О ПРОБлЕМЕ СОцИАльНОй дИСгАРМОНИИ В СОВРЕМЕННОй РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.В. ЛИЗУНОВ

1. Социальная дисгармония и нравственный кризис. Как пока­зывает исторический опыт человечества, общество, в котором разрушаются духовные и нравственные основы, неизбежно дегра­дирует. Безудержная погоня экономической элиты за прибылью и ослабление социальных институтов приводят к социальному рас­слоению, острым противоречиям и криминальным деформациям, финансовым кризисам и экологическим бедствиям. При усилении социальной дисгармонии любые стратегические экономические проекты государства и регионов обречены на провал.

В настоящее время в связи с продолжением радикальных ре­форм на фоне мирового системного кризиса (финансового, по­литического, экологического и др.) Россия, как и другие страны мирового сообщества, сталкивается с качественно новыми, все более сложными социально-экономическими угрозами и про­блемами, обусловленными внешними и внутренними факторами, поэтому важнейшей задачей для федеральных и региональных органов управления, активной части населения является кон­солидация социума, для чего необходимо не только развитие экономики, но и возрождение духовно-нравственных основ общества.

По словам Президента России Д.А. Медведева, в настоящее время в российском обществе потеряны нравственные ориен­тиры. Мы видим, в чем это выражается: отсутствуют социально контролируемые нравственные нормы на телевидении; широко известны «моральные» установки многих политиков и газет; в обществе практически потеряны понятия чести и достоинства; личная совесть оказывается недейственной без социальных норм; очевидна массовая нравственная деградация культуры; усиливает­ся манипуляция сознанием людей и т.д.

Нравственность в широком смысле – это особая форма обще­ственного сознания и вид общественных отношений. Нравствен­ность в узком смысле – это совокупность принципов и норм по­ведения людей по отношению друг к другу и обществу.

В любом человеческом сообществе есть необходимость в согла­совании форм жизнедеятельности и достижения различных целей. В отличие от жестко фиксированных форм регуляции (правовая,


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...   71

религиозная и др.), мораль выступает в качестве «неписаного за­кона», эффективно реализуя свою регулятивную функцию.

В настоящее время социальное расслоение в России достигло немыслимых размеров. Децильный коэффициент (отношение уровня жизни 10% самых богатых к уровню жизни 10% самых бед­ных граждан) в цивилизованных странах не превышает значения 8 – 9. В России по данным, помещенным в сети Интернет, он в 2000 году был равен 24. В 2010 году, рассчитанный для Москвы и 200 компаний, он составил значение 55 – 60. В отношении ото­двинутой от «праздника жизни» половины населения России политическая и экономическая элита, официальная культура и «гламурный слой» ведут себя как в отношении низшей расы. Про­исходит практическое устранение из массового сознания чувства сострадания к людям. Привычны стали статистика погибших и по­страдавших, сообщения о «зачистках», в качестве героев сериалов выступают киллеры, романтизированные и даже эстетизирован-ные бандиты. А.И. Солженицын говорил, что нация находится «в состоянии глубокого обморока». Конечно, это преувеличение. Но в какой степени нация осознает, что с ней происходит?

Методы управления и ведения бизнеса (предпринимательства) откровенно заимствуются из военных действий и политики – «лю­бой ценой». Экономическая эффективность полностью доминирует над почти забытыми социальной, психологической, нравственной, правовой, экологической и прочими составляющими управления. Манипуляция сознанием персонала в организациях и все виды принуждения стали более предпочтительными, чем мотивация, стимулирование и убеждение. Изощренное и корыстно ориенти­рованное «рефлексивное управление», экзотические китайские стратагемы и суггестивные речевые методики изучаются предпри­нимателями и применяются в управлении с помощью квалифи­цированных психологов. Физическое устранение конкурентов, а также более цивилизованное – с помощью «оргресурса», неправо­вой перехват корпоративного контроля – «рейдерство», судебная преступность, наркобизнес, проституция, нелегальная миграция, торговля людьми, целевой подбор компромата и информационная война давно стали привычными. Одной из важнейших российских проблем, стоящих перед обществом и органами власти является проблема коррупции, которая достигла таких масштабов, что стала мощным фактором дестабилизации и существенно влияет на уровень социального и политического существования страны, значительно тормозит ее экономическое развитие.


