В широкой трактовке модернизация – это процесс перехода от традиционного (доиндустриального) общества к современному (индустриальному) и далее – к постиндустриальному. В узкой интерпретации модернизация обычно связывается в литературе исключительно с индустриализацией и ее последствиями.
Логически возможны различные модели («идеальные типы») модернизации, которым исторически в большей или меньшей степени могут соответствовать ее особенности в тех или иных странах, поддающиеся типологизации по разным основаниям.
С точки зрения стимулов развития можно выделить два типа модернизации: один базируется преимущественно на внутренних стимулах (большинство индустриально развитых стран или так называемых стран первого эшелона), другой – главным образом, на стимулах внешних, включая поражение в войне, угрозу утраты национального суверенитета, колониальное завоевание и т.п. (большинство развивающихся стран Азии и Африки).
* Настоящая статья подготовлена на основе фрагментов книги: Смолин О.Н. Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России. - М.: Культурная революция, 2010. - 968 с.
6 Проблемы российского образования
С точки зрения преобладающей культурной ориентации модернизация может выступать: как заимствованная (или навязанная), когда вместе с новыми технологиями репродуцируется и иная культура, иногда воспринимаемая как враждебная (например, петровские реформы); как самобытная (органическая), стремящаяся сочетать новейшие технологические и организационно-управленческие достижения с культурными традициями страны, переживающей модернизацию (например, послевоенная Япония – и это, тем более, парадоксально, что она потерпела поражение и в 1945 г. была оккупирована, тогда как петровская Россия, напротив, переживала период политического подъема и военных побед). В данном отношении применительно к России и находящимся в аналогичном положении странам модернизация, безусловно, содержит элементы вестернизации, но отнюдь не тождественна последней.
Наиболее важной для целей настоящей работы является типология модернизаций по характеру и предполагаемой траектории развития:
· догоняющая модернизация (догоняющая конвергенция) базируется
преимущественно на внешних стимулах и заимствует образцы и
стереотипы культуры более модернизированных стран. Кроме
этого, определение «догоняющая» указывает на отставание данно
го общества не только по уровню экономического и культурного
развития, но и по скорости течения исторического времени, по
темпа осуществления процесса модернизации;
· опережающая модернизация (опережающее развитие) предпо
лагает достаточный внутренний потенциал и по преимуществу
внутренние источники развития, хотя, отчасти, может базиро
ваться и на внешних стимулах; развивает культурную традицию
страны, в которой осуществляется; ставит целью не воспроизве
дение (хотя бы и в сокращенном виде) всех этапов эволюции или
современного состояния наиболее модернизированных стран, но
«конструирование» ее состояния в обозримом будущем на основе
анализа и прогноза тенденций развития цивилизации. Формула
опережающей модернизации – обогнать, не догоняя1.
В конкретной исторической ситуации начала XXI в. эта модель предполагает обращение к опыту стран не только Запада, но и Востока. В чистом виде до настоящего времени она нигде не реализовалась, однако элементы опережающего развития присутствовали в траекториях движения СССР, Японии, Китая, новых индустриальных стран, а также Индии, совершившей прорыв в области новых информационных технологий.
О.Н. СМОЛИН. Российская образовательная и научно-инновационная... 7
2. Политика в области образования и образовательная политика
Исследование характера, содержания и специфики постсоветской российской политики в области образования, а тем более – образовательной политики в целом, невозможно без предварительного анализа содержания этих понятий, результаты которого можно суммировать в виде нескольких основных тезисов.
1. Термин «политика» по количеству определений принадлежит
к числу лидеров в социогуманитарных науках. Для целей настоя
щей работы наиболее важны три группы таких определений:
· политика как одна из сфер общественной жизни, связанная
с отношениями между государствами и большими социальными
группами;
· политика как собственно деятельность людей, включая по
литическое участие;
· политика как курс правительства, его органов, руководства
крупного административно-территориального образования, по
литической партии и т.п.
