Кафедра экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономической теории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Специализации: «Таможенные платежи»

                «Организация таможенного контроля»

                «Технические средства таможенного контроля»

                «Таможенный менеджмент»

                «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

                «Информационные системы и таможенные технологии»

                «Международное сотрудничество таможенных администраций»

 

Уровень высшего образования: специалитет

Набор

2017

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономической теории

 

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом

факультета таможенного дела

Российской таможенной академии

(протокол от    2017 г. №   )

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

 

Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»

Специализации: «Таможенные платежи»

                «Организация таможенного контроля»

                «Технические средства таможенного контроля»

                «Таможенный менеджмент»

                «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

                «Информационные системы и таможенные технологии»

                «Международное сотрудничество таможенных администраций»

 

 

Уровень высшего образования: специалитет

 

Набор

2017

 

Авторы

Е.В. Лобас, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук, доцент;

Л.С. Данилина, доцент кафедры экономической теории, кандидат технических наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск

Д.П. Бусько, и.о. заведующего кафедрой экономической теории, кандидат технических наук, с.н.с.

 

 

 

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории

(протокол от «17» июня 2017 г. № 20  )

 

Программа рекомендована выпускающей кафедрой «Таможенных доходов и тарифного регулирования»

(протокол от « »         2017г. №   )

СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела методического обеспечения

___________________________________________ Ю.В.Шустрова

 

© Российская таможенная академия, 2017


 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «Экономическая теория» является формирование у студентов основ экономического мышления, позволяющего понимать процессы, происходящие в современной экономике, изучение закономерностей функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе различных хозяйственных систем, освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов.

Освоение программы учебной дисциплины «Экономическая теория» направлено на решение следующих задач:

-уяснение студентами теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики;

-выработка у студентов системного представления о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики;

-овладение специальной экономической терминологией;

-изучение специфики поведения основных субъектов рыночной экономики: домохозяйств, фирм, государства;

-формирование навыков самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь;

-развитие у студентов умения выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(ОК-6) Способен использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности в части применения основных положений экономической теории;  Знать: - первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации; основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия; основные экономические институты общества.
(ОПК-4) Способен понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик в части применения основных положений экономической теории; Знать: - методологические основы исследования экономических процессов; - принципы, законы и модели рыночной экономики; - различные типы экономических систем; - структуру рыночной экономики; - основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; - рынки потребительских товаров: спрос, предложение, рыночная цена; - рынки экономических ресурсов: факторов производства, денег, финансовых активов; - макроэкономические модели рыночной экономики; - инструменты государственного регулирования экономики; - общее и особенное в странах с современной рыночной экономикой; - ключевые проблемы современной экономической теории. - многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; Уметь: - определять с помощью кривых производственных возможностей альтернативные издержки; - оценивать величину и уровень спроса и определить потребительское поведение; - измерять величину и уровень предложения и определять поведение производителя; - выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; - определять потенциал рынков экономических ресурсов: труда, земли, капитала; - рассчитывать порог рентабельности; - воздействовать на структуру издержек предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде; - формулировать актуальные макроэкономические цели общества, реализация которых является приоритетной на конкретном этапе хозяйственного развития; - рассчитывать основные макроэкономические показатели; - оценивать макроэкономическую нестабильность; - выявлять причины, инструменты и границы вмешательства государства в экономику; - анализировать мировые товарные рынки; Владеть: - понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов; - методами влияния экономических агентов на микрорынки; - знаниями о специфике национальной макроэкономической политики; - теориями о закономерностях глобализации мировой экономики.
(ОПК-5) Способен анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики в части овладения навыками по применению знаний экономической теории при изучении объектов государственного регулирования экономики; Знать: - формы, принципы и методы регулирования международных экономических отношений. Уметь: - выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; Владеть: - навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов; - навыками оценки перспектив и тенденций развития мировой экономики в целом, отдельных регионов, государств и отраслей мировой экономики.
(ПК-39) Способен разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела в части подготовки к научным исследованиям при выполнении курсовой работы по изучаемой дисциплине; Знать: - принципы планирования научной работы.
(ПК-40) Способен проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты в части проведения научных исследований при выполнении курсовой работы по изучаемой дисциплине; Знать: - принципы организации научной работы. Уметь: - внедрять результаты научного исследования по вопросам таможенного дела и проблемам таможенной деятельности на практике. Владеть: - навыками самостоятельного изучения и использования в работе знаний в области таможенного дела.
(ПК-41) Способен представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах в части ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре по вопросам экономической теории. Знать: - общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ. Уметь: - обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы, применять философские методы постижения действительности. Владеть: - навыками оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-научных работ.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

Дисциплина относится к блоку Б1 базовой части ООП ВО (С1.Б.6.).

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1и 2 семестрах по очной форме обучения.

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1и 2 семестрах по заочной форме обучения.

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: основы общественных, социальных и экономических дисциплин в пределах школьной программы.

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения:

- гуманитарного, социального и экономического цикла (ОК-6): модуль «Геоэкономика»;

- общепрофессионального цикла (ОПК-4, ОПК-5): модуль «Финансы и бухгалтерский учет» (базовая часть), «Ценообразование во внешней торговле» (базовая часть), модуль «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуль «Управление таможенным делом» (базовая часть), модуль «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), «Экономика таможенного дела» (базовая часть), «Экономическая безопасность» (базовая часть), «Валютное регулирование и валютный контроль» (базовая часть), «Таможенные платежи» (базовая часть) и научно-исследовательской деятельности по ряду дисциплин (ПК-39, ПК-40, ПК-41).

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 6 зачетных единиц (ЗЕ), 216 академических часа.

