Понятие несовершенной конкуренции.
Чистая монополия. Виды монополий. Определение цены и объема производства. Показатели монопольной власти. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация.
Олигополия. Характерные черты олигополии. Ценовая война. Особенности ценообразования в условиях олигополии. Картелеподобные структуры. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
Монополистическая конкуренция. Условия возникновения. Определение цены и объема производства. Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Реклама.
Антимонопольное регулирование и законодательство. Регулирование естественных монополий.
Практическое занятие « Несовершенная конкуренция»(форма обучения: очная, заочная)
Для о/о проводится в ИФ (тестирование с применением ТИК)
1. Характерные черты рынка чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции.
2. Определение цены и объема выпуска в условиях чистой монополии.
3. Показатели монопольной власти.
4. Регулирование естественных монополий – творческий проект
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризовать несовершенную конкуренцию.
2. Рассмотреть показатели монопольной власти.
3. Изучить определение цены и объема выпуска в условиях чистой монополии
4. Выяснить издержки монополистической конкуренции.
5. Рассмотреть специфику ценообразования в условиях олигополии.
6. Охарактеризовать возможное влияние рекламы на объем производства и средние общие издержки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При изучении темы необходимо исходить из того, что конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, называется несовершенной. Следует изучить основные составляющие несовершенной конкуренции: чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Далее следует рассмотреть вопросы антимонопольного регулирования и законодательства, особое внимание обратив на специфику регулирования естественных монополий.
Рассматривая характерные черты рынка чистой монополии, необходимо изучить барьеры для вступления в отрасль. Далее необходимо уяснить, как монополия выбирает объем выпуска и цену, при которых прибыль максимальна. Обратите внимание, что важным инструментом максимизации прибыли монополиста служит ценовая дискриминация. Целесообразно сравнить результаты функционирования монополии и совершенной конкуренции. При подготовке к практическому занятию обратите внимание на то, что между идеальными моделями совершенной конкуренции и чистой монополии находится целый ряд рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют олигополия и монополистическая конкуренция. Изучите характерные черты олигополии, уясните понятие ценовой войны. Подробнее остановитесь на модели Курно, ломаной кривой спроса. Уясните роль картелеподобных структур, тайного сговора. Изучите модели ценообразования лидерства в ценах, ценообразования по принципу «издержки плюс». При подготовке второго вопроса изучите условия возникновения монополистической конкуренции. Следует понять как монопольно конкурентная фирма максимизирует прибыль и минимизирует убытки. Необходимо также уяснить преимущества данного рынка перед другими структурами несовершенной конкуренции, изучить неценовые формы конкуренции.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы причины возникновения монополии?
2. Чем определяется цена и объем производства в условиях монополии?
3. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть?
4. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной?
5. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции?
6. Каковы основные черты олигополии?
7. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.