Цикличность экономического развития. Типы и модели циклов. Сверхдлинные циклы (100 лет). Длинные волны Н.Д. Кондратьева (50 лет). Нормальные циклы (8 – 10 лет). Малые (2 – 3 года) циклы. Сезонные и краткосрочные колебания. Основные характеристики цикла. Кризис как конституирующая фаза цикла. Капиталовложения и цикл. Акселератор, мультипликатор, инвестиции. Стабилизационная политика государства.
Безработица, ее формы. Занятость, ее виды, структура и показатели. Результаты, экономические и внеэкономические издержки безработицы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда.
Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Факторы развития инфляции. Основные типы инфляции. Инфляция на основе изменений отраслевой структуры спроса. Возможные различия между инфляцией спроса и инфляцией издержек. Сеньораж. Открытая и подавленная инфляция. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис. Экономические последствия инфляции.
Стагфляция. Кривая Филлипса. Спираль «инфляция - безработица». Антиинфляционная политика.
Практическое занятие №1 « Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл» (форма обучения: очная, заочная)
Проводится в ИФ (презентация творческого проекта)
1. Цикличность – характерная черта рыночной экономики. Причины возникновения циклов.
2. Фазы цикла. Поведение макроагентов на фазах цикла.
3. Теории экономических циклов (в форме творческих проектов).
4. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект акселератора - мультипликатора.
5. Основные принципы стабилизационной политики государства.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите негативные и позитивные последствия цикличности экономического развития и проиллюстрируйте на конкретных примерах (по1-2).
2. Охарактеризуйте рациональное поведение производителя в условиях
а) кризиса, спада;
б) подъема.
3. Как вы считаете, существуют ли возможности у государства и производителей отсрочить кризис и смягчить его последствия? Ответ обоснуйте.
4. Определите, к какой фазе относятся перечисленные процессы:
а) рост инвестиций в частном секторе;
б) сокращение прибыли;
в) рост налоговых поступлений;
г) рост инфляции;
д) увеличение спроса на труд:
е) падение курса акций;
ж) рост трансфертных выплат;
з) снижение уровня процентной ставки.
5. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:
6. Кейнсианство, физиократы; маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.
7. Какому отрезку на рисунке соответствует экономический цикл:
а) АВ;
б) АС;
в) АЕ;
г) ВД;
д) АД.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Изучение темы целесообразно начать с уяснения сущности макроэкономической нестабильности. В данной теме исследуется проблема достижения макроэкономической стабильности.
В ходе подготовки к семинарскому занятию необходимо показать сущность циклического развития экономики. Выясните понятия цикл, тренд, продолжительность цикла. При рассмотрении фаз цикла уясните проциклические, контрциклические и ациклические переменные. При подготовке к интерактивной части практического занятия, рассмотрите наиболее известные теории цикла – денежные, теорию нововведений, теорию политического делового цикла, теорию реального бизнес-цикла и др.; в зависимости от факторов, определяющих природу циклических колебаний, теории цикла можно подразделить на эндогенные и экзогенные. В ходе подготовки обратите внимание на то, что современный подход к объяснению экономических циклов все в большей степени связывается с проблемой «импульс-распространение». Необходимо уделить особое внимание изучению эффекта акселератора-мультипликатора. Сущность и основные принципы стабилизационной политики государства рассмотрите при подготовке к четвертому вопросу.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Циклический характер характерен для экономической системы:
а) традиционной;
б) командно-административной;
в) рыночной.
2. Верны ли суждения:
а) Экономический цикл - это период от одного экономического кризиса до другого.
б) Экономический цикл – это период времени, когда экономика страны или мира в целом переживает последовательно спад и подъем.
3.К внешним причинам экономических циклов не относится
а) неурожаи;
б) появление принципиально новых товаров;
в) крупные открытия в области науки и техники;
г) революционные потрясения.
4.Незначительное сокращение безработицы и незначительный рост ценхарактерны для фазы
а) рецессии (спада);
б) подъёма;
в) депрессии;
г) оживления.
Верны ли суждения
а) Средняя продолжительность экономических циклов примерно одинакова.
б) Продолжительность экономического цикла определяется совокупностью глубиной и спецификой кризиса и может колебаться.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 543.