72



Социальный организм

В результате революций, радикальных реформ и нынешнего экономического кризиса Россия терпит крупнейшее националь­ное бедствие в мировой истории, которое носит поистине ката­строфический характер. При этом анализ российских социальных катастроф показывает, что большую роль в них играет кризис от­ношений между обществом, властью и бизнес-сообществом1.

2. Проблема социального партнерства. В начале ХХ века эконо­мический потенциал России был практически равен американ­скому и прогноз развития был исключительно благоприятным. Однако, в условиях назревавшего мирового кризиса, рос кон­фликт между интересами рвавшегося к власти бизнеса, нередко финансировавшего террористов, и властью, стремившейся в лице политической сословной элиты сохранить за собой монопольное право распоряжаться землей и недрами. Народ же одинаково негативно относился и к власти, использовавшей репрессивные меры, и к молодой нарождавшейся бизнес-элите за склонность к неумеренной роскоши. Результатом стало крушение государства и кровопролитная гражданская война как выражение столкновения общества и тоталитарной власти.

В советское время планово-директивная экономика до опреде­ленного уровня могла удовлетворять растущие социальные стан­дарты качества жизни. Когда хозяйственный механизм оказался неспособным их удовлетворять, конфликт между обществом и властью вылился в новый кризис и события 1991 – 1993 гг. Авторы работы1 полагают, что в основе разрушения социализма лежала неспособность социалистической системы создать стимулы для завершения модернизации и вступления России в постиндустри­альную стадию развития. Неэффективной в России оказалась не только административно-распределительная экономика, но и сам сложившийся социально-культурный тип целостности россий­ского общества. Нежизнеспособными оказались не только авто­ритарная власть, но и имперский тип системной национальной интеграции.

Процесс реформирования на всех его стадиях, начиная с апреля 1984 г. и по настоящий момент, протекал при ведущей роли власти и под ее контролем. Как правило, традиционным ответом России на вызовы времени всегда было усиление власти, то есть – ис­пользование насилия. Парадокс современности же заключается именно в том, что, как и прежде, все еще нельзя без насилия, но и многое уже невозможно с насилием. В настоящее время власть в целях реформирования общества должна формировать те или иные


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...                   "у1 Э

условия (и определять пределы свободы) для развития хозяйства и гражданского общества. Если политическая элита, не добившись успеха в этом направлении, будет «кроить» общество и бизнес под свои интересы, это будет означать возврат к насилию как ин­струменту решения политических, экономических и социальных задач. В настоящее время крайне необходим переход российского общества в новое качество, в котором три главные силы разви­тия: власть, народ и бизнес – вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнерство. Результатом отказа от решения этой проблемы может стать распад России как единого многонационального государства со всеми вытекающими из этого последствиями для населения и мирового сообщества.

Вопросы стратегического планирования и управления для человечества на пороге третьего тысячелетия оказались тесно связанными с проблемами устойчивого развития регионов и цивилизации в целом. Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 гг. и на Все­мирном саммите в Йоханнесбурге в августе-сентябре 2002 г., они предполагают сбалансированное развитие трех составляющих: природы, общества и экономики. Наряду с экономическими и социальными рассматриваются экологические аспекты, которые все требуют системного подхода. Эти подходы необходимы для устранения неравномерностей и диспропорций в развитии, кото­рые ведут к обострению кризисных ситуаций.

Опыт стратегического планирования позволяет выделить несколько основных положений, имеющих важное значение для городского сообщества: 1. Стратегический план служит со­временным вариантом общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества. 2. Концепция и Стратегический план выступают документами, с которыми со­гласуются все серьезные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, ин­весторами. 3. Концепция и Стратегический план способствуют формированию представлений о городе как о целостной много­функциональной системе с потенциалом саморазвития. 4. Стра­тегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций. 5. Стратегическое планирование – необходимое условие повышения имиджа города.