Таблица 2.1

 Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

 

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1 2  

Аудиторные занятия (всего)

80 34

46

В том числе:

   

 

Лекции

38 18

20

Практический занятия

42 16

26

Из них в интерактивной форме (ИФ)

28 10

18

Самостоятельная работа (всего)

100 74

62

В том числе:

Курсовая работа

25

25

Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

    Экзамен (36 час)                

Экзамен

(36 час)

Общая трудоемкость

Час

ЗЕ

288 144

144

8 4 4  

 

Таблица 2.2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1 2

Аудиторные занятия (всего)

26 14 12

В том числе:

Лекции

8 4 4

Из них в интерактивной форме (ИФ)

Практические занятия

18 10 8

Из них в интерактивной форме (ИФ)

4 4 4

Самостоятельная работа (всего)

244 121 123

В том числе:

Работа с Рабочей тетрадью

20 20

Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

 

 

    Экзамен (9 час)  Экзамен (9 час)

Общая трудоемкость

Час

ЗЕ

288 144 144
8 4 4

 

5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

5.1. Распределение учебного времени по темам

и видам учебных занятий

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (очная форма обучения)

№ п/п

Наименование раздела/ темы

Общая трудоемкость (час.)

Лекции (час.)

Практические

занятия

Самостоятельная работа (час.)

всего

ИФ

всего

ИФ

1 2 3 4

5

6

7

8

Семестр

  Раздел 1. Общие проблемы экономической теории. 12 4 /4

-

4/4

-

4
1.1- 1.3 1.3 Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства 6 1.5 2/2

 

2/2

 

  2 1
1.4-1.5 1.5   Система отношений собственности в экономике. Экономические системы и модели в рамках систем 6 4 2/2

 

2/2

 

2 1
  Раздел 2. Генезис и основные этапы развития экономической теории. 6 -

-

2/2

4
2.1-2.2 2.2 Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации. Основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия. 6 3 -  

-

2

 

4 4
  Раздел 3. Основы микроэкономики 54 14 /14

-

10/10

10

30
3.1 Спрос, предложение, эластичность 9 2/4

-

2/2

2

5
3.2 Поведение потребителя в рыночной экономике 7 2/2

-

-/2

 

5
3.3 Производство и издержки.   9 2/2

-

2 /2

2

5
3.4 Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция 9 2/2

-

2/2

2

5
3.5 Несовершенная конкуренция 9 2/2

-

2/2

2

5
3.6 Рынки факторов производства  11 4/-

-

2/-

2/-

5
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

Экзамен (36 час)

  Итого в семестре 144 18/18

-

16/16

10

74

Семестр

  74 18

-

24

16

32
  Рынки факторов производства    4

 

4

4

 
  Раздел 4. Основы макроэкономики.    

 

 

 

 
4.1 Введение в макроэкономику 5

2

-

-

-

3
4.2 Основные макроэкономические показатели 9

-

4/2

4/2

3
4.3 Модели макроравновесия 7

-

2

 

3
4.4 Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция 9 4

-

4

4

3
4.5 Деньги и кредитно-денежная система 9 2

-

4/3

2

3
4.6 Государственные финансы и фискальная политика государства 9 2

-

4/3

2

3
4.7 Экономический рост 9 2

-

4/2

2

3
4.8 Государственное регулирование экономики 9 2/-

-

2

2

5
4.9 Институциональный подход в экономической теории   8 2

 

 -

 

6
  Раздел 5. Международные аспекты экономической теории 10 2

-

2

2

6
5.1 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм 5 1

-

1

2

3
5.2 Платежный баланс и обменный курс 5 1

 

1

 

3
  Курсовая работа 24  

 

 

 

24
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

                      Экзамен (36 час)

  Итого в семестре 144

20

-

26

18

62

  Всего по дисциплине 216

38

-

42

28

100

                       

 

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (заочная форма обучения)

№ темы

Название раздела

Количество часов

Общая трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа (час)

Лекции

Практические занятия (час.)

всего ИФ всего ИФ
1 2 3 4 5 6 7 8

Семестр

  Раздел 1. Общие проблемы экономической теории. 3 4 2 - 2 - 30
1.1 1.5 Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства. Система отношений собственности в экономике. Экономические системы и модели в рамках систем. 34 2 - 2   30
  Раздел 2. Генезис и основные этапы развития экономической теории. 30 - - 30
2.1 Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации 15         15
2.2 Основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия 15         15
  Раздел 3. Основы микроэкономики 73 2 - 8 4 61
3.1 Спрос, предложение, эластичность 12 - - 2  2 10
3.2 Поведение потребителя в рыночной экономике 10         10
3.3 Производство и издержки 12     2   10
3.4-3.5 Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. 24 2 - 2   20
3.6 Рынки факторов производства  15     2 2 11
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

Экзамен (9 час)

  Итого в 1 семестре 144 4 - 10 4 121

2 семестр

  Раздел 4. Основы макроэкономики. 88 4 - 8 4 76
4.1-4.3 Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. Модели макроравновесия 22     2   20
4.4 Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция 19 2   2 2 15
4.5-4.6 Деньги и кредитно-денежная система. Государственные финансы и фискальная политика государства 24  2   2   20
4.7 Экономический рост 12     2 2 10
4.8 Государственное регулирование экономики 11         11
  Раздел 5. Международные аспекты экономической теории 18 - - 2 23
5.1-5.2 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. Платежный баланс и обменный курс 18     2   23
  Курсовая работа 24

 

24
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

Экзамен (9 час)

  Итого в семестре 144 4   8 4 123
  Всего по дисциплине 288 8   18 8 244

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Введение в экономику. Предмет экономической науки. Общественное производство и его структура. Материальное производство и нематериальное производство. Сфера услуг. Становление и развитие предмета экономической теории. Понятия «экономическая теория», «политическая экономия», «экономикс»: поиск консенсуса.

Ступени познания экономических явлений: производственные отношения, экономические законы и экономические интересы.