Данные подходы являются не альтернативными, но комплементарными, взаимно дополняющими друг друга, причем последняя дефиниция представляет собой частный случай определения политики как деятельности и, во-первых, характеризует, главным образом, деятельность субъектов управления, а во-вторых, акцентирует внимание на ее направленности. Это значение термина подразумевается, прежде всего, когда говорят об экономической, социальной, культурной, военной политике и т.п. Соответственно, и в данной работе термины «образовательная политика», а позднее – «научно-инновационная политика» употребляются преимущественно для обозначения политического курса.
2. Большинство специалистов по философским и политическим
наукам не рассматривают политику в области образования в ка
честве самостоятельного направления, в лучшем случае, включая
ее в структуру политики социальной или культурной. Это обстоя
тельство, равно как и практически полное отсутствие специальных
статей на данную тему в справочных изданиях по философским,
политическим и педагогическим наукам2, можно рассматривать
как отражение подсознательной недооценки роли образования, а
также соответствующих областей политики в обществе.
В противоположность этому российский законодатель еще в 1992 г. не только выделил политику в области образования в качестве важного направления государственной политики в целом3, но провозгласил сферу образования приоритетной4. Более того, в рамках единой образовательной политики в качестве самостоя-
8 Проблемы российского образования
тельного направления государству предписывается проводить политику в области высшего и послевузовского профессионального образования5, а в законах и законопроектах, принятых парламентом или внесенных в него, фигурирует также государственная политика в области начального профессионального образования, дополнительного образования и т.п. Несмотря на исследования, выполненные в постсоветский период, представляется, что в этом вопросе наука по-прежнему находится в долгу у практики.
3. Поскольку образование представляет собой, вне сомнения, одну из подсистем культуры (как культуры в целом, так и в более узком смысле слова – духовной культуры) и, более того, является фундаментом культуры, при разработке проблем образовательной политики может и должен использоваться опыт, в том числе международный, исследования понятия «культурная политика»6. В дальнейшем этот подход отчасти реализован автором.
4. В справочной и специальной литературе политика в области образования чаще всего отождествляется с государственной поли тикой7. Как будет отмечено ниже, в свою очередь, государственная политика обычно интерпретируется как политика исполнительной власти (президента и правительства). Это отражает, с одной стороны, реальное положение вещей в современной России, а с другой – патерналистскую национальную ментальность, в которой место системы разделения властей занимает их «вертикаль» с президентом на вершине8.
Существует и прямо противоположный уклон, когда роль государства в образовательной политике пытаются принизить, впрочем, из самых благих побуждений. «Существует наиболее распространенное заблуждение, касающееся образовательной политики», – пишет И.Д. Фрумин. «Оно состоит в том, что это – политика государственная»9. В действительности, совершенно очевидно, что образовательная политика – это политика не только государства, но также муниципальных властей, политических партий и общественных объединений, так или иначе заинтересованных в вопросах образования и вовлеченных в процесс принятия решений. Вместе с тем, не менее очевидно, что, пока существует государство, оно останется на этом поле «ключевым игроком».
5. В редких справочных изданиях, где встречаются соответ
ствующие статьи, а также в абсолютном большинстве специ
альных работ понятия «политика в области образования» и «об
разовательная политика» отождествляются. Между тем, не только
с теоретической, но и с практической точки зрения эти понятия
необходимо различать:
О.Н. СМОЛИН. Российская образовательная и научно-инновационная... 9
· политика в области образования охватывает комплекс мер,
предпринимаемых либо программируемых органами власти и
местного самоуправления различных уровней, политическими
партиями и общественными объединениями в отношении обра
зования как социального института;
· образовательная политика, помимо этого, включает в себя об
разовательные компоненты и образовательное воздействие других
направлений внутренней, а отчасти, и внешней политики (эконо
мической, социальной, информационной и т.п.).
Теоретическую аналогию данному разграничению применительно к понятиям «политика в области культуры» и «культурная политика» можно найти в работах Л.Н. Когана, в свое время научного руководителя автора этой статьи10. Практический же смысл идеи заключается в том, чтобы побудить политические элиты, включая законодательную и исполнительную власти, принимая решения по экономическим, социальным, собственно политическим и иным вопросам, учитывать их образовательную составляющую и прогнозировать образовательные последствия.
