Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций
со шкалой оценивани
Таблица 5.1.
(форма промежуточной аттестации – экзамен)
Код комп. | Показатели компетенций (дескрипторы) | Критерий оценивания | Шкала оценивания |
ОК-6 | Знать: - первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации; основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия; основные экономические институты общества. | Показывает полные и глубокие знания, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний важнейших экономических школ | Отлично (5) |
Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности | Хорошо (4) | ||
Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы | Удовлетворительно (3) | ||
Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Неудовлетворительно (2) | ||
ОПК-4 | Знать: - методологические основы исследования экономических процессов; - принципы, законы и модели рыночной экономики; - различные типы экономических систем; - структуру рыночной экономики; -основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; - рынки потребительских товаров: спрос, предложение, рыночная цена; - рынки экономических ресурсов: факторов производства, денег, финансовых активов; - макроэкономические модели рыночной экономики; - инструменты государственного регулирования экономики; - общее и особенное в странах с современной рыночной экономикой; - ключевые проблемы современной экономической теории. - многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; - основные экономические институты общества. | Показывает полные и глубокие знания, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний в области протекания экономических процессов в российской и мировой экономике, знает законы функционирования и регулирования рыночного хозяйства | Отлично (5) |
Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности | Хорошо (4) | ||
Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы | Удовлетворительно (3) | ||
Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом | Неудовлетворительно (2) | ||
| Уметь: - определять с помощью кривых производственных возможностей альтернативные издержки; - оценивать величину и уровень спроса и определить потребительское поведение; - измерять величину и уровень предложения и определять поведение производителя; - выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; - определять потенциал рынков экономических ресурсов: труда, земли, капитала; - рассчитывать порог рентабельности; - воздействовать на структуру издержек предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде; - формулировать актуальные макроэкономические цели общества, реализация которых является приоритетной на конкретном этапе хозяйственного развития; - рассчитывать основные макроэкономические показатели; - оценивать макроэкономическую нестабильность; - выявлять причины, инструменты и границы вмешательства государства в экономику; - анализировать мировые товарные рынки; | Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности | Отлично (5) |
Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем | Хорошо (4) | ||
При решении конкретных практических задач возникают затруднения | Удовлетворительно (3) | ||
Не может решать практические задачи | Неудовлетворительно (2) | ||
| Владеть: - понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов; - методами влияния экономических агентов на микрорынки; - знаниями о специфике национальной макроэкономической политики; - теориями о закономерностях глобализации мировой экономики. | Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы | Отлично (5) |
Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем | Хорошо (4) | ||
Показывает слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности | Удовлетворительно (3) | ||
Отсутствие навыков | Неудовлетворительно (3) | ||
ОПК-5 |
Знать:
- состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России;
- формы, принципы и методы регулирования международных экономических отношений.
Уметь:
- выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира;
Владеть:
- навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов;
- навыками оценки перспектив и тенденций развития мировой экономики в целом, отдельных регионов, государств и отраслей мировой экономики.
ПК-40
Знать:
- принципы организации научной работы.
Уметь:
- внедрять результаты научного исследования по вопросам таможенного дела и проблемам таможенной деятельности на практике.
Владеть:
- навыками самостоятельного изучения и использования в работе знаний в области таможенного дела.
ПК-41
Знать:
- общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ.
Уметь:
- обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы, применять философские методы постижения действительности.
Владеть:
- навыками оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-научных работ.
Таблица 5.3
Определение уровня сформированности компетенции
Уровень сформированности компетенции | Количество баллов, набранных в процессе изучения дисциплины с промежуточной аттестацией зачет | Средний балл оценивания показателей компетенций по каждому результату обучения на экзамене или дифференцированном зачете |
высокий | 90 и более баллов | ≥ 4,5 |
повышенный | 70-89 баллов | ≤ 4,4 или ≥ 3,5 |
пороговый | 60-69 баллов | ≤ 3,4 или ≥ 2,5 |
не сформирован | менее 60 баллов | ≤ 2,4 |
7.3. Типовые контрольные задания
На промежуточную аттестацию 1го семестра (экзамен) выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-6, ОПК-4, ОПК-5.
Экзаменационный билет № 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Экономический диктант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Понятие рынка. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночной экономики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание. Кругооборот расходов и доходов в закрытой экономической системе характеризуется следующими потоками: 900 ед. – заработная плата; 40 ед. – амортизация; 200 ед. – чистые частные внутренние инвестиции; 60 ед. – нераспределенная прибыль корпораций; 100 ед. – дивиденты; 700 ед. – потребительские расходы домохозяйств; 200 ед. – пенсии, стипендии, пособия; 300 ед. – подоходные налоги; 150 ед. – налоги на прибыль корпораций; 200 ед. – государственные закупки товаров и услуг. Рассчитав потоки перемещения денежных средств между различными секторами экономики, заполните след. таблицу.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экзаменационный билет № 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Экономический диктант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Рынки факторов производства. Спрос и предложение на ресурсы на этих рынка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Практическое задание. Фирма производит и продает 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержек (AVC) в 1750 руб. и постоянных издержках производства 8 млн. руб. Чему равно прибыль фирмы, если рыночная цена одного телефоны 2500 тыс. руб.? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экзаменационный билет № 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Экономический диктант | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Виды конкуренции. Типы рыночных структур, их основные признаки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Практическое задание. При увеличении личного располагаемого дохода с 300 до 700 млн.руб., сбережения домохозяйств увеличились на 40 млн. руб. Чему равно предельная склонность к потреблению (MPC) (а процентах)? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На промежуточную аттестацию 2го семестра (экзамен) выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-6, ОПК-4, ОПК-5.
