Институциональный подход в экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение в институциональный анализ. Теория институтов и трансакционных издержек. Теория контрактов. Неблагоприятный отбор, моральный риск и проблема вымогательства. Институты и институциональные изменения.

 

РАЗДЕЛ 5. Международные аспекты экономической теории

Тема 5.1 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм.

Закрытая и открытая экономика. Теория сравнительных преимуществ. Модификации теории сравнительных преимуществ. Международная торговля и распределение доходов. Теория тарифов и проблемы протекционизма в международной торговле. Доводы в пользу протекционизма. Избирательный протекционизм.

 

Тема 5.2 Платежный баланс и обменный курс.

Структура платежного баланса. Макроэкономическая роль платежного баланса. Проблема внешнеэкономического равновесия. Понятие валютного курса. Международные системы валютных курсов.

 

Практическое занятие « Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. Платежный баланс и обменный курс» (форма обучения: очная, заочная)  

Для о/о проводится в ИФ (презентация творческого проекта)

 

 

1. Теория сравнительных преимуществ и теория международной торговли Хекшера-Олина.

2. Выигрыш от внешней торговли.

3. Государственное регулирование международной торговли.

4. Платежный баланс: сущность, структура, понятие дефицита и избытка.

5. Системы обменного курса валют.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотреть теории абсолютных и сравнительных преимуществ.

2. Изучить теорию Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорему Рыбчинского.

3. Проанализировать выигрыш от внешней торговли.

4. Рассмотреть государственное регулирование внешней торговли.

5. Охарактеризовать сущность платежного баланса.

6. Определить сальдо платежного баланса.

7. Рассмотреть макроэкономическую роль платежного баланса.

8. Изучить мультипликатор расходов в открытой экономике.

9. Рассмотреть системы обменного курса валюты.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К практическому занятию

Изучение темы следует начать с уяснения того, что международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Необходимо остановиться на выяснении различий между теорией абсолютных преимуществ. Далее следует проанализировать теорию Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорему Рыбчинского. Рассмотрите «голландскую болезнь» - термин, которым называется ситуация, когда существенно изменяется богатство страны из-за сдвигов в цене природных ресурсов, которыми она обладает.

Одним из ключевых вопросов данной темы является вопрос о распределении выигрыша. При подготовке третьего вопроса необходимо рассмотреть инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли. В заключение проанализируйте аргументы за и против протекционизма.

Рассмотрите процессы, связанные с финансовыми аспектами международной экономики. Начните изучение с уяснения сущности платежного баланса. Покажите, что в платежном балансе выделяют два основных счета. Изменение официальных резервов и чистые ошибки и пропуски являются балансирующими статьями.

Подготовку четвертого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения понятия «обменный курс валюты». Уясните соотношение понятий номинальный и реальный курсы. Проанализируйте понятие – эффективный обменный курс. Далее рассмотрите закон единой цены и теорию паритета покупательной способности. Следует показать, что теория паритета покупательной способности в большей степени пригодна для прогнозирования и изменения обменного курса валют в долгосрочной перспективе. При изучении второго вопроса практического занятия следует изучить основные системы обменного курса валюты – систему фиксированного обменного курса, систему свободно плавающего обменного курса, систему управляемого плавания. В заключение отметим, что однозначного ответа на вопрос, какая система - фиксированного или свободно плавающего обменного курса - является более эффективной с точки зрения достижения основных целей макроэкономической политики, не существует. Выбор правительством той или иной системы обменного курса в каждой стране осуществляется с учетом множества объективных и субъективных факторов как экономического, так и политического развития.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы допущения в модели сравнительных преимуществ Рикардо?

2. Какова сущность голландской болезни?

3. В чем состоят аргументы сторонников протекционизма?

4. В чем состоят последствия введения импортного тарифа для благосостояния страны? Дайте графический анализ.

5. Что такое избирательный протекционизм?

 

6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «деловая игра» / под общ. ред. В. А. Черных, О. В. Саенко. М.: изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно - рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

5.  Учебно-методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория», - М.: изд-во Российская таможенная

6. Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономическая теория» часть 1 – Микроэкономика. 

 

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 302.