Забегая вперед, можно сказать, что одна из ключевых идей, связанных с программированием будущих моделей отечественного образования, должна заключаться в том, чтобы выйти на новый уровень законодательства, а именно: не прекращая работы по законодательному обеспечению политики в области образования, на основе межведомственного подхода перейти к такому же обеспечению образовательной политики в целом, включая соответствующие компоненты во всех направлениях внутренней политики государства.
6. Различные интерпретации понятий «политика» и «образовательная политика» предполагают и различные подходы к структу рированию последней.
Так, при рассмотрении образовательной политики как процесса ее структурными элементами, как и при анализе любой деятельности, могут выступать: цель – средство – результат. Очевидно: именно результат является ключевым элементом этой триады (о политике и политиках судят, прежде всего, по результатам их деятельности). Однако при этом результаты почти никогда не попадают в структуру образовательной политики, описываемую в литературе.
Например, С.А. Беляков и В.Ж. Куклин относят к политике даже не саму деятельность, но «формулирование государством или иным субъектом:
· перечня проблем, намечаемых к решению в определенный
временной период;
10 Проблемы российского образования
· порядка (приоритетности) их решения;
· методов и способов решения;
· с помощью каких институтов общества будут решаться эти
проблемы»11.
Несколько иное представление о структуре образовательной политике предлагается в Модельном законе «Об образовании», принятом постановлением Межпарламентского комитета республики Беларусь, республики Казахстан, Кыргызстана и Российской Федерации, где она определена как совокупность замыслов и действий12. Однако «замыслы» становятся элементом образовательной политики лишь тогда, когда тем или иным способом объективируются.
7. Исходя из структуры политики как сферы деятельности, по
мимо рассмотренного выше соотношения политики в области
образования и образовательной политики, можно выделить в том
или ином сочетании основные направления последней:
· бюджетное (уровень и механизмы бюджетного финансирова
ния, межбюджетные отношения);
· налоговое (уровень налогообложения и налоговые льготы);
· обеспечение прав граждан в области образования, равенства
или неравенства возможностей в этой сфере;
· информационно-образовательное (характер образо ва тель
но-ин формационной среды, ее направленность на повышение
или понижение интеллектуального потенциала);
· содержательное (разработка содержания образования и обе
спечение его реализации через образовательные стандарты, про
граммы и т.п.);
· ценностное (направленность системы образования и всей
образовательной политики на формирование тех или иных цен
ностей народа);
· структурно-управленческое (формирование определенной
структуры образовательной системы, системы управления обра
зованием и самоуправления в нем);
· кадровое (подготовка кадров образованием, для образования,
обеспечение определенного уровня оплаты труда и социальных
гарантий для работников системы).
8. Соответственно, структурирование политики в области об
разования также предполагает возможность различных подходов,
включая «компонентный» и «уровневый».
Первый из них предполагает выделение основных компонентов (элементов) системы образования, на которые воздействует политика в этой области. Так, статья 8 Закона РФ «Об образовании»
О.Н. СМОЛИН. Российская образовательная и научно-инновационная... 11
устанавливает, что «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».
Отметим в данном случае включение в систему образования объединений юридических лиц, государственно-общественных и общественных объединений, что является юридическим обоснованием для отказа от сведения образовательной политики исключительно к ее государственной составляющей.
«Уровневый» подход предполагает необходимость проведения специфической политики в отношении различных уровней образования: дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, образования взрослых.
Таким образом, выстроенная по различным основаниям своеобразная «матрица» образовательной политики в практическом плане позволяет выявить основные проблемы в ее разработке и реализации, точно так же, как позднее предложенная автором система образовательного законодательства – выявить проблемы нормативно-правового регулирования образовательной политики в ее широком значении13.
9. Возвращаясь к государственной образовательной политике, ее можно определить как одно из ключевых направлений внутренней политики государства, имеющее целью создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций образования, включая формирование определенного типа (или типов) личности, воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей.
В постсоветской России федеральное законодательство, несомненно, оказывало влияние на образовательную политику во всех ее проявлениях, однако, прежде всего, – на ее государственный уровень.
12 Проблемы российского образования
Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.