В г. Омске в период с 1999 по 2002 гг. по инициативе Омского Дома ученых творческой группой специалистов была разработана «Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был


74



Социальный организм

учтен опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца, программы «Евроград-21» и др. Она завершает более чем десятилетний отрезок в истории города Омска, связанный с попытками городского со­общества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии2. В 1999 г. были выделены три стратегии развития города: инерцион­ный, промышленного развития, многофункциональный. В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской кон­ференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку. В декабре 2002 г. окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмо­трен на конференции в Администрации Омской области. В нем излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, формулируется миссия города, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, описы­вается комплексная стратегия его развития: «Омск – ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», при­водятся рекомендации по реализации Концепции. Были учтены многочисленные замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций. Концепция служит основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также Генерального плана развития города. Положительный результат в этих про­цессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов – стратегических партнеров: властных структур, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.

То есть город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории. При формировании и реализации стратегии развития города выявляются различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определя­ются «точки роста» и «черные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения. Разработка и реализация Концепции основываются на следующих группах принципов. Принципы социального партнерства: Граждан­ское согласие и мотивация населения. Баланс интересов, страте­гическое партнерство. Легитимность. Ответственность. Принципы, связанные с управлением городским развитием: Целенаправленность.


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...   75

Комплексность. Иерархичность. Многофункциональность и многовариантность. Адаптивность и минимизация рисков. Пре-вентивность. Мониторинг. Принципы, обеспечивающие самораз­витие города: Интеграция и аккумуляция потенциала развития. Мотивация и стимулирование. Перманентный успех. Ориентация на человека и семью2. Однако на пути реализации стратегий, фор­мирования гражданского общества и достижения общественного согласия в России имеются значительные трудности.

3. Опасность бессубъектности в России. Причиной нарастающего потока угроз безопасности России в условиях богатейших запасов природных ресурсов, относительно высокого уровня технологий и высочайшего интеллектуального потенциала, ряд социальных психологов считает рефлексивные особенности российского общественного сознания3.

В основном, это неспособность нации осознать и рационально «исправлять» пути своего развития, вследствие доминирования социальных процессов неосознанного характера (скорее «кол­лективного бессознательного», чем «глубокого обморока»). И в настоящее время в результате радикальных реформ произошла «системная дезорганизация» государства и общества в целом. Из­вестный отечественный методолог и философ В.Е. Лепский среди признаков системной дезорганизации России указывал в 2001 году4: 1) государство не является четко выраженным субъектом управления и развития, не сформировало стратегию развития (понимаемую и принимаемую большей частью населения), не обеспечило нормальные условия жизни своим гражданам, не обеспечило соблюдение основных конституционных прав; 2) существенную роль в управлении всеми сферами общественной жизни играют коррумпированные чиновники, криминал и другие асоциальные элементы; 3) «средний класс» и элиты атрофированы, дезорганизованы, не включены в реальные механизмы управле­ния и развития; 4) политические партии и движения в основной своей массе имеют бутафорский характер; 5) общественные (не политические) образования слабо организованы и практически не влияют на социальные процессы; 6) граждане в подавляющем большинстве социально пассивны, имеют трудноразрешимые проблемы с самоидентификацией (государственной, этнической, семейной и др.).

Поскольку «бессубъектность» определяется главной болезнью России и его вирусом заражено государство, этносы, различные типы сообществ, индивидуумы, то необходимо принимать экс-


76



Социальный организм

тренные меры по повышению степени организованности госу­дарства и одновременно становлению гражданского общества в России. Выход России из состояния «системной дезорганизации» связан с развитием рефлексивных качеств и процессов, решением проблемы становления системы стратегических субъектов: обще­ства в целом, государства, различных элит, сообществ, активных граждан, а также созданием новых высоких гуманитарных техно­логий, в том числе – обеспечивающих баланс интересов и граж­данское согласие, консолидацию всех здоровых общественных сил. Процессы, проходящие в России в этих направлениях, дают положительные результаты и позволяют надеяться на дальнейшие успехи5.