Производственные отношения и их место в системе общественных отношений. Соотношение между производством, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ. Собственность - основное производственное отношение экономической системы. Экономические законы как господствующие тенденции, их объективный характер. Классификация экономических законов. Всеобщие, общие и специфические экономические законы. Механизм действия и использования экономических законов. Экономические цели общества. Структура экономической теории: цели, ограничения, варианты выбора

Метод экономической теории. Научные абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Историзм, логика и диалектика. Методы экономического анализа. Специальные методы (социологические, психологические, политологические). Неформальные методы в экономическом анализе (эвристика, интуитивизм и др.). Моделирование. Основные отличия научного от обыденного экономического мышления. Роль эксперимента в экономическом исследовании.

Структура курса экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Нормативная и позитивная экономическая теория. Функции экономической теории. Экономическая теория и прикладные экономические науки. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

 

Рынок. Множественность определений рынка. Субъекты и объекты рынка. Функции рынка. Развитое товарное производство. Социализированное товарное производство. Инфраструктура рыночной экономики. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

 

Практическое занятие « Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства» (форма обучения: очная, заочная)

1. Определение предмета экономической теории. Производственные отношения и их место в системе общественных отношений. Метод экономической теории

2. Экономические блага и их классификация. Основное противоречие экономики и пути его разрешения.

3. Формы общественного хозяйства.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определить содержание понятий «экономия», «экономическая теория», «экономикс».

2. Охарактеризовать метод экономической теории.

3. Определить предмет экономической теории через воспроизводство.

4. Продемонстрировать на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

5. Кривые производственных возможностей (или трансформации).

6. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.

7. Распределение ресурсов и модели экономических систем. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

8. Дать общее определение и показать специфику натурального хозяйства и товарного хозяйства.

9. Изучить особенности процесса первоначального накопления капитала.

10. Изучить сущность, функции рынка.

11. Охарактеризовать множественность определений рынка.

12. Проследить в историческом аспекте изменение характера товарного производства.

13. Выполнить задания Рабочей тетради по темам №1-3.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическому занятию

Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни. Образ экономического мышления предопределяет особенность методов исследования внутренних зависимостей экономических явлений и процессов, которая заключается в сочетании общего формально-ло­гического и диалектического способов мышления. И тот и другой присущ всем наукам. Особенность диалектического способа исследования заключается в том, что он предполагает рассматривать явление и сущность как противоположности, находящиеся в нераздельном единстве, во взаимопроникновении и раскрывающиеся в процессе познания. Это движение от созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него к непосредственной действительности, практике, которая выступает в качестве критерия истины.

Усвоение сути диалектического мышления будет способствовать пониманию единства логического, отвлеченного (абстрактного), со­держащего в себе объективную необходимость взаимосвязей общест­венных процессов, с одной стороны, и конкретного, т.е. непосредст­венного, содержащего элементы случайного — с другой. Понимание указанных способов исследования позволит оценить значение мето­дов экономико-математического моделирования, все более широко используемых в анализе экономических процессов.

Что касается специфики и единства методов познания и изложе­ния, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и де­дукции, методов количественного и качественного исследования хо­зяйственных процессов и явлений, то они позволяют раскрыть механизм мышления и процесс познания реальной экономической действительности.

Тема 1.2 имеет важное значение в курсе экономической теории.

Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В основе изучения данной темы лежат две аксиомы. Первая – потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Вторая – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие является источником экономического развития общества.

Изучение темы 1.3 целесообразно начать с уяснения процесса перехода к товарному производству. Сначала необходимо выявить основные черты товарного производства и исторические условия его возникновения. Важно уяснить специфику разделения труда. Представляется важным теоретическое обоснование роли процесса первоначального накопления капитала. Далее рассмотрите сущность, свойства товара. Кроме того, необходимо проследить развитие категорий стоимость, полезность, ценность.

Изучение третьего вопроса семинарского занятия целесообразно начать с рассмотрения множественности определений рынка, проследить эволюцию взглядов на рынок. Следует охарактеризовать функции рынка. Изучая структуру рынка, следует прежде выявить критерии, например, отраслевой, характер продаж и т.п. При исследовании инфраструктуры рынка следует выявить ее сущность, основные элементы, функции. Приведите примеры элементов инфраструктуры для различных видов рынков. Применительно к современной России обоснуйте главные проблемы формирования рыночной инфраструктуры.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое воспроизводство?

2. В чем состоит основное противоречие экономики?

3. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода?

4. Что такое эмпирический и теоретический методы?

5. Что такое «альтернативные издержки»?

6. Каковы функции экономической теории?

7. Почему потребности человека называют «движущей силой» производства?

8. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?

9. Существуют ли границы производственных возможностей?

10. В чем смысл экономической эффективности?

11. Каковы условия перехода к товарному производству?

12. Что такое товар? Каковы свойства товара?

13. Чем характеризуется процесс первоначального накопления капитала?

14. В чем различие между простым и капиталистическим товарным производством?

15. Раскройте сущность инфраструктуры рынка. Какова ее роль в развитии рыночных отношений?

16. Каковы преимущества рынка?

17. Каковы основные недостатки и негативные последствия функционирования рынка?

 

 

 

Верны ли суждения

а) Средняя продолжительность экономических циклов примерно одинакова.

б) Продолжительность экономического цикла определяется совокупностью глубиной и спецификой кризиса и может колебаться.

Задача 1.

Рассчитайте уровень фрикционной безработицы в экономике страны, если общая численность населения составляет 175 млн. человек, естественный уровень безработицы – 6%, фактический уровень безработицы – 9%, численность структурных безработных – 3 млн. человек, численность циклических безработных – 4,5 млн. человек.

 

Задача 2

Задача 3.

Численность трудоспособного населения страны составляет 80 млн. человек. Из них:

- студенты очной формы обучения – 4 млн.;

- пенсионеры – 6 млн.;

- домохозяйки – 2,5 млн.;

- заключённые – 0,7 млн.;

- бродяги – 0,5 млн.;

- заняты неполный рабочий день и ищут работу – 0,8 млн.;

- прошли собеседование и ожидают выхода на работу – 5 млн.;

- потеряли работу в результате экономического спада – 3 млн.;

- потеряли работу в результате структурных преобразований экономики – 2 млн.