Экзаменационный билет № 1 | ||||||||||||
1. Экономический диктант | ||||||||||||
2. Виды фискальной политики. | ||||||||||||
3. Распределите приведенные под пунктами примеры использования интенсивного и экстенсивного типов экономического роста:
Использования более качественного сырья.
Распашка целинных земель в целях получения большого количества зерновых культур
Увеличение числа станков на предприятии
Вовлечение все большего количества рабочих для строительства электростанций
Применение новых передовых технологий
Повышение квалификации рабочих
| ||||||||||||
Экзаменационный билет № 2 | ||||||||||||
1.Экономический диктант | ||||||||||||
2.Деньги: сущность и функции. | ||||||||||||
3.Численность трудоспособного населения страны составляет 80 млн. человек. Из них: - студенты очной формы обучения – 4 млн.; - пенсионеры – 6 млн.; - домохозяйки – 2,5 млн.; - заключённые – 0,7 млн.; - бродяги – 0,5 млн.; - заняты неполный рабочий день и ищут работу – 0,8 млн.; - прошли собеседование и ожидают выхода на работу – 5 млн.; - потеряли работу в результате экономического спада – 3 млн.; - потеряли работу в результате структурных преобразований экономики – 2 млн. - 0,5% от общего числа безработных отчаялись и прекратили поиски работы. - 3 млн. человек впервые появились на рынке труда Определите численность экономически активного населения страны, численность занятых и численность безработных. Рассчитайте естественный и фактический уровень безработицы. | ||||||||||||
Экзаменационный билет № 3 | ||||||||||||
1. Экономический диктант | ||||||||||||
2. Сущность, виды и причины инфляции | ||||||||||||
3. Практическое задание.
На основании данных, приведённых в таблице, необходимо определить: а) величину М1 б) величину М2 в) величину М3 г) величину L
|
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену в 1ом семестре (Основы микроэкономики)
1. Предмет и метод экономической теории
2. Потребности и ресурсы. Кривые производственных возможностей
3. Кругооборот благ и доходов.
4. Эффективность использования ресурсов и проблема экономического выбора.
5. Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной занятости).
6. Типология экономических систем. Формационная классификация экономических систем. Промышленное развитие и типы экономики
7. Генезис рыночных отношений
8. Собственность: сущность, формы.
9. Государственный сектор экономики
10. Модель рыночной экономики.
11. Эластичность спроса и предложения
12. Потребности и спрос. Величина спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.
13. Производство и предложение. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
14. Равновесная цена и механизм ее образования. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное рыночное равновесие. Единый механизм равновесия.
15. Типы рыночных структур и их признаки
16. Совершенная конкуренция: основные признаки
17. Монополия: характерные черты, определение цены и объема производства
18. Экономические последствия монополии
19. Олигополия как рыночная структура. Характерные черты олигополии
20. Фирма. Экономическая природа фирмы. Стихийный и планомерный порядок.
21. Издержки производства и прибыль. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль. Краткосрочный и долгосрочный период.
22. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, предельные издержки. Закон убывания отдачи.
23. Величина спроса на ресурсы и ценовая эластичность. Изменение уровня спроса предприятия на ресурсы.
24. Рынок трудовых ресурсов. Спрос на рабочую силу. Предложение рабочей силы. Монопсония на рынке труда.
25. Заработная плата как цена фактора «труд». Сущность заработной платы. Формы и системы заработной платы. Минимум заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
26. Инвестиции в человеческий капитал и дифференциальная заработная плата.
27. Рынок природных ресурсов. Спрос на природные ресурсы. Предложение природных ресурсов.
28. Экономическая рента. Земельная рента. Рыночная цена земли. Дифференциальная рента. Земельный налог.
29. Рынок капитала. Виды рынков капитала. Понятие инвестиций. Основной и оборотный капитал в процессе инвестирования
30. Рынок труда и его особенности. Явление безработицы на рынке труда.
Типовые контрольные задания для контрольной работы (заочное отделение)
ВАРИАНТ 1
1.Дайте определения понятиям : «рыночный спрос» и «рыночное предложение».
2.Практические задания
№1 На рис. 1 показаны кривые издержек фирмы, действующей в конкурентной отрасли.
ОР — текущая рыночная цена.
а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна.
Выпуск
Рис.1. Кривые, издержек конкурентной фирмы
б) Отметьте на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы при данных уровнях цены и выпуска.
в) Допустим, эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде. Обоснуйте свой ответ.
г) Как может повлиять на данную фирму уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?
№2 На рисунке представлены кривые дохода и издержек монополиста.
а) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли.
б) Отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции.
в) Обозначьте па графике площадь, отражающую прибыль- монополии.
г) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?
Тест
Дата: 2018-12-21, просмотров: 356.