4. Рефлексивное управление. В конце октября 2000 г. в Москве в рамках Федеральной программы мероприятий по встрече третьего тысячелетия состоялся международный симпозиум «Рефлексивное управление». При поддержке администрации президента РФ этот симпозиум провели Институт психологии РАН и некоммерческое партнерство «Новая инвестиционная доктрина». Около 200 участ­ников симпозиума, в основном ученые из России, CША, Канады, Украины, Молдавии, приняли участие в работе симпозиума6. На симпозиуме отмечалось происходящее в России и мире осознание того, что исчерпан ресурс традиционных социальных технологий, и рассматривалось введенное более 30 лет назад членом Москов­ского методологического кружка (ММК) Владимиром Лефевром понятие «рефлексивное управление» и связанное с ним понятие «рефлексивная система», которые оказали существенное влияние на многие естественнонаучные и гуманитарные области знаний, стали широко применяться в практике управления.

Идеи ВА. Лефевра были подхвачены как в российской, так и в американской научной среде, но использовались и развивались существенно по-разному. Американские работы находились под сильным влиянием бихевиористского подхода, использующего простую схему «стимул-реакция». В российских исследованиях просматривается интеграция этого направления с субъектным (субъектно-деятельностным) подходом. Проблемы рефлексии всегда занимали важное место в российской культуре и приоб­ретают особое значение в настоящее время. Рефлексия в соци­альной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действитель­ности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Поскольку рефлексия – это не просто знание или


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...              'У'У

понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как дру­гие понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления, то рефлексия представляет собой процесс удво­енного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексивное управление (как его определяет В.А. Лефевр) – это информационное воздействие на объекты, для описания которых необходимо употреблять такие понятия, как сознание и воля. Такими объектами являются отдельные люди и объеди­нения людей: семья, группа, страна, нация, общество, цивили­зация. Термин «рефлексивное управление» может пониматься в двух смыслах. Во-первых, как искусство манипуляции людьми и объединениями людей. Во-вторых, как специфический метод со­циального контроля7. Как вид искусства рефлексивное управление имеет тысячелетнюю историю. Наиболее ярко оно проявило себя в военном деле. Имеется огромное количество примеров, когда информационное воздействие на противника позволяло выигры­вать сражение малыми силами. Как метод социального контроля рефлексивное управление появилось лишь в начале 60-х годов, в период, когда начала формироваться концепция информаци­онной войны. Специфика этого метода заключается в том, что генерация информационных воздействий опирается не столько на естественную человеческую интуицию, сколько на особую модель управляемого субъекта. Следует иметь в виду, что рефлексивное управление не связано органически ни с ложью, ни с дезинфор­мацией. Например, чтобы жители страны поверили в истинность необычного, но правдивого правительственного сообщения, оно должно быть специально подготовлено. Успех рефлексивного управления в значительной мере зависит от качества той модели субъекта, которая используется при его проведении. Психологи­ческие модели, основанные на традиционных бихевиористских и даже психоаналитических понятиях, оказались малоэффективны­ми. Модель субъекта должна отражать не только область его пове­дения, но также и его способность осознавать самого себя и других субъектов, включая и тех, которые пытаются установить контроль над его поведением, то есть модель должна быть рефлексивной. Традиционные модели этим качеством не обладали.

