И.С. МЕТЕЛЕВ. Универсализм феномена миграции                 Q Э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

рах выбора пути (дорог), социально-человеческих состояниях и переживаниях, ценностных кристаллизациях предшествующего опыта. Осознанные акты поведения сопрягаются с беспредпосы-лочностью и вневременностью автономных передвижений, «наи­вными» попытками контактов. В результате происходит своего рода «открытие» мира в его «означивании» как способах движе­ния, самоопределении на уровне спонтанности жизни (перед мигрантом неограниченная, не «имеющаяся» окружающая среда, когда он сам себе «дает факты», берет их «на себя», существует «негарантийно», но «на свой страх и риск», «без надежды на успех»). Подлинность и неподлинность жизненного поведения сопрягаются в границах авантюрности предпринятых действий и шагов, но именно как решимости продвижений к структурам обновленного пространства. Отсюда – сообразное понимание миграционного опыта как универсальности и конкретности познавательных («познающих») действий в их единстве с навы­ками, привычками, чувствами, волевыми устремлениями. В этом отношении действия и образ мышления мигрантов сопряжены с процессами социализации и адаптации в общей структуре миграционного процесса (миграционного потока). В конечном счете происходит синтезация чувственной и рассудочной позна­вательной деятельности как итог самодвижения и самопознания «человека мигрирующего».

Соответственно миграционная модель поведения, обладающая собственной реальностью, обозначает акты и контакты, законо­мерности необходимости и свободы в границах модели миграции. На данной основе возможно построение категориальной онтоло­гии и картины миграционного существования. Так, может быть выделено двойное знание: образы перемещений (передвижений) и конкретные средств (инструменты) продуктивного взаимодей­ствия миграционного опыта и среды, координация и взаимодо­полнение траекторий потоков миграции.

Миграционная судьба – событийность времени конкретной жиз­ни субъекта, социокультурная доминанта в границах принудитель­ной причинности поведения (внешняя детерминированность ми­грационного процесса артикулируется в ценностях традиционной культуры, в частности в формах «причинения», «выпрямления» жизненного мира и одновременно формирования продуктивно­сти сознательного созидания судьбичности). В последнем случае появляются призывы (проекты) кодификации поступков с целью их перевода в стандартные установки и ценностные ориентации,


94

Феномен миграции

развитие стереотипных оснований действий (вплоть до благо­разумной, саморассудительной рациональности). В результате должна ослабевать природно-органическая основа миграционного образа жизни, которая переходит в универсалии социокультурного существования, располагается в границах современных норм и установлений (причем, «по разуму своему», «по воле своей»).

Помещающая в конкретный хронотоп судьба – уже не путь, но дорога странствий по чужбине – означает «городок», и прежде всего как реальность социального бытия (хронотоп «окраины», «пустыря», «примыкающей площадки»). Миграционная судьба не­отторжима от микропространств, заключает их исчерпывающий смысл, одновременно ее развитие «подсказывает» позитивные местоположения, втягивается в социальное время, в том обстоя­тельстве, что многое навязывается в регламентационном смысле, диктуется «привязанностью» к конкретным локусам (не вообще территории, многочисленным локусам). Иначе говоря, формиру­ются импульсы обитания во взаимодействиях моральной и соци­альной среды. В результате заявляет себя «власть места» как грубая реальная поэтика, доминирование формально-нормативных смыслов.

В заключение отметим: современные общественно-политические и экономические дискуссии о факторе миграции, его роли в жизне­деятельности социума обращают внимание на универсальный ха­рактер миграционности, в том числе на ее социально-историческое развитие. В этом случае выявляется важная роль философского анализа, противостоящего облегченному, редукционистскому по­ниманию и объяснению феномена «человека мигрирующего». Его проблематика образует специфический понятийно-проблемный комплекс как совокупность традиционных и новационных по­нятий, теоретических категорий во взаимосвязи оснований исследования, методов и принципов осмысления, понимания существенной определенности и актуальности процессов и яв­лений миграции. В понимании обсуждаемой темы убеждаешься в универсальном характере homo migrans – от исследования про­странственных перемещений как социально-онтологической субстанции, существенных реалий цивилизационного развития до рассмотрения общественно-политической проблематики конкретных социумов (в разделении предметных разделов фило­софии, социальной философии, философско-социологического и политологического знания как основы понимания перспектив развития современного социума).


95

Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.