- 0,5% от общего числа безработных отчаялись и прекратили поиски работы.

- 3 млн. человек впервые появились на рынке труда

Определите численность экономически активного населения страны, численность занятых и численность безработных. Рассчитайте естественный и фактический уровень безработицы.

 

Задача 4.

Численность населения составляет 100 млн. чел., из них 24 млн. человек – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях и т.д.); 30 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. чел. – безработные; 1 млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. Используя эти статистические данные, рассчитайте величину рабочей силы и уровень безработицы.

 

Задача 5.

Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%. Коэффициент Оукена - 2,5. Каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей, если потенциальный объем выпуска составил 600 млрд. рублей?

 

Тестовые задания

1. Безработица на рынке труда формируется, если:

а) ставка заработной платы выше равновесной заработной платы;

б) ставка заработной платы ниже равновесной заработной платы;

в) государство устанавливает минимальный размер оплаты труда;

г) сокращается численность экономически активного населения.

2. Какая из перечисленных ниже категорий населения входит в состав рабочей силы:

а) студенты очной формы обучения;

б) безработные;

в) домохозяйки;

г) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

3. Естественная безработица не учитывает:

а) фрикционную безработицу;

б) сезонную безработицу;

в) циклическую безработицу;

г) структурную безработицу.

4. Если работник, уволившийся по собственному желанию, входит в состав рабочей силы, но пока ещё не нашёл работу, то он попадает в категорию безработных, охваченных следующей формой безработицы:

а) фрикционной;

б) добровольной;

в) структурной;

г) циклической.

5. Что из ниже перечисленного можно отнести к последствиям безработицы:

а) рост ВНП;

б) рост реального ВНП;

в) отставание реального ВНП от потенциально возможного уровня;

г) снижение эффективности труда;

д) рост социальной напряженности в обществе.

Задачи / упражнения.

1.

  млрд. ден. ед.
Срочные вклады 1630
Сберегательные вклады 645
Чековые вклады 448
Ценные бумаги 657
Наличные деньги 170

На основании данных, приведенных в таблице, необходимо определить:

а) величину М1;

б) величину М2;

в) величину М3;

г) величину L.

2. Номинальное предложение денег за год в стране увеличилось на 9%, уровень цен вырос на 7%, а скорость обращения денег повысилась на 6%. Рассчитайте темпы роста объема производства.

3. Пусть изменилось предложение денег при неизменном уровне спроса на них. Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке Е1. Если количество денег в обращении уменьшится, то куда сместится кривая предложения? Отобразите данное явление на графике.

Что произойдет при изменении спроса на деньги, вызванного увеличением номинального национального дохода, при неизменном уровне предложения денег? Ответ дайте в виде графика

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическим занятиям

Изучение темы начните с уяснения сущности денег, рассмотрите эволюцию денежных форм, обратите внимание на то, что одно из назначений денег – экономия трансакционных издержек. Проанализируйте различные определения денег. Покажите, что самое распространенное определение денег связано с выполняемыми ими функциями. Определите такую категорию как ликвидность, обратите внимание, что деньги являются ликвидным средством обмена. Рассмотрите теории денег, в том числе количественную теорию денег, классическую дихотомию. Охарактеризовав сущность и функции денег, рассмотрите денежную массу и ее структуру. Изучите особенности бумажных и кредитных денег. Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, выделите денежные агрегаты – показатели денежной массы. Уясните норму монетизации.

Анализ денежного рынка включает вопросы не только связанные с денежным предложением, но и со спросом на деньги. Определите мотивы спроса на деньги, виды спроса. Дайте графический анализ предложения денег и спроса на деньги. Охарактеризуйте деньги как запас и как поток. Рассмотрите уравнение количественной теории денег. Выясните установление равновесия на рынке денег, роль ставки процента. Обратите внимание, что при изменении ставки процента экономические субъекты меняют структуру своего портфеля финансовых активов. Рассмотрите портфельные теории денег.

 Изучите сущность кредитно-денежной (монетарной) политики. Необходимо уяснить конечные и промежуточные цели монетарной политики. В данном вопросе основное внимание необходимо уделить таким промежуточным ориентирам как денежное предложение и ставка процента. Рассмотрите основные инструменты монетарной политики, проанализируйте специфику их использования в российской экономике. Далее следует изучить виды дискреционной кредитно–денежной политики, обращая внимание на специфику трансмиссионного механизма. Уясните дилемму целей, с которой сталкивается Центральный банк при стабилизации экономики. Рассмотрите сущность кредитно-денежной «политики по правилам», монетарное правило и идею денежной Конституции М. Фридмена.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Поясните 4 функции денег: мера стоимости, средство платежа, мировые деньги и средство обращения.

2. Являются ли деньги абсолютно ликвидным средством обмена?

3. Что такое стороны кредитно-денежной системы?

4. Перечислите основные инструменты Центрального банка.

5. Поясните, в чем проявляются косвенные и прямые способы кредитно-денежной политики.

6. При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует, прежде всего, на денежную массу. Почему?

7. Что отличает специализированные кредитно-финансовые институты от других уровней кредитно-денежной системы?

8. В каких случаях центральным банком используется политика дорогих и политика дешевых денег?

Тестовые задания

К практическому занятию

Изучение темы начните с общей характеристики экономических институтов. Институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов. Важнейшим из институтов является государство. Современная экономическая теория связывает необходимость госрегулирования с фиаско, или провалами рынка. Охарактеризовав провалы рынка, назовите основные задачи государственного регулирования, связанные с корректировкой рыночного механизма. Рассмотрите роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики. Уясните сущность теоремы Коуза.

Рассмотрите основные положения теории общественного выбора, являющуюся экономическим анализом процессов нерыночного принятия решений. Проанализируйте наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Подготовку к первому вопросу семинарского занятия начните с уяснения целей государственного регулирования, сущности целевой функции. Рассмотрите основные формы и инструменты государственного вмешательства в экономику.