Первые реально работающие рефлексивные модели появи­лись в конце 70-х годов. Их создание было активно поддержано


78



Социальный организм

военными и дипломатами. Однако экономисты встретили их достаточно холодно. Интерес военных и дипломатов стимулиро­вался способностью рефлексивных моделей представлять сложные военно-политические коллизии, ранее находившиеся вне сферы научного рассмотрения. Реакцию экономистов В.А. Лефевр объ­ясняет следующим образом. В основе экономических моделей лежит представление о человеке как о рациональном существе, стремящемся максимизировать свою выгоду. Такой взгляд на че­ловека уходит своими корнями в политическую экономию XVIII века. Рефлексивные модели внесли в научное представление о человеке новое измерение, связанное с такими категориями, как мораль, совесть и чувство справедливости. Они позволяют от­ражать ситуации, в которых люди не только стремятся получить материальный доход, но имеют и неутилитарные цели, совершают жертвенные поступки, стремятся выглядеть достойно и в своих собственных глазах, и в глазах других людей. В.А. Лефевром было показано еще в начале 1980-х годов, что могут существовать куль­туры двух типов. В культурах первого типа достоинство людей возрастает, когда они устанавливают отношения компромисса друг с другом, а в культурах второго типа, когда они бескомпромиссны друг к другу. В силу таких особенностей в культурах первого типа легко возникает процедура саморазрешения конфликтов, в то время как в культурах второго типа сама по себе такая процедура не появляется. Эти идеи были подробно изложены в книге В.А. Лефевра «Алгебра совести», вышедшей в 1982 году. В этой книге было показано, что официальная культура Советского Союза при­надлежала ко второму типу, что приводит к отсутствию процедуры саморазрешения конфликтов: они либо заканчиваются победой одной из сторон, либо ликвидируются вышестоящей инстанцией. Этот факт представлялся В.А. Лефевру исключительно важным, поскольку он позволял предсказать характер трудностей, с кото­рыми должно было столкнуться советское общество при попытках перехода к рыночной экономике и резкой демократизации.

Что собой представляет рынок с социально-психологической точки зрения? Это огромное множество конфликтов, каждый из которых, разрешаясь, превращается в сделку. Система могла на­чать успешно работать лишь при условии, что участники способ­ны уступать друг другу, сохраняя при этом свое индивидуальное достоинство. Если же индивидуальное достоинство при уступке только падает, то рынок сам собой заработать не мог. Группа гар­вардских специалистов, приглашенных для разработки проектов


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...              O'Q

российских экономических реформ, основывала свои рекомен­дации на теоретических идеях традиционной макроэкономики, в фундаменте которой лежит «модель рационального субъекта». В соответствии с такими взглядами, государство должно полностью устранить свое влияние на функционирование экономической си­стемы, что и осуществлялось реформаторами. Однако, как следует из рефлексивных моделей, субъекты, появившиеся на экономи­ческой арене, оказались неспособными разрешать возникающие конфликты. Управленческий вакуум, образовавшийся после ухода государства, был заполнен криминальными структурами, которые стали выполнять функции арбитров в массовых экономических конфликтах. Государство утратило монополию на сбор налогов, а люди стали чувствовать себя глубоко униженными; началась массовая моральная депрессия. Возникающие конфликты носят в большей степени моральный, чем экономический характер, поэтому для прогнозирования необходимо создавать модели, в которых моральное измерение человека было бы представлено в ясных научных терминах7. Концепция рефлексивного управ­ления успешно справляется с анализом класса управленческих ситуаций, в которых управляемый объект имеет собственные цели, отличающиеся от целей управленца. Действия такого «объ­екта» уже недостаточно представлять по бихевиористским схемам «стимул-реакция». Поэтому базой концепции рефлексивного управления стал конфликт, представляющий собой предельный случай ситуаций описанного типа8.

5. Общий язык и социальные институты. Для управления кон­фликтами и общественными изменениями отечественными мето­дологами было проведено расширение лефевровской концепции рефлексии, в частности, за счет введения в нее понятия социо­культурного института. Для субъекта «планируемых» обществен­ных изменений институты становятся предметом рефлексивного осознания, ставятся цели на преобразование, разрабатываются методологические подходы к рефлексивному управлению обще­ственными процессами, основанные на сочетании анализа реф­лексивных процессов и институционального анализа8.

