступление строится как монолог со структур­ными элементами диалога, т.е. рассчитано на реакцию слушателей. Для построения диалогизации в выступлении используются следующие приемы:

· вопросно – ответный прием характеризуется тем, что выступающий формулирует вопросы и сам приводит на них ответы;

· прямое и косвенное обращение к собеседнику выражается в использовании прямых формул обращения к невидимому собеседнику или высказываний от имени самих радиослушателей или телезрителей;

· эмоциональная оценка факта или события, которая должна подаваться так, как будто она сформировалась спонтанно в процессе выступления, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, не­преднамеренности сделанного сообщения.

Интимизация.

Происходит из-за камерности обстановки в которой находится выступающий. Она формируется спонтанно в процессе взаимодейст­вия, и у аудитории создается впечатление не­преднамеренности сделанного сообщения. Интимизация сни­жает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная лексика, в которой допустимо:

· использование неправильного порядка слов в предложении;

· риторические вопросы;

· высказывания с вводными словами и предложениями и т.д.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.