Тема 4.4 Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цикличность экономического развития. Типы и модели циклов. Сверхдлинные циклы (100 лет). Длинные волны Н.Д. Кондратьева (50 лет). Нормальные циклы (8 – 10 лет). Малые (2 – 3 года) циклы. Сезонные и краткосрочные колебания. Основные характеристики цикла. Кризис как конституирующая фаза цикла. Капиталовложения и цикл. Акселератор, мультипликатор, инвестиции. Стабилизационная политика государства.

Безработица, ее формы. Занятость, ее виды, структура и показатели. Результаты, экономические и внеэкономические издержки безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда.

Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Факторы развития инфляции. Основные типы инфляции. Инфляция на основе изменений отраслевой структуры спроса. Возможные различия между инфляцией спроса и инфляцией издержек. Сеньораж. Открытая и подавленная инфляция. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис. Экономические последствия инфляции.

Стагфляция. Кривая Филлипса. Спираль «инфляция - безработица». Антиинфляционная политика.

 

Практическое занятие №1 « Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл» (форма обучения: очная, заочная)  

  Проводится в ИФ (презентация творческого проекта)

1. Цикличность – характерная черта рыночной экономики.  Причины возникновения циклов.

2. Фазы цикла. Поведение макроагентов на фазах цикла.

3. Теории экономических циклов (в форме творческих проектов).

4. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект акселератора - мультипликатора.

5. Основные принципы стабилизационной политики государства.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите негативные и позитивные последствия цикличности экономического развития и проиллюстрируйте на конкретных примерах (по1-2).

2. Охарактеризуйте рациональное поведение производителя в условиях

а) кризиса, спада;

б) подъема.

3. Как вы считаете, существуют ли возможности у государства и производителей отсрочить кризис и смягчить его последствия? Ответ обоснуйте.

4. Определите, к какой фазе относятся перечисленные процессы:

а) рост инвестиций в частном секторе;

б) сокращение прибыли;

в) рост налоговых поступлений;

г) рост инфляции;

д) увеличение спроса на труд:

е) падение курса акций;

ж) рост трансфертных выплат;

з) снижение уровня процентной ставки.

5. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

6. Кейнсианство, физиократы; маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.

7. Какому отрезку на рисунке соответствует экономический цикл:

а) АВ;

б) АС;

в) АЕ;

г) ВД;

д) АД.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическому занятию

Изучение темы целесообразно начать с уяснения сущности макроэкономической нестабильности. В данной теме исследуется проблема достижения макроэкономической стабильности.

В ходе подготовки к семинарскому занятию необходимо показать сущность циклического развития экономики. Выясните понятия цикл, тренд, продолжительность цикла. При рассмотрении фаз цикла уясните проциклические, контрциклические и ациклические переменные. При подготовке к интерактивной части практического занятия, рассмотрите наиболее известные теории цикла – денежные, теорию нововведений, теорию политического делового цикла, теорию реального бизнес-цикла и др.; в зависимости от факторов, определяющих природу циклических колебаний, теории цикла можно подразделить на эндогенные и экзогенные. В ходе подготовки обратите внимание на то, что современный подход к объяснению экономических циклов все в большей степени связывается с проблемой «импульс-распространение». Необходимо уделить особое внимание изучению эффекта акселератора-мультипликатора. Сущность и основные принципы стабилизационной политики государства рассмотрите при подготовке к четвертому вопросу.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Циклический характер характерен для экономической системы:

а) традиционной;

б) командно-административной;

в) рыночной.

2. Верны ли суждения:

а) Экономический цикл - это период от одного экономического кризиса до другого.

б) Экономический цикл – это период времени, когда экономика страны или мира в целом переживает последовательно спад и подъем.

 

 

3.К внешним причинам экономических циклов не относится

а) неурожаи;

б) появление принципиально новых товаров;

в) крупные открытия в области науки и техники;

г) революционные потрясения.

4.Незначительное сокращение безработицы и незначительный рост ценхарактерны для фазы

а) рецессии (спада);

б) подъёма;

в) депрессии;

г) оживления.

Верны ли суждения

а) Средняя продолжительность экономических циклов примерно одинакова.

б) Продолжительность экономического цикла определяется совокупностью глубиной и спецификой кризиса и может колебаться.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 487.