Комплексный научный подход требует вернуть описанию пси­хологических процессов управления, которые строились на схемах бихевиоризма, представляющих психику как «черный ящик», их духовное содержание. Бихевиоризм порождает кибернетические схемы управления, успешно работающие в ситуациях, когда управляемый объект не имеет собственных целей, а лишь реаги-


80



Социальный организм

рует на воздействия управленца. Аппарат анализа рефлексивных процессов, успешно примененный к задачам менеджмента и конфликтологии, можно приложить к актуальным проблемам управления общественными процессами – таким, как осущест­вление «планируемых» изменений общественного устройства, реформирование различных сфер политической и хозяйственной жизни, институциональные преобразования и т.п.9

Ситуация реформирования в России все время выходит из-под контроля в полном соответствии с выводом В.А. Лефевра о том, что «объект» всячески пытается быть неадекватным знанию о нем, имеющемуся у управленца, «просчитывает» это знание и непре­рывно «уходит» от него, делая его неверным. В настоящее время технологии рефлексивного управления успешно используются в рамках маркетинга и предвыборных компаний, однако в про­цессах реформирования общества рефлексивное управление не выходит за пределы локальных PR-акций10.

Ситуации общественных изменений (со сдвигами и преоб­разованиями социальной структуры), особенно в условиях по­ликультур, порождают социальные и культурные конфликты. Как показывает исторический опыт последних десятилетий, эти конфликтные ситуации не идут «вразнос» и становятся разреши­мыми лишь тогда, когда имеются (или удается создать) адекватные социокультурные институты, способные выполнить функцию стабилизации общественной динамики. Коллектив людей ис­пользует некоторый «общий язык», логические правила, схемы, процедуры и т.п. как средства организации общего для них про­цесса мышления. При этом средства имеют интерсубъективный (т.е. надындивидуальный) социально-значимый характер, что дает право называть опосредуемый ими коллективный процесс мышления социально-организованным11.

Можно выделить два важных типа опосредования социально-организованного процесса мышления: семиотический (знаковый) и институциональный. Институты представляют собой эффективный тип посредников и это хорошо видно на примере состязательных институтов правосудия и законотворчества, в ко­торых характер мышления является социально-организованным и коллективным. В состязательных институтах в каждый кон­кретный момент интеллектуальные функции мышления, пони­мания, рефлексии и т.д. так распределены между участниками коллективного процесса, что вклад любого из участников является принципиально частичным, и субъектом мышления оказывается


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...              81

не человек, а институт12. Приговор выносит суд, закон принимает парламент, в которых существуют процедуры, соорганизующие коммуникацию участников в единый процесс13. Применительно к одному из важнейших правовых институтов – суду – представ­ления об институциональном опосредовании можно развернуть в схему правового пространства состязательного суда (слой со­бытий и свидетельств; слой суждений и интерпретаций; слой квалификаций и обоснований). Вокруг парламента, понимаемого как состязательный институт, взаимодействующий с другими «институциональными компонентами» государственной власти в рамках права, образуется сходное по структуре политико-правовое пространство (слои политических событий, политической ком­муникации и легитимизации)14. Коммуникация в гражданском обществе не управляется из какого-либо единого центра и осу­ществляется одновременно во множестве независимых точек. Воз­никающие конфликты интересов разрешаются за счет введения социальных норм состязательным путем. При разворачивании дискурсов задействуются оба отмеченных выше типа опосредова­ния – семиотический (через поиск общего языка и формирование коммуникативной среды) и институциональный (через реализа­цию направляющих идей в институтах) – которые теперь можно понимать как два аспекта процесса социально-организованного мышления в гражданском обществе, определяемые двумя раз­личными подходами8.

6. Управление в социально-экономических системах. Очевидно, что необходимо корректировать основные представления об управлении в социальных системах как «воздействии субъекта на объект». Отношения при этом являются не субъект-объектными, а субъект-субъектными, при которых необходимо проводить со­гласование целей, интересов и ценностей обеих сторон. При этом возможны две альтернативные схемы взаимодействия субъектов различных культур: 1. Иной > Чужой > Враждебный > Уничтоже­ние. 2. Иной > Дополнение > Сотрудничество > Синтез. Естествен­но, что последний этап этих схем в обществе реализуется далеко не всегда, а для реализации второго сценария прежде всего не­обходимо установление диалога (полилога), требующего наличия общего языка и правил (институтов), а также эффективного меха­низма взаимодействия. Очевидно, что необходимые ограничения свободы субъектов в процессе их взаимодействия и установления связей будут значительно зависеть от способа взаимодействия и могут привести к снижению эффективности их деятельности как


82



Социальный организм

индивидуумов, но могут и привести к появлению синергетиче-ского эффекта, дающего возможность получения результата, не достижимого в процессе раздельной работы.

