Понятие экономических агентов. Домохозяйства. Фирмы. Государство. Экономические интересы.
Сущность собственности. Экономическая и юридическая трактовка собственности. Система отношений собственности: отношения присвоения, отношения хозяйственного использования имущества, формы реализации собственности.
Права собственности. Владение. Распоряжение. Пользование. Спецификация и размывание прав собственности.
Полиморфизм собственности. Формы собственности. Общественная и частная собственность.
Собственность домохозяйств и формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества и общества. Диверсификация. Государственные предприятия и корпорации: пути реформирования. Концентрация и централизация производства. Формирование сложных предприятий. Слияния и поглощения. Вертикальная и горизонтальная интеграция. Неприбыльный сектор рыночной экономики.
Тема 1.5. Экономические системы и модели в рамках систем.
Периодизация социально-экономического развития.
Типология экономических систем. Формационная классификация экономики. Промышленное развитие и типы экономики. Теория циклического развития цивилизаций и экономики.
Элементы экономической системы. Основные типы экономических систем. Традиционная экономика. Рыночная экономика. Административно-командная экономика. Государство как единый экономический центр страны.
Смешанная экономика. Социальное рыночное хозяйство. Многокомпонентный состав экономических систем. Экономика переходного периода. Теория конвергенции (сближения) альтернативных экономических систем.
Модели в рамках экономических систем. Американская модель. Шведская модель. Японская модель. Социальное рыночное хозяйство Германии.
Переходная экономика. Концепции переходной экономики. Государственное регулирование в переходной экономике.
Практическое занятие « Система отношений собственности в экономике. Экономические системы и модели в рамках систем.» (форма обучения: очная, заочная)
1. Понятие «собственность»: экономическое и юридическое содержание. Виды собственности. Общественная и частная собственность и их формы.
2. Типология экономических систем. Формационная классификация экономических систем. Промышленное развитие и типы экономики. Теория циклического развития цивилизаций и экономики.
3. Смешанная экономика. Планово - рыночная экономика. Социально - рыночное хозяйство. Многокомпонентный состав экономических систем.
Задания для самостоятельной работы
1. Сущность собственности. Экономическая и юридическая трактовка собственности.
2. Фазы перехода к рыночной экономике. Фаза стабилизации. Фаза создания рыночных институтов. Фаза структурного корректирования
3. Охарактеризовать модели периодизации социально-экономического развития.
4. Рассмотреть типы экономических систем. Выделить достоинства и недостатки каждого типа экономической системы.
5. Охарактеризовать смешанную экономическую систему. Изучить модели в рамках смешанной экономики.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Изучение темы 1.4 следует начать с рассмотрения различными экономическими школами категории собственность, обратив внимание на марксистскую трактовку. Необходимо выяснить специфику экономического и юридического содержания собственности. Далее целесообразно остановиться на характеристике полиморфизма собственности. Следует выявить критерии (по форме присвоения, по субъектам и т.п.) и рассмотреть различные формы собственности. Затем перейдите к исследованию системы отношений собственности, в том числе отношений присвоения, отношений хозяйственного имущества, форм реализации собственности.
В современной экономической теории получило развитие неоинституциональное направление, составляющей частью которого является экономическая теория прав собственности. Определите понятие «право собственности», охарактеризуйте пучок прав собственности, выясните сущность процессов спецификации и размывания прав собственности. Следует обратить внимание на различные режимы прав собственности: частная собственность, государственная собственность, коммунальная собственность, общая собственность или свободный доступ. В заключение необходимо отметить, что глубокое теоретическое усвоение основных положений темы позволит перевести обсуждение в плоскость проблемных вопросов. Например, рассмотрите процессы спецификации и размывания отношений собственности в современной российской экономике.
Изучение темы следует начать с уяснения классических и современных моделей периодизации социально-экономического развития. Затем следует выяснить сущность экономической системы, проанализировав определения категории «экономическая система», имеющиеся в литературе. Далее целесообразно изучить структуру экономической системы, обратив внимание на технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Представляются актуальными вопрос о координации выбора в различных экономических системах, и проблема достижения целей в условиях смешанной экономики.
При подготовке второго вопроса необходимо уяснить критерии классификации экономических систем; в каждом из четырех типов следует выделить положительные и отрицательные стороны. Рассмотрите теорию конвергенции альтернативных экономических систем. Сравнительным анализом экономических систем занимается компаративистика. Основное внимание нужно уделить изучению специфики смешанной экономики, охарактеризовать цели этой системы, выявить проблемы и противоречия ее развития на современном этапе. В заключение охарактеризуйте модели смешанной экономики, уясните общее и особенное в них, проанализируйте сильные и слабые стороны.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое собственность?
2. Сформулируйте экономическое и юридическое содержание собственности?
3. Назовите формы собственности?
4. Охарактеризовать простое и капиталистическое товарное производство: общие черты и различия между ними?
5. Перечислите фазы перехода плановой экономики к рыночной?
6. Охарактеризуйте сущность экономической системы?
7. Назовите типы экономических систем?
8. Охарактеризуйте модели смешанной экономики?
9. Выделите положительные и отрицательные стороны типов экономических систем?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.