Каждый компонент содержит свою систему характеристик.
1. Наиболее важными для первого компонента являются следующие характеристики:
· авторитетность, внешняя привлекательность и тактичность;
· компетентность, то есть знание того, о чем говорит выступающий;
· конкретность и доходчивость содержания;
· искренность, правдивость, убежденность выступающего в содержании выступления;
· непринужденность тона, т.е. речь должна быть организована по типу неофициальной беседы (за исключением случаев официального заявления);
· умение донести свои знания, мысли, содержание выступления до аудитории.
Наиболее важными характеристиками для второго компонента, можно назвать следующие:
· знание выступающим своей аудитории;
· выражение искреннего уважения к аудитории;
· умение выступающего общаться с аудиторией на равных, без нравоучительного тона, заискивания, не занимаясь самолюбованием.
На разных этапах радио- и телевизионного общения эти характеристики могут играть разную роль. Например:
1. На начальной стадии выступления эффект привлекательности может возникнуть только благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении.
2. Постепенно приоритетными будут становиться остальные характеристики отношения выступающего к аудитории и отношения выступающего к содержанию сообщения.
Это необходимо помнить для того, чтобы на начальной стадии привлечь внимание аудитории, а затем удерживать его в течение всего выступления.
При подготовке к радио- или телевизионному выступлению необходимо проработать представляемый материал. Выступающий должен помнить о целях и критериях успеха вещательных средств массовой информации. Успех или провал программ телевидения и радио определяется их рейтингом – то есть численностью (а нередко качеством) привлеченной аудитории.
Основные требования, предъявляемыми к радио- и телевизионному выступлению, представлены на рис. 4.5.
Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному выступлению |
| Разговорность |
| Оптимальное использование лексики |
Четкая структуризация выступления | ||||
Информационная точность | ||||
Построение драматургии выступления | ||||
Диалогизация | Вопросно-ответный прием | |||
Прямое и косвенное обращение к собеседнику | ||||
Эмоциональная оценка факта и события | ||||
Интимизация | Использование неправильного порядка слов в предложении | |||
Риторические вопросы | ||||
Высказывания с вводными словами и предложениями | ||||
Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия | Модуляция речи | |||
Громкость голосового тона | ||||
Скорость речи | ||||
Окраска звучания голоса | ||||
Дикция | ||||
Ритмичность речи |
Рис. 4.5. Основные требования, предъявляемые
к радио- и телевизионному выступлению.
Представленные на рисунке 4.5. требования в равной степени относятся как к персональному выступлению, так и к, различного рода, беседам в эфире: интервью, беседа за круглым столом, дискуссия и т.д.
Разговорность включает в себя:
· оптимальное использование лексики, которое предполагает краткость словесной формы, отказ от пространных объяснений и т.д.
· четкая структуризация выступления, выражающаяся в динамичности, конкретизации темы, выборе одного аспекта или наиболее важного вопроса, последовательном приведении конкретных фактов и т.д.;
· информационная точность, которая позволит аудитории понять содержание выступления, проникнуться его идеей;
· построение драматургии выступления таким образом, чтобы удержать аудиторию у телевизионных или радиоприемников на период всей передачи. Для этого используются следующие приемы:
— информационная новизна, посредством которой достигается оптимальное воздействие на аудиторию. При этом можно выделить три основных типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам. Недостаток новизны стимулирует переключение внимания;
— доказательность информации, которая опирается на опыт аудитории, статистику, факты и т.д.
— акцентирование начала и конца выступления, которые имеют важную психологическую нагрузку.
Наиболее емко требование разговорности сформулировал Поль Сопер: «Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и интересными, все последующие — свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки — не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов».
Диалогизация.
Заключается в том, что выступление строится как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитано на реакцию слушателей. Для построения диалогизации в выступлении используются следующие приемы:
· вопросно – ответный прием характеризуется тем, что выступающий формулирует вопросы и сам приводит на них ответы;
· прямое и косвенное обращение к собеседнику выражается в использовании прямых формул обращения к невидимому собеседнику или высказываний от имени самих радиослушателей или телезрителей;
· эмоциональная оценка факта или события, которая должна подаваться так, как будто она сформировалась спонтанно в процессе выступления, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, непреднамеренности сделанного сообщения.
Интимизация.
Происходит из-за камерности обстановки в которой находится выступающий. Она формируется спонтанно в процессе взаимодействия, и у аудитории создается впечатление непреднамеренности сделанного сообщения. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная лексика, в которой допустимо:
· использование неправильного порядка слов в предложении;
· риторические вопросы;
· высказывания с вводными словами и предложениями и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.