Поскольку рыночная экономика ни социально, ни экологи­чески не ориентирована и подвержена кризисам, человеческая цивилизация находится в общем кризисном состоянии: как планово-директивная, так и рыночная экономика оказались неспособными к решению глобальных как экологических, так и социально-экономических проблем. Поскольку классическая экономическая теория со времен А. Смита и Д. Рикардо считает эгоистический интерес и конкуренцию единственной реально­стью, на основе которой можно объяснить и предсказать поведе­ние субъекта, то закон выживания сильнейшего считался общим законом эволюции для природы и общества. На самом деле не менее важным законом по сравнению с законом конкуренции, как в природе, так и в обществе, является закон кооперации. Поэтому «чистый рынок» не может обеспечить устойчивое раз­витие, поскольку устойчивость системы обеспечивается взаи­мозависимостью элементов и сбалансированностью процессов (в первую очередь их цикличностью). Конкуренция в условиях «чистого рынка» (при достаточном времени) неизбежно должна приводить к монополизму, так как должен выживать «наиболее приспособленный». Реально же выживает множество организмов (субъектов), в том числе и не вполне совершенных. В природных и общественных системах работает своеобразное «антимонопольное законодательство».

Биологом Г.А. Заварзиным даже сформулирован тезис «анти-рынка» в природе: «Конкуренция не служит первостепен­ным фактором при заполнении ячейки в пространстве логиче­ских возможностей, образующемся путем наложения внешних условий на потенциальные способности живых существ к соот­ветствию этим внешним условиям. Эволюция представляется как серия последовательно сменяющихся систем живых организмов, взаимодействие между которыми обеспечивает устойчивость всей организации»15. Человек – целостный сложный природный и со­циокультурный феномен и может быть лишь очень упрощенно представлен как «homo oeconomicus». Как участник рынка, охва­ченный духом «потребительского индивидуализма», он стремится к максимальному увеличению своих прибылей, но как гражданин страны, житель города, член семьи и т.д. человек имеет другие интересы и ценности, и они не могут быть реализованы через


В.В. ЛИЗУНОВ. О проблеме социальной дисгармонии...              & Э

решения, которые человек принимает как участник рынка. Не­обходимы коллективные решения, социально-организованная семиотическая (через поиск общего языка и формирование ком­муникативной среды) и институциональная (через реализацию направляющих идей в институтах) деятельность. Наряду с про­блемами глобализации и многообразием экономической жизни происходит усиление тенденций социализации и гуманизации, возрастает роль социокультурных аспектов в экономике. Повы­шение значимости кооперационных процессов приводит к раз­витию не только материального, но и управленческого труда, не только технологических, но и информационных, психологических, нравственных мотивационных составляющих, не только внешне­го правового регулирования, но и внутреннего – ценностного и мировоззренческого.

Возрастает роль общественного сознания, происходит отказ от императивов неограниченного потребления, формируется новое понимание качества жизни (ее цели и полноты), развиваются процессы совершенствование общественного устройства на осно­ве появления целостного мировоззрения, то есть формируется «гражданское общество»16.

ПРИМЕ ЧАНИЯ

1 НП «Экономическая экспертная группа». Общество, бизнес, власть //
Альманах ассоциации независимых центров экономического анализа (2002

- 2005 гг.). - Выпуск № 10. - 2005, октябрь. - С. 203 - 221.

