Раздел 1. Общие проблемы экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории

Введение в экономику. Предмет экономической науки. Общественное производство и его структура. Материальное производство и нематериальное производство. Сфера услуг. Становление и развитие предмета экономической теории. Понятия «экономическая теория», «политическая экономия», «экономикс»: поиск консенсуса.

Ступени познания экономических явлений: производственные отношения, экономические законы и экономические интересы.

Производственные отношения и их место в системе общественных отношений. Соотношение между производством, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ. Собственность - основное производственное отношение экономической системы. Экономические законы как господствующие тенденции, их объективный характер. Классификация экономических законов. Всеобщие, общие и специфические экономические законы. Механизм действия и использования экономических законов. Экономические цели общества. Структура экономической теории: цели, ограничения, варианты выбора

Метод экономической теории. Научные абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Историзм, логика и диалектика. Методы экономического анализа. Специальные методы (социологические, психологические, политологические). Неформальные методы в экономическом анализе (эвристика, интуитивизм и др.). Моделирование. Основные отличия научного от обыденного экономического мышления. Роль эксперимента в экономическом исследовании.

Структура курса экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Нормативная и позитивная экономическая теория. Функции экономической теории. Экономическая теория и прикладные экономические науки. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

 

Тема 1.2. Экономика: потребности и ресурсы

Экономические блага и их классификация. Основное противоречие экономики и пути его разрешения. Степени удовлетворения потребностей. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.

Экономические ресурсы и их характеристика. Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство. Информация. Производительные силы общества и этапы их развития. Взаимодействие и развитие факторов производства. Закон редкости ресурсов.

Альтернативные издержки. Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной) занятости. Производственные возможности и координирование экономических выборов

Тема 1.3. Основы формы общественного хозяйства

Формы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство. Существенные черты натурального хозяйства. Товарная форма хозяйства. Необходимые условия возникновения товарного производства.

Простое товарное производство. Товар и его свойства. Стоимость. Цена. Концепция товарного фетишизма. Процесс первоначального накопления капитала.

Рынок. Множественность определений рынка. Субъекты и объекты рынка. Функции рынка. Развитое товарное производство. Социализированное товарное производство. Инфраструктура рыночной экономики. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

 

Практическое занятие « Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства» (форма обучения: очная, заочная)

1. Определение предмета экономической теории. Производственные отношения и их место в системе общественных отношений. Метод экономической теории

2. Экономические блага и их классификация. Основное противоречие экономики и пути его разрешения.

3. Формы общественного хозяйства.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определить содержание понятий «экономия», «экономическая теория», «экономикс».

2. Охарактеризовать метод экономической теории.

3. Определить предмет экономической теории через воспроизводство.

4. Продемонстрировать на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

5. Кривые производственных возможностей (или трансформации).

6. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.

7. Распределение ресурсов и модели экономических систем. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

8. Дать общее определение и показать специфику натурального хозяйства и товарного хозяйства.

9. Изучить особенности процесса первоначального накопления капитала.

10. Изучить сущность, функции рынка.

11. Охарактеризовать множественность определений рынка.

12. Проследить в историческом аспекте изменение характера товарного производства.

13. Выполнить задания Рабочей тетради по темам №1-3.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

 к практическому занятию

Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни. Образ экономического мышления предопределяет особенность методов исследования внутренних зависимостей экономических явлений и процессов, которая заключается в сочетании общего формально-ло­гического и диалектического способов мышления. И тот и другой присущ всем наукам. Особенность диалектического способа исследования заключается в том, что он предполагает рассматривать явление и сущность как противоположности, находящиеся в нераздельном единстве, во взаимопроникновении и раскрывающиеся в процессе познания. Это движение от созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него к непосредственной действительности, практике, которая выступает в качестве критерия истины.

Усвоение сути диалектического мышления будет способствовать пониманию единства логического, отвлеченного (абстрактного), со­держащего в себе объективную необходимость взаимосвязей общест­венных процессов, с одной стороны, и конкретного, т.е. непосредст­венного, содержащего элементы случайного — с другой. Понимание указанных способов исследования позволит оценить значение мето­дов экономико-математического моделирования, все более широко используемых в анализе экономических процессов.

Что касается специфики и единства методов познания и изложе­ния, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и де­дукции, методов количественного и качественного исследования хо­зяйственных процессов и явлений, то они позволяют раскрыть механизм мышления и процесс познания реальной экономической действительности.

Тема 1.2 имеет важное значение в курсе экономической теории.

Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В основе изучения данной темы лежат две аксиомы. Первая – потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Вторая – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие является источником экономического развития общества.

