План:
1. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документарное оформление движения материально-производственных запасов;
2. Учет поступления материально-производственных запасов;
3. Учет НДС по приобретенным материально-производственным запасам;
4. Оценка израсходованных ценностей;
5. Учет выбытия материально-производственных запасов.
Вопрос 1. Понятие и оценка материально-производственных запасов. Документарное оформление движения материально-производственных запасов.
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому положению, в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
1. Используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи;
2. Активы, предназначенные для продажи;
3. Используемые для управленческих нужд организации.
Единицей бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно, таким образом, чтобы обеспечить формирование полной, достоверной информации по этим запасам. МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов включает в себя все фактические затраты, связанные с поступлением материалов в организацию.
Фактическая себестоимость МПЗ приобретенных за плату – сумма фактических затрат на приобретение материалов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Фактические затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов:
1. Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором (договорная цена);
2. Транспортно-заготовительные расходы (доставка, погрузка, таможенные пошлины, консультационные и посреднические услуги).
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат на производство этих запасов.
При вкладе в уставный капитал фактическая себестоимость материально-производственных запасов определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями.
При получении материально-производственных запасов по договору дарения фактическая себестоимость определяется исходя из рыночной цены поступивших материалов.
Движение материалов оформляется следующими документами:
1. При поступлении материалов:
а) Приходный ордер – оформляется когда количество и качество поступивших материалов соответствует документам поставщика;
б) Акт о приемке материалов – оформляется в случае обнаружения недостачи или излишков при поступлении материалов, а так же забракованных материалов.
2. При списании материалов:
а) Требование-накладная – оформляется при разовом списании материалов со склада;
б) Лимитно-заборная карта – оформляется при постоянном списании материалов на изготовление продукции в пределах установленных лимитов.
Вопрос 2. Учет поступления материально-производственных запасов.
Для учета движения материалов используется активный счет 10 «Материалы».
Сальдо счета показывает количество материалов на складе по фактической себестоимости.
По Дебету счета отражаются поступления материалов на склад.
По Кредиту счета отражается списание материалов.
Поступление материалов в организацию на основании первичных документов отражается следующими проводками:
Дебет | Кредит | ||
Покупка
- Договорная цена приобретенных материалов
- Учтен НДС с договорной цены
Вклад в уставный капитал
- В согласованной оценке
По договору дарения
- На сумму рыночной цены
Прочие расходы
- Транспортно-заготовительные расходы
Таким образом, по Дебету счета 10 формируется фактическая себестоимость поступивших материально-производственных запасов.
Пример 1
Требуется: Сформулировать операции, составить проводки по поступлению материально-производственных запасов в организацию, указать первичные документы.
Условие: От поставщика поступили материалы в количестве 1 200 штук по договорной цене 1100 руб. за штуку, НДС 18%.
Счет поставщика оплачен в текущем месяце. Учтены расходы транспортной организации за доставку материалов на сумму 28 320 руб. за штуку, в том числе НДС 18%.
Расходы по разгрузке материалов составили: оплата труда рабочих – 16 000 руб., страховые взносы от оплаты труда – по нормативу, стоимость спецодежды, выданной рабочим – 3 650 руб.
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма | Документы |
1. | От поставщика поступили материалы: а) договорная цена б) НДС | 10 19 | 60 60 | 1 320 000 237 600 | Приходн. ордер Счет фактура |
2. | Счет поставщика оплачен в текущем месяце | 60 | 51 | 1 557 600 | Выписка с р/с в банке |
3. | Учтены расходы транспортной организации по доставке материалов, в том числе: а) стоимость доставки б) НДС | 10 19 | 76 76 | 24 000 4 320 | Счет Счет фактура |
4. | Учтены расходы по разгрузке материалов, в том числе: а) з/п рабочих; б) страховые взносы; в) стоимость спецодежды | 10 10 10 | 76 69 10/11 | 16 000 4 800 3 560 | |
5. | Определена фактическая себестоимость (договорная цена + сумма транспортно-заготовительных затрат) | 1 368 360 |
Пример 2
Требуется: Сформулировать операции, составить проводки по поступлению материально-производственных запасов в организацию.
Условие: В организацию поступили материалы:
1.От поставщика - в количестве 450 шт. по цене 300 руб. за 1 шт., НДС 18%;
2. От учредителей - в количестве 150 шт. по цене 360 руб. за 1 шт.;
3. По договору дарения - в количестве 300 шт. по цене 385 руб. за 1 шт.
Материалы от поставщика доставили собственными силами, расходы по доставке составили: з/п рабочим – 22 500 руб., страховые взносы от оплаты труда – по нормативу, прочие расходы – 6 650 руб.
Материалы оприходованы на склад по фактической себестоимости.