2 Карпов В.В. Концепция стратегического развития города Омска // В.В.
Карпов, А.А. Колоколов, В.М. Лебедев, В.В. Лизунов, В.И. Разумов, ОМ.
Рой и др. - Омск: Администрация города Омска, 2002. - 100 с.

3 Лепский В.Е. «Бессубъектность» - главный источник угроз безопасно­
сти и развития России // В.Е. Лепский, Н.И.Архипова, В.В. Кульба. Пробле­
мы управления безопасностью сложных систем: Труды Х международной
конференции (Москва, декабрь 2002 г.). - Часть 1. - М.: РГГУ; МПА-Пресс.

- С. 79 - 81.

4 Лепский В.Е. Глобальное информационное общество и информаци­
онная безопасность России: проблема становления стратегических субъ­
ектов. Материалы «круглого стола» (Москва, Институт Европы РАН, 21
марта 2001 г.). - М., 2001.

5 Лепский В.Е. Cтановление субъектности российской цивилизации:
философия и постнеклассический анализ // В.И. Аршинов, В.А. Буров, В.Е
Лепский. Рефлексивные процессы и управление. Тезисы V Международно­
го симпозиума (Москва, 11 - 13 октября 2005 г). - М.: Институт философии
РАН, 2005. - С. 23 - 25.

6 Лепский В.Е. Где искать истоки демографического кризиса? // В.Е. Леп­
ский, В. А. Лефевр. Независимая газета. 2000, 22 ноября.


JPi                                               Социальный организм

7    Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Советское радио, 1973.

8   Марача В.Г. Рефлексивное управление общественными изменениями и
социокультурные институты // Интернет-ресурс: http://www.fondgp.ru/lib/
mmk/41.

9    Попов СВ. Методология организации общественных изменений // Кен­
тавр. - 2001.

10 Шампань П. «Делать мнение»: новая политическая игра. - М.:
Socio-Logos, 1997.

11 Марача В.Г. Исследование мышления в ММК и самоорганизация ме­
тодолога: семиотические и институциональные предпосылки // Кентавр. -
1997. - С. 10 - 11.

12 Ориу М. Основы публичного права / М. Ориу. - М.: Изд-во Коммуни­
стической академии, 1929.

13 Мусхелишвили Н.Л. Ценностная рефлексия и конфликты в разделен­
ном обществе / Н.Л. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопро­
сы философии. - 1996. - № 11. - С. 6 - 7.

14 Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный под­
ход / А.А. Матюхин. - Алматы: Высшая школа права «Адилет», 2000.

15 Заварзин Г.А. Анти-рынок в природе / ГА. Заварзин // Природа, 1995. -
№ 3. - С. 46 - 60.

16 Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения /
В.В. Лизунов. - Омск: Курьер, 2000. - 20 с.

Лизунов В.В. Проблема нравственности и социального партнерства в со­временной России // Национальные приоритеты России. - 2010. - № 1 (3). - С. 17 - 31.





























Аннотация

В статье представлены особенности нравственного кризиса и социаль­ной дисгармонии в России, описаны проблемы социального партнерства и опыт стратегического планирования, опасность «бессубъектности» в Рос­сии и возможности рефлексивного управления, необходимость формиро­вания общего языка и социальных институтов.

Ключевые слова: нравственный кризис, социальное расслоение, мо­раль, экономическая эффективность, манипуляция сознанием, коррупция, децильный коэффициент, социальное партнерство, устойчивое развитие, стратегический план, бессубъектность, конфликт, рефлексия, рефлексив­ное управление, состязательные институты, гражданское общество.

Summary

In article features of moral crisis and social disharmony are presented to Russia, problems of social partnership and experience of strategic planning, danger of subjectlessness in Russia and possibilities of refective management, necessity of formation of common language and social institutes are described.

Keywords: moral crisis, social stratifcation, morals, economic effciency, manipulation with consciousness, corruption, decile factor, social partnership, a sustainable development, the strategic plan, lossubjectivity, the confict, a refection, refective management, competitive institutes, a civil society.



Специальный выпуск

 Феномен миграции

Дата: 2018-12-21, просмотров: 261.