Сущность и социально-экономическое назначение государственных финансов. Налоги, их виды, принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Инструменты фискальной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный бюджет и его структура. Государственные расходы. Состав защищенных статей расходов. «Болевые точки» рыночной экономики и обеспечение общественными товарами (благами).

 

Практическое занятие №1 « Государственные финансы и фискальная политика государства» (форма обучения: очная, заочная)

Для о/о проводится в ИФ (презентация творческого проекта- 1час)

 

1. Налоги, их виды, принципы, функции.

2. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета.

3. Дефицит и профицит государственного бюджета.

4. Государственный долг и его социально-экономические последствия.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать налоги, их виды, принципы, функции.

2. Рассмотреть кривую Лаффера.

3. Изучить структуру государственного бюджета.

4. *Выяснить специфику сбалансированности государственного бюджета.

5. Рассмотреть сущность и виды фискальной политики.

6. *Охарактеризовать границы фискальной политики.

7. В российской экономике сложилась такая ситуация, при которой доход становится все меньше, денег не хватает. Какие меры может применить государство (МИНФИН), чтобы разрешить данную проблему?

8. Предположим, что процентные ставки полностью определяются спросом на займы и их предложением. В таком случае может ли большой прирост задолженности государства не вызвать повышения процентных ставок?

9. Предположим, что большой бюджетный дефицит случился в тот момент, когда в стране не используется много ресурсов: в большинстве отраслей недогружены мощности, во всех сферах экономики есть избыточное предложение труда. Как наличие этих неиспользованных ресурсов могло бы предотвратить повышение процента даже при очень большом росте государственного долга?

10. Подоходный налог в современной России составляет для всех граждан 13%. Если в стране сложится ситуация, при которой граждане, получающие доход, например, до 100 тысяч в месяц будут платить налог 13%, а граждане с заработной платой выше 100 тысяч в месяц будут платить налог в 17%. Будет ли это справедливо по вашему мнению? Или все граждане должны платить единую ставку налога вне зависимости от их дохода? Свой ответ обоснуйте.

11. Как вы отнесетесь к предложению резко повысить акцизы на спиртные напитки и табачные изделия, что, по мнению предложившего это, приведет не только к росту доходов государственного бюджета, но и заставит большую часть людей сократить потребление этих вредных для здоровья и благополучия семей товаров? Свой ответ обоснуйте.

12. Каким образом автоматические стабилизаторы могут смягчить последствия экономического цикла и какое преимущество имеют эти стабилизаторы по сравнению с активной фискальной политикой?

13. Представьте ситуацию, при которой страна имеет огромный государственный долг. Как в таком положении себя будет вести каждый макроэкономический субъект: домохозяйства, предприниматели, государство и иностранный сектор? Также объясните поведение банков.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическому занятию

Изучение темы начните с общей характеристики налогов. Покажите, что отличительным признаком налогов является их принудительный характер. Охарактеризуйте прямые и косвенные налоги. Уясните понятие налоговой базы, налоговой ставки, при этом обратите внимание на предельную и среднюю налоговые ставки. Рассмотрите функции налогов в рыночной экономике. Выясните сущность прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогообложения. Далее рассмотрите одну из наиболее известных в экономической теории кривых – кривую Лаффера.

Характеризуя государственный бюджет, дайте его определения, в том числе и определение, используемое ФСГС. Уясните понятие консолидированного бюджета. Рассмотрите, что представляет собой структура доходной и расходной статей госбюджета. Проанализируйте статьи федерального бюджета России на текущий год.

В экономической теории значительное внимание уделяется проблеме сбалансированности бюджета. Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница (отрицательная или положительная) между его доходами и расходами. Обычно дефицит государственного бюджета измеряется в процентном отношении к ВВП. Рассмотрите виды дефицита госбюджета. Проанализируйте основные способы финансирования бюджетного дефицита и последствия их реализации. Особое внимание уделите проблеме балансирования государственного бюджета.

Подготовку четвертого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения сущности и видов государственного долга. Если государственные заимствования не сопровождаются экономическим ростом, то возникают трудности с обслуживанием государственного долга. Следует рассмотреть социально-экономические последствия долга.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет?

2. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

3. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

4. Что такое фискальная рестрикция?

5. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают кейнсианцы сторонники экономики предложения?

6. В чем суть эффекта вытеснения?

7. Каковы экономические последствия государственного долга?

8. Фискальная политика – это 

9. Налоги – это

10. Государственные расходы – это

11. Государственный бюджет – это

12. Бюджетный дефицит – это

13. Фактический дефицит – это

14. Структурный дефицит – это

15. Нулевое сальдо – это

16. Трансферты – это

17. Государственные закупки – это

18. Государственный долг – это

19. Рефинансирование долга – это

Рекомендуемая учебная литература и иные источники по теме:

Раздел 8.2. – 1 (глава 22)

Раздел 8.3. – 1-3

Практическое занятие №2 « Государственные финансы и фискальная политика государства» (форма обучения: очная, заочная)

Для о/о проводится в ИФ (презентация творческого проекта -1 час)

 

1. Цели и инструменты фискальной политики.

2. Виды фискальной политики.

3. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте творческие проекты по выше приведенным темам.

Решите задачи

1. Заработная плату Николаева И.А. за декабрь месяц составляет 27 тыс. рублей. В связи с наступающими праздниками каждому работнику была выписана премия в размере 3 тыс. рублей. Заработная плата и премия указаны без учета налога. Рассчитайте подоходный налог и располагаемый доход Николаева И.А.

2. Предприятие теплоэнергетики "ТЭЦ" произвело в первом квартале 2009 года забор воды в бассейне реки Северной Двины для технологических нужд в объеме 15 000 куб. м из поверхностных источников и 12 000 куб. м из подземных источников. Определите сумму водного налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода.

Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
Северный Волга Нева Печора Северная Двина Прочие реки и озера 300 264 246 258 306 384 348 300 312 378

3. На графике изображена кривая Лаффера. По оси ординат – процентная ставка, по оси абсцисс – поступления в бюджет. Какая зависимость изображена на графике? При 30% или 70% ставки поступления в бюджет будут увеличиваться? Чем обусловлено данное явление и к чему оно может привести?

 

                     

 

4. Сумма прибыли фирмы Н. в текущем периоде составляет 132 000 рублей. Рассчитайте налог на прибыль.

5. Мебельный магазин реализовал следующие товары: 1)диваны – на сумму 800 000 р.; 2)обеденные столы – на сумму 600 000 р.; 3)детские кровати – на сумму 100 000 р. (все суммы без НДС).

В соответствии со статьей 164 п2 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих товаров для детей: кроватей детских; матрацев детских; колясок; тетрадей школьных. Определите сумму НДС, начисленного по указанным операциям.

6. Организацией в течение месяца совершены на территории РФ следующие операции с произведенными подакцизными товарами: отгружено покупателям 300 л; передано в рамках договора простого товарищества 200 л; передано для собственных нужд 10 л. Ставка акциза на произведенный товар составляет 27 рую.70 коп. за 1 л. Вычислите сумму акциза, подлежащую уплате организацией за данный месяц.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическому занятию

В ходе подготовки к творческому занятию определите сущность, цели и инструменты налогово-бюджетной (фискальной) политики. Изучите дискреционную стимулирующую и сдерживающую политики, рассчитайте налоговый мультипликатор. В отличие от дискреционной налогово-бюджетной политики, автоматическая фискальная политика является результатом действия автоматических или встроенных стабилизаторов. Рассмотрите мультипликатор сбалансированного бюджета. В заключение проанализируйте эффективность фискальной политики.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Перечислите цели и задачи фискальной политик государства

2. Перечислите типы фискальной политики и дайте их краткую характеристику

3. Что показывает кривая Лаффера?

4. Какие виды бюджетного дефицита и способы его финансирования вам известны?

5. Что такое рефинансирование долга и к каким последствиям оно может привести?

6.  Перечислите цели и задачи фискальной политик государства

7. Перечислите типы фискальной политики и дайте их краткую характеристику

8. Что показывает кривая Лаффера?

9. Какие виды бюджетного дефицита и способы его финансирования вам известны?

10. Что такое рефинансирование долга и к каким последствиям оно может привести?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 489.