Подготовку второго вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения сущности проблемы распределения произведенных благ, концепций справедливого распределения доходов. Рассмотрите наиболее известные способы измерения неравенства в распределении доходов – построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини.

В ходе подготовки третьего вопроса рассмотрите социальную политику в узком и широком смысле, охарактеризуйте цели и инструменты социальной политики. Изучите сущность государственной политики перераспределения доходов, дилемму эффективности и справедливости. Одна из важнейших проблем в осуществлении социальной политики государства заключается в нахождении приемлемой социальной платы за более равномерное распределение доходов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы причины фиаско государства?

2. Каковы основные сферы деятельности государства?

3. В чем заключаются проблема «безбилетника»?

4. Как определить эффективность инструментов государственной политики?

5. В чем состоит различие социальной политики в узком и широком смысле?

6. Что такое бедность? Как определить ее уровень?

К практическому занятию

Изучение темы следует начать с уяснения того, что международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Необходимо остановиться на выяснении различий между теорией абсолютных преимуществ. Далее следует проанализировать теорию Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорему Рыбчинского. Рассмотрите «голландскую болезнь» - термин, которым называется ситуация, когда существенно изменяется богатство страны из-за сдвигов в цене природных ресурсов, которыми она обладает.

Одним из ключевых вопросов данной темы является вопрос о распределении выигрыша. При подготовке третьего вопроса необходимо рассмотреть инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли. В заключение проанализируйте аргументы за и против протекционизма.

Рассмотрите процессы, связанные с финансовыми аспектами международной экономики. Начните изучение с уяснения сущности платежного баланса. Покажите, что в платежном балансе выделяют два основных счета. Изменение официальных резервов и чистые ошибки и пропуски являются балансирующими статьями.

Подготовку четвертого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения понятия «обменный курс валюты». Уясните соотношение понятий номинальный и реальный курсы. Проанализируйте понятие – эффективный обменный курс. Далее рассмотрите закон единой цены и теорию паритета покупательной способности. Следует показать, что теория паритета покупательной способности в большей степени пригодна для прогнозирования и изменения обменного курса валют в долгосрочной перспективе. При изучении второго вопроса практического занятия следует изучить основные системы обменного курса валюты – систему фиксированного обменного курса, систему свободно плавающего обменного курса, систему управляемого плавания. В заключение отметим, что однозначного ответа на вопрос, какая система - фиксированного или свободно плавающего обменного курса - является более эффективной с точки зрения достижения основных целей макроэкономической политики, не существует. Выбор правительством той или иной системы обменного курса в каждой стране осуществляется с учетом множества объективных и субъективных факторов как экономического, так и политического развития.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы допущения в модели сравнительных преимуществ Рикардо?

2. Какова сущность голландской болезни?

3. В чем состоят аргументы сторонников протекционизма?

4. В чем состоят последствия введения импортного тарифа для благосостояния страны? Дайте графический анализ.

5. Что такое избирательный протекционизм?

 

6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «деловая игра» / под общ. ред. В. А. Черных, О. В. Саенко. М.: изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно - рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

5.  Учебно-методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория», - М.: изд-во Российская таможенная

6. Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономическая теория» часть 1 – Микроэкономика. 

 

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знать:

- состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России; 

- формы, принципы и методы регулирования международных экономических отношений.

Показывает полные и глубокие знания, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний принципов и методов регулирования международных экономических отношений. Отлично (5) Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности Хорошо  (4) Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы Удовлетворительно (3) Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Неудовлетворительно (2)

Уметь:

- выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира;

Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы Отлично (5) Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем Хорошо  (4) При решении конкретных практических задач возникают затруднения Удовлетворительно (3) Не может решать практические задачи Неудовлетворительно (2)

Владеть:

- навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов;

- навыками оценки перспектив и тенденций развития мировой экономики в целом, отдельных регионов, государств и отраслей мировой экономики.

Владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, способен оценить результат своей деятельности Отлично (5) Владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, затрудняется оценить результат своей деятельности Хорошо  (4) Показывает слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности Удовлетворительно (3) Отсутствие навыков Неудовлетворительно (2)

ПК-40

Знать:

- принципы организации научной работы.

 

Показывает полные и глубокие знания принципов проведения экономических исследований Отлично (5) Показывает глубокие знания принципов проведения экономических исследований Хорошо (4) Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий Удовлетворительно (3) Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Неудовлетворительно (2)

Уметь:

- внедрять результаты научного исследования по вопросам таможенного дела и проблемам таможенной деятельности на практике.

 

Умеет внедрять результаты научного исследования по вопросам экономики Отлично (5) Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач Хорошо (4) При решении конкретных практических задач возникают затруднения Удовлетворительно (3) Не может решать практические задачи Неудовлетворительно (2)

Владеть:

- навыками самостоятельного изучения и использования в работе знаний в области таможенного дела.

Владеет современными методами обработки данных и анализа показателей микро и макропоказателей, способен оценить результат своей деятельности Отлично (5) Владеет современными методами обработки данных и анализа показателей, затрудняется оценить результат своей деятельности Хорошо (4) Показывает слабые навыки владения современными методами обработки данных и анализа показателей   Удовлетворительно (3) Отсутствие навыков владения современными методами обработки данных и анализа показателей   Неудовлетворительно (2)

ПК-41

Знать:

- общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ.

 

Показывает полные и глубокие знания в области оформления и содержания студенческих научных работ Отлично (5) Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий Хорошо (4) Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Удовлетворительно (3) Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом Неудовлетворительно (2)

Уметь:

- обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы, применять философские методы постижения действительности.

Умеет представлять результаты  аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада,  информационного обзора,  аналитического отчета, статьи по  проблемным вопросам экономики, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы Отлично (5) Умеет представлять результаты  аналитической и  исследовательской работы в виде выступления, доклада,  информационного обзора,  аналитического отчета, статьи по  проблемным вопросам экономики, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем Хорошо (4) При представлении результатов  аналитической и  исследовательской работы в виде выступления, доклада,  информационного обзора,  аналитического отчета, статьи по  проблемным вопросам экономики не может обобщать данные, делать выводы Удовлетворительно (3) Не может представлять результаты  аналитической и  исследовательской работы в виде выступления, доклада,  информационного обзора,  аналитического отчета, статьи по  проблемным вопросам экономики, возникают затруднения Неудовлетворительно (2)

Владеть:

- навыками оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-научных работ.

Владеет навыками, необходимыми для  оформления студенческих научно-исследовательских работ Отлично (5) Владеет современными методами оформления студенческих научно-исследовательских работ Хорошо (4) Показывает слабые навыки владения современными методами оформления студенческих научно-исследовательских работ Удовлетворительно (3) Отсутствие навыков владения современными методами оформления студенческих научно-исследовательских работ Неудовлетворительно (2)

 

 

Таблица 5.3

Определение уровня сформированности компетенции

Уровень сформированности компетенции Количество баллов, набранных в процессе изучения дисциплины с промежуточной аттестацией зачет Средний балл оценивания показателей компетенций по каждому результату обучения на экзамене или дифференцированном зачете
высокий 90 и более баллов ≥ 4,5
повышенный 70-89 баллов ≤ 4,4 или ≥ 3,5
пороговый 60-69 баллов ≤ 3,4 или ≥ 2,5
не сформирован менее 60 баллов ≤ 2,4

 

7.3. Типовые контрольные задания

На промежуточную аттестацию 1го семестра (экзамен) выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-6, ОПК-4, ОПК-5.

 

 

  Экзаменационный билет № 1
1. Экономический диктант
2. Понятие рынка. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

 Практическое задание. Кругооборот расходов и доходов в закрытой экономической системе характеризуется следующими потоками: 900 ед. – заработная плата; 40 ед. – амортизация; 200 ед. – чистые частные внутренние инвестиции; 60 ед. – нераспределенная прибыль корпораций; 100 ед. – дивиденты; 700 ед. – потребительские расходы домохозяйств; 200 ед. – пенсии, стипендии, пособия; 300 ед. – подоходные налоги; 150 ед. – налоги на прибыль корпораций; 200 ед. – государственные закупки товаров и услуг. Рассчитав потоки перемещения денежных средств между различными секторами экономики, заполните след. таблицу.

От / к Домохозяйствам Предпринимателям Государству Сектору имущества Всего
Домохозяйств          
Предпринимателей          
Государства          
Сектора имущества          
Всего          

 

Экзаменационный билет № 2
1. Экономический диктант
2. Рынки факторов производства. Спрос и предложение на ресурсы на этих рынка.
3. Практическое задание. Фирма производит и продает 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержек (AVC) в 1750 руб. и постоянных издержках производства 8 млн. руб. Чему равно прибыль фирмы, если рыночная цена одного телефоны 2500 тыс. руб.?      
Экзаменационный билет № 3
1. Экономический диктант
2.  Виды конкуренции. Типы рыночных структур, их основные признаки.
3. Практическое задание. При увеличении личного располагаемого дохода с 300 до 700 млн.руб., сбережения домохозяйств увеличились на 40 млн. руб. Чему равно предельная склонность к потреблению (MPC) (а процентах)?
 

На промежуточную аттестацию 2го семестра (экзамен) выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной: ОК-6, ОПК-4, ОПК-5.

 

Экзаменационный билет № 1
1. Экономический диктант
2. Виды фискальной политики.
3. Распределите приведенные под пунктами примеры использования интенсивного и экстенсивного типов экономического роста: Использования более качественного сырья. Распашка целинных земель в целях получения большого количества зерновых культур Увеличение числа станков на предприятии Вовлечение все большего количества рабочих для строительства электростанций Применение новых передовых технологий Повышение квалификации рабочих
 Интенсивный Экстенсивный
   

 

Экзаменационный билет № 2
1.Экономический диктант
 2.Деньги: сущность и функции.
3.Численность трудоспособного населения страны составляет 80 млн. человек. Из них: - студенты очной формы обучения – 4 млн.; - пенсионеры – 6 млн.; - домохозяйки – 2,5 млн.; - заключённые – 0,7 млн.; - бродяги – 0,5 млн.; - заняты неполный рабочий день и ищут работу – 0,8 млн.; - прошли собеседование и ожидают выхода на работу – 5 млн.; - потеряли работу в результате экономического спада – 3 млн.; - потеряли работу в результате структурных преобразований экономики – 2 млн. - 0,5% от общего числа безработных отчаялись и прекратили поиски работы. - 3 млн. человек впервые появились на рынке труда Определите численность экономически активного населения страны, численность занятых и численность безработных. Рассчитайте естественный и фактический уровень безработицы.    
Экзаменационный билет № 3
1. Экономический диктант
2. Сущность, виды и причины инфляции

3. Практическое задание.    

  млрд. ден. ед.
1. Срочные вклады 1630
2. Сберегательные вклады 645
3. Чековые вклады 448
4. Ценные бумаги 657
5. Наличные деньги 170

На основании данных, приведённых в таблице, необходимо определить:

а) величину М1

б) величину М2

в) величину М3

г) величину L

 

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к    экзамену

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену в 1ом семестре (Основы микроэкономики)

1. Предмет и метод экономической теории

2. Потребности и ресурсы. Кривые производственных возможностей

3. Кругооборот благ и доходов.

4. Эффективность использования ресурсов и проблема экономического выбора.

5. Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной занятости).

6. Типология экономических систем. Формационная классификация экономических систем. Промышленное развитие и типы экономики

7. Генезис рыночных отношений

8. Собственность: сущность, формы.

9. Государственный сектор экономики

10. Модель рыночной экономики.

11. Эластичность спроса и предложения

12. Потребности и спрос. Величина спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.

13. Производство и предложение. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

14. Равновесная цена и механизм ее образования. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное рыночное равновесие. Единый механизм равновесия.

15. Типы рыночных структур и их признаки

16. Совершенная конкуренция: основные признаки

17. Монополия: характерные черты, определение цены и объема производства

18. Экономические последствия монополии

19. Олигополия как рыночная структура. Характерные черты олигополии

20. Фирма. Экономическая природа фирмы. Стихийный и планомерный порядок.

21. Издержки производства и прибыль. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль. Краткосрочный и долгосрочный период.

22. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, предельные издержки. Закон убывания отдачи.

23. Величина спроса на ресурсы и ценовая эластичность. Изменение уровня спроса предприятия на ресурсы.

24. Рынок трудовых ресурсов. Спрос на рабочую силу. Предложение рабочей силы. Монопсония на рынке труда.

25. Заработная плата как цена фактора «труд». Сущность заработной платы. Формы и системы заработной платы. Минимум заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

26. Инвестиции в человеческий капитал и дифференциальная заработная плата.

27. Рынок природных ресурсов. Спрос на природные ресурсы. Предложение природных ресурсов.

28. Экономическая рента. Земельная рента. Рыночная цена земли. Дифференциальная рента. Земельный налог.

29. Рынок капитала. Виды рынков капитала. Понятие инвестиций. Основной и оборотный капитал в процессе инвестирования

30. Рынок труда и его особенности. Явление безработицы на рынке труда.

Типовые контрольные задания для контрольной работы (заочное отделение)

ВАРИАНТ 1

1.Дайте определения понятиям : «рыночный спрос» и «рыночное предложение».

2.Практические задания

№1 На рис. 1 показаны кривые издержек фирмы, действующей в конкурентной отрасли.

ОР — текущая рыночная цена.

а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна.

                            Выпуск                               

Рис.1. Кривые, издержек конкурентной фирмы

 

б) Отметьте на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы при данных уровнях цены и выпуска.

в) Допустим, эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде. Обоснуйте свой ответ.

г) Как может повлиять на данную фирму уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?

 

№2 На рисунке  представлены кривые дохода и издержек монополиста.

а) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли.

б) Отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции.

в) Обозначьте па графике площадь, отражающую прибыль- монополии.

г) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Тест

Верно/неверно

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1) При любом уровне процентной ставки не реализуются те инвестиционные проекты, по которым норма прибыли выше ставки процента.

2)Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает кривую безразличия.

3) Когда общий объем продукта растет убывающим темпом, предельный продукт является возрастающей положительной величиной.

4) Реакция отрасли на изменения в рыночном спросе зависит в частности от длительности рассматриваемого периода.

5) Монополия обеспечивает равенство MSC = MSB.

6) На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.

 

ВАРИАНТ 2

1. Дайте определение понятию: изокоста.

2.Практические задания

№1 Каждая из четырех кривых краткосрочных средних общих издержек, указанных на рис.7.1, представляет различный масштаб деятельности фирмы

а) Определите, какой объем выпуска продукции является для фирмы оптимальным?

б) Если фирма увеличит масштаб деятельности за пределы оптимального то каким окажется характер отдачи от масштаба?

в) Какой из четырех масштабов производства был бы выбран, если бы фирма выпускала продукцию в объеме ОА?

г) Если фирма расширит объем производства до ОВ, то как изменится масштаб деятельности фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

д) Начертите кривую долгосрочных средних издержек фирмы.

 

№2 На рис. показаны кривые издержек фирмы, действующей в конкурентной отрасли.

ОР — текущая рыночная цена.

а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна.

                            Выпуск

 

б) Отметьте на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы при данных уровнях цены и выпуска.

в) Допустим, эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде. Обоснуйте свой ответ.

г) Как может повлиять на данную фирму уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?

 

Тест

ВЕРНО/НЕВЕРНО

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

 

1) Состояние экономики является эффективным в производстве, если все ресурсы используются с максимальной эффективностью.

2) В результате увеличения спроса на продукт X вырастет спрос на продукт Y, являющийся заменителем продукта X.

3) Наклон линии производственных возможностей представляет собой предельную норму трансформации.

4) Коэффициент ценовой эластичности спроса определяется путем деления изменения величины спроса на товар (в %) на изменение цены (в %).

5) Если доходы покупателей вырастут, то потребление хлеба увеличится.

6) Экономика, не являясь точной наукой не может использовать научные методы анализа.

 

 

 

ВАРИАНТ 3

1.Дайте определение понятию: «чистое общественное благо»

2.Практические задания

№1 В таблице приведены данные об общих издержках фирмы в долгосрочном периоде.

 

Объем производства

(шт. в неделю)

Издержки (долл.)  
общие средние переменные
0 0    
1 32    
2 48    
3 82    
4 140    
5 228    
6 352    

 

а) Определите величину долгосрочных средних издержек и долгосрочных предельных издержек.

б) Постройте кривые долгосрочных средних издержек и долгосрочных предельных.

в) При каком объеме производства долгосрочные средние издержки окажутся минимальными?

г) При каком объеме производства долгосрочные предельные издержки будут равны долгосрочным средним издержкам?

№2 На рисунке 9.1 представлены кривые дохода и издержек монополиста.

а) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли.

б) Отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции.

в) Обозначьте па графике площадь, отражающую прибыль - монополии.

г) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Тест

ВЕРНО/НЕВЕРНО

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1) В состоянии общего равновесия изменения в цене одного ресурса влияют на изменения в ценах на все ресурсы и продукты.

2) Если производственные возможности двух стран одинаковы и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.

3) Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

4) Кривая Лаффера демонстрирует, что снижение нормы налогов увеличивает объем налоговых поступлений.

5) В результате увеличения спроса на продукт X вырастет спрос на продукт Y, являющийся заменителем продукта X.

6) Наклон линии производственных возможностей представляет собой предельную норму трансформации

 

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену во 2ом семестре (Основы макроэкономики)

1.  Предмет макроэкономики. Макроэкономическая политика. Макроэкономический кругооборот.

2.  Цели, задачи, методы и проблемы макроэкономики

3.  Макроэкономические агенты и их поведение

4.  СНС и основные макроэкономические показатели

5.  ВНП: способы подсчета

6.  Макроэкономическое равновесие. Модель АD- АS. 

7.  Совокупный спрос и совокупное предложение и факторы их определяющие.

8.  Макроэкономическая нестабильность. Цикличность экономического развития

9.  Основные характеристики цикла. Классификация циклов.

10.  Причины возникновения циклов и виды циклов.

11.  Макроэкономическая нестабильность. Занятость и безработица

12.  Последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда.

13.  Макроэкономическая нестабильность. Инфляция, сущность, последствия. Взаимосвязь инфляции и безработицы

14.  Основные типы инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика

15.  Государство и его экономические функции

16.  Кредитно-денежная политика государства

17.  Деньги и их роль в экономике

18.  Предложение, спрос, равновесие на денежном рынке

19.  Кредитная система рыночной экономики

20.  Цели и инструменты монетарной политики

21.  Государственные финансы и фискальная политика государства

22.  Налоги, их виды, принципы налогообложения. Кривая Лаффера

23.  Бюджетный дефицит и государственный долг

24.  Экономический рост и его взаимосвязь с экономическим развитием

25.  Факторы и типы экономического роста

26.  Государственное регулирование экономического роста

27.  Социальная политика. Уровень жизни и прожиточный минимум. Кривая Лоренца

28.  Закрытая и открытая экономика. Теория сравнительных преимуществ.

29.  Теории международной торговли

30.  Протекционизм и фритредерство

31.  Платежный баланс и обменный курс

32.  Государственное регулирование экономики. Объекты государственного регулирования. Инструменты государственного регулирования.

 

ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Экономическая теория» состоит из 5 разделов, включающих 22 темы. В первом разделе (4 темы) рассматриваются общие понятия экономической теории. Особое внимание уделено предмету и методу экономической теории, факторам производства, проблеме ограниченности в экономике, собственности. Второй раздел (2 темы) посвящен изучению основных этапов развития экономической теории. Для успешного освоения второго раздела обязательно следует обратиться к дополнительной литературе, первоисточникам. Третий раздел (6 тем) посвящен изучению основ микроэкономики. Следует уяснить категории спроса, предложения, эластичности, производства. Отдельной темой представлена теория потребительского поведения. Значительное место отводится изучению конкуренции, включая совершенную и несовершенную конкуренцию. Трудности может представлять изучение темы 3.6 «Рынки факторов производства». Обратите внимание на сущность и механизм функционирования рынка труда, рынка капитала, рынка земли. В четвертом разделе (8 тем) излагаются проблемы макроэкономики: основные макроэкономические показатели, макроэкономические модели, макроэкономическая нестабильность, основные направления и инструменты государственного регулирования экономики. В пятом разделе (2 темы) рассматриваются международные аспекты экономической теории.

В преподавании дисциплины рекомендуется использовать интерактивные формы обучения, основанные на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи: проблемной лекции, лекции-конференции; семинарские занятия в форме тренингов, круглых столов, проектной деятельности и занятий в диалоговом режиме (пресс-конференции, дебаты и т.п.).

В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебный материал по дисциплине «Экономическая теория» студенты изучают не только в процессе учебных занятий, но и самостоятельно с помощью рабочих тетрадей. Поэтому важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы, глубокое изучение основной и дополнительной учебной литературы, самоконтроль за ходом занятий.

При изучении учебной литературы рекомендуется следующий порядок работы. В соответствии с программой курса надо ознакомиться с вопросами, которые входят в данную тему. Затем следует прочитать соответствующую главу учебника и приступить к чтению дополнительной учебной литературы, рекомендуемой к данной теме. После того, как рекомендуемые источники изучены, необходимо вновь возвратиться к программе дисциплины и посмотреть, не упущены ли какие-либо вопросы.

 По завершении первого семестра студенты сдают экзамен. По завершении второго семестра при защите курсовой работы на положительную оценку студенты допускаются к сдаче экзамена. Для подготовки к экзамену необходимо повторить весь изученный и систематизированный в течении семестра материал, подготовить краткие письменные ответы на отдельные вопросы с использованием схем, специальной учебной, научной литературы, нормативных правовых документов, статистических данных, аналитических материалов, которые приведены в списке литературы.

 

11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

- Компьютерные обучающие системы и электронные тренажеры (ТИК).

- Пакет прикладных программ MSOffice.

- Справочно-правовая система «Консультант плюс».

- Справочно-правовая система «Гарант».

- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

На практических занятиях для студентов очной формы обучения предусмотрены следующие образовательные технологии:

- ролевая игра (т. 3.1)

- тренинг (т. 4.5, 4.7)

- тестирование с применением ТИК (т. 3.5, 4.2)

- круглый стол (т. 4.8)

- творческий проект (т. 4.4, 4.6, 5.2)

- решение практических задач (т. 3.3)

 

12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно – исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

для проведения учебных занятий используется:

- лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий, оснащенные современным, высокотехнологичным мультимедийным оборудованием (мультимедийный проектор, экраны), обеспечивающие реализацию программы с учетом программы подготовки.

- по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.

- для работы со специализированными программным обеспечением во время интерактивных практических занятий имеются компьютерные классы.

- другие материально-технические ресурсы.

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Экономической теории»

 

 

Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»

   Специализации: «Таможенные платежи»

                «Организация таможенного контроля»

                «Технические средства таможенного контроля»

                «Таможенный менеджмент»

                «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

                «Информационные системы и таможенные технологии»

                «Международное сотрудничество таможенных администраций»

 

 

Уровень высшего образования: специалитет

 

Авторы:

Елена Викторовна Лобас

Лариса Семёновна Данилина

 

 

 


Кафедра экономической теории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.