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
1. | В организацию поступили материалы от поставщика: а) договорная цена; б) НДС | 10 19 | 60 60 | 135 000 24 300 |
2. | В организацию поступили материалы от учредителей в качестве вклада в уставный капитал | 10 | 75/1 | 54 000 |
3. | В организацию поступили материалы по договору дарения | 10 | 98 | 115 000 |
4. | Учтены расходы по доставке материалов от поставщика, в том числе: а) з/п рабочих; б) страховые взносы; в) прочие расходы | 10 10 10 | 70 69 10/11 | 22 500 6 750 6 650 |
5. | Определена фактическая себестоимость поступивших материалов: | |||
а) материалы от поставщика (фактическая стоимость единицы) | 170 900 (380) | |||
б) материалы от учредителя (фактическая стоимость единицы) | 54 000 (360) | |||
в) материалы, полученные по договору дарения (фактическая стоимость единицы) | 115 500 (385) |
Вопрос 3. Учет НДС по приобретенным материально-производственным запасам.
НДС, начисленный при приобретении материалов, учитывается на активном счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» одновременно с оприходованием поступивших материалов.
Сальдо счета показывает сумму НДС по приобретенным ценностям.
По Дебету счета отражаются операции, связанные с учетом НДС по поступившим материальным ценностям, отраженных на основании счетов-фактур.
По Кредиту счета отражаются операции, связанные со списанием НДС на уменьшение платежей в бюджет.
При приобретении материалов на основании счетов-фактур составляются проводки:
Дебет | Кредит | ||
10 | 60 | - Учтена договорная цена приобретения материалов | |
19 | 60 | - Учтен НДС с цены приобретения |
НДС не включается в фактическую себестоимость поступивших материалов, если иное не предусмотрено законодательством, в частности, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материалов, не выделена сумма НДС, то и расчетных документах исчисление расчетным путем не производится.
Списание налога со счета 19 производится в дебете счета 68 проводкой: Д – 68; К – 19 - списан НДС на уменьшение платежей в бюджет. Показывает уменьшение долга организации бюджету по НДС.
Вопрос 4. Оценка израсходованных ценностей.
В течении месяца списание материалов со склада производится по учетным ценам по кредиту счета 10 и дебету разных счетов, в зависимости от целей, на которые списываются материалы. Например:
Дебет | Кредит | ||
20 | 10 | - На изготовление продукции | |
23 | 10 | - Во вспомогательное производство | |
25 | 10 | - На обслуживание основного цеха | |
26 | 10 | - На обслуживание организации в целом |
В конце месяца определяется фактическая себестоимость израсходованных материалов, после чего учетная стоимость доводится до фактической списанием отклонений следующими методами: 1) Дополнительные записи – если фактическая стоимость больше учетной цены;
2) Красное сторно – если фактическая стоимость меньше учетной цены.
ПБУ 5/01 предусматривает 3 способа определения фактической себестоимости израсходованных материалов:
1. По себестоимости каждой единицы: материалы, используемые организацией, в особом порядке оцениваются по себестоимости каждой единицы таких запасов (драгоценные камни, драгоценные металлы и т.п.).
2. Оценка по средней себестоимости единицы израсходованных материалов: применяется при небольшой номенклатуре материалов и определяется по формуле:
Средняя с/с ед. =
Факт. с/с = Ки * Ср. с/с ед.
Онм – остаток материалов на начало месяца;
Пм – поступление материалов за месяц;
Ки – количество израсходованных материалов за месяц.
3. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).
ФИФО (англ. First-In, First-Out, FIFO) – «Первый пришел, первый ушел»: запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по с/с первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов числившихся на начало месяца.
Пример 3
Требуется: Определить фактическую себестоимость израсходованных материалов, используя данные примера 2, учитывая, что остаток на начало месяца равен 100 шт. на сумму 36 500 руб.
Условие: количество израсходованных материалов за месяц составило:
а) На изготовление продукции: 1 партия - 550 шт.;
б) На обслуживание цеха: 2 партия – 300 шт.;
в) На ремонт заводоуправления: 3 партия – 100 шт.
Учетная цена единицы материалов равна 379 руб. за 1 шт.
Решение:
1. Рассчитаем фактическую себестоимость методом средней с/с.
Средняя с/с ед. = 376,9 руб.
Факт. с/с 1 партии = 550 * 376,9 = 207 295 руб.
Факт. с/с 2 партии = 300 * 376,9 = 113 070 руб.
Факт. с/с 3 партии = 100 * 376,9 = 37 690 руб.
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
1. | Израсходованы за месяц материалы по учетным ценам (379 руб. за 1 шт.): а) на изготовление продукции; б) на обслуживание цеха; в) на ремонт заводоуправления | 20 25 26 | 10 10 10 | 208 450 113 700 37 900 |
2. | Списывается отклонение фактической себестоимости от учетных цен по израсходованным материалам, в том числе: а) в основном производстве; б) на обслуживание цеха; в) на ремонт заводоуправления | 20 25 26 | 10 10 10 | 1 155 630 210 |
2. Определим фактическую себестоимость методом ФИФО.
