рах выбора пути (дорог), социально-человеческих состояниях и переживаниях, ценностных кристаллизациях предшествующего опыта. Осознанные акты поведения сопрягаются с беспредпосы-лочностью и вневременностью автономных передвижений, «наивными» попытками контактов. В результате происходит своего рода «открытие» мира в его «означивании» как способах движения, самоопределении на уровне спонтанности жизни (перед мигрантом неограниченная, не «имеющаяся» окружающая среда, когда он сам себе «дает факты», берет их «на себя», существует «негарантийно», но «на свой страх и риск», «без надежды на успех»). Подлинность и неподлинность жизненного поведения сопрягаются в границах авантюрности предпринятых действий и шагов, но именно как решимости продвижений к структурам обновленного пространства. Отсюда – сообразное понимание миграционного опыта как универсальности и конкретности познавательных («познающих») действий в их единстве с навыками, привычками, чувствами, волевыми устремлениями. В этом отношении действия и образ мышления мигрантов сопряжены с процессами социализации и адаптации в общей структуре миграционного процесса (миграционного потока). В конечном счете происходит синтезация чувственной и рассудочной познавательной деятельности как итог самодвижения и самопознания «человека мигрирующего».
Соответственно миграционная модель поведения, обладающая собственной реальностью, обозначает акты и контакты, закономерности необходимости и свободы в границах модели миграции. На данной основе возможно построение категориальной онтологии и картины миграционного существования. Так, может быть выделено двойное знание: образы перемещений (передвижений) и конкретные средств (инструменты) продуктивного взаимодействия миграционного опыта и среды, координация и взаимодополнение траекторий потоков миграции.
Миграционная судьба – событийность времени конкретной жизни субъекта, социокультурная доминанта в границах принудительной причинности поведения (внешняя детерминированность миграционного процесса артикулируется в ценностях традиционной культуры, в частности в формах «причинения», «выпрямления» жизненного мира и одновременно формирования продуктивности сознательного созидания судьбичности). В последнем случае появляются призывы (проекты) кодификации поступков с целью их перевода в стандартные установки и ценностные ориентации,
94 |
Феномен миграции
развитие стереотипных оснований действий (вплоть до благоразумной, саморассудительной рациональности). В результате должна ослабевать природно-органическая основа миграционного образа жизни, которая переходит в универсалии социокультурного существования, располагается в границах современных норм и установлений (причем, «по разуму своему», «по воле своей»).
Помещающая в конкретный хронотоп судьба – уже не путь, но дорога странствий по чужбине – означает «городок», и прежде всего как реальность социального бытия (хронотоп «окраины», «пустыря», «примыкающей площадки»). Миграционная судьба неотторжима от микропространств, заключает их исчерпывающий смысл, одновременно ее развитие «подсказывает» позитивные местоположения, втягивается в социальное время, в том обстоятельстве, что многое навязывается в регламентационном смысле, диктуется «привязанностью» к конкретным локусам (не вообще территории, многочисленным локусам). Иначе говоря, формируются импульсы обитания во взаимодействиях моральной и социальной среды. В результате заявляет себя «власть места» как грубая реальная поэтика, доминирование формально-нормативных смыслов.
В заключение отметим: современные общественно-политические и экономические дискуссии о факторе миграции, его роли в жизнедеятельности социума обращают внимание на универсальный характер миграционности, в том числе на ее социально-историческое развитие. В этом случае выявляется важная роль философского анализа, противостоящего облегченному, редукционистскому пониманию и объяснению феномена «человека мигрирующего». Его проблематика образует специфический понятийно-проблемный комплекс как совокупность традиционных и новационных понятий, теоретических категорий во взаимосвязи оснований исследования, методов и принципов осмысления, понимания существенной определенности и актуальности процессов и явлений миграции. В понимании обсуждаемой темы убеждаешься в универсальном характере homo migrans – от исследования пространственных перемещений как социально-онтологической субстанции, существенных реалий цивилизационного развития до рассмотрения общественно-политической проблематики конкретных социумов (в разделении предметных разделов философии, социальной философии, философско-социологического и политологического знания как основы понимания перспектив развития современного социума).
95 |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.