1 партия (550 шт.) = 100 * 365 + 450 * 380 = 36 500 + 171 000 = 207 500 руб.
с/с ед. = 207 500/550 = 377 руб. Отклонение = 207 500 – 208 450 = – 950 руб.
2 партия (300 шт.) = 150 * 360 + 150 * 385 = 111 750 руб.
с/с ед. = 111 750/300 = 372,5 руб. Отклонение = 111 750 – 113 700 = – 1 950 руб.
3 партия (100 шт.) = 100 * 385 = 38 500 руб.
с/с ед. = 38 500/100 = 385 руб. Отклонение = 38 500 – 37 900 = 600 руб.
В этом случае во второй операции при списании отклонения в бухгалтерском учете мы покажем следующие суммы:
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
2. | Списывается отклонение фактической себестоимости от учетных цен по израсходованным материалам, в том числе: а) в основном производстве; б) на обслуживание цеха; в) на ремонт заводоуправления | 20 25 26 | 10 10 10 | 950 1 950 600 |
Пример 4
Требуется: Определить фактическую себестоимость израсходованных материалов методом средней с/с и методом ФИФО.
Условие:
На начало месяца остаток материалов на складе 150 шт. по 100 руб., на сумму 15 000 руб.
Поступило за месяц: 1 партия 200 шт. по 110 руб. на 22 000 руб.
2 партия 300 шт. по 105 руб. на 31 500 руб.
3 партия 400 шт. по 115 руб. на 46 000 руб.
Итого поступило: 900 шт. на 99 500 руб.
Израсходовано за месяц: 1 партия – 350 шт.
2 партия – 400 шт.
3 партия – 200 шт.
Итого израсходовано: 950 шт.
Остаток на конец месяца 100 шт. Учетная цена 112 руб.
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
1. | Израсходованы за месяц материалы по учетным ценам (112 руб. за 1 шт.), в том числе: а) на изготовление продукции (1партия); б) во вспомогательное производство (2 партия); в) продано на сторону (3 партия) | 20 23 91 | 10 10 10 | 39 200 44 800 22 400 |
1. Рассчитаем фактическую себестоимость методом средней с/с.
Средняя с/с ед. = 109 руб.
Факт. с/с 1 партии = 350 * 109 = 38 150 руб.
Факт. с/с 2 партии = 400 * 109= 43 600 руб.
Факт. с/с 3 партии = 200 * 109 = 21 800 руб.
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
2. | Списывается отклонение фактической себестоимости от учетных цен по израсходованным материалам, в том числе: а) на изготовление продукции; б) во вспомогательное производство; в) продано на сторону | 20 23 91 | 10 10 10 | 1 050 1 200 600 |
2. Определим фактическую себестоимость методом ФИФО.
1 партия (350 шт.) = 150 * 100 + 200 * 110 = 37 000 руб.
с/с ед. = 37 000/350 = 105,7 руб. Отклонение = 37 000 – 39 200 = – 2 200 руб.
2 партия (400 шт.) = 300 * 105 + 100 * 115 = 43 000 руб.
с/с ед. = 43 000/400 = 107,5 руб. Отклонение = 43 000 – 44 800 = – 1 800 руб.
3 партия (200 шт.) = 200 * 115 = 23 000 руб.
с/с ед. = 23 000/200 = 115 руб. Отклонение = 23 000 – 22 400= 600 руб.
В этом случае во второй операции при списании отклонения в бухгалтерском учете мы покажем следующие суммы:
№ п/п | Содержание операций | Д | К | Сумма |
2. | Списывается отклонение фактической себестоимости от учетных цен по израсходованным материалам, в том числе: а) в основном производстве; б) на обслуживание цеха; в) на ремонт заводоуправления | 20 25 26 | 10 10 10 | 2 200 1 800 600 |
Вопрос 6. Учет выбытия материально-производственных запасов.
Организация может продавать и перепродавать неисправные или излишние материалы на сторону, для учета выбытия материалов на сторону применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Отражение в учете выбытия материалов:
1) При продаже м-лов.
Дебет | Кредит | Содержание операций | |
76 | 91 | - Учтена цена продажи материалов, согласно договору | |
91 | 68 | - Учтен НДС с цены продажи для уплаты в бюджет | |
91 | 10 | - Списана фактическая с/с проданных материалов | |
91 | 23/76/70/69 | - Учтены расходы, связанные с продажей материалов |
2) При передаче по договору дарения.
Дебет | Кредит | Содержание операций | |
91 | 68 | - Учтен НДС с рыночной цены для уплаты в бюджет | |
91 | 10 | - Списана фактическая с/с переданных материалов |
При любом виде выбытия списывается финансовый результат от выбытия:
Прибыль - Д – 91; К – 99;
Убыток - Д – 99; К – 91.
Финансовый результат от выбытия материалов определяется на счете 91 путем сопоставления доходов (К 91) с расходами (Д 91).
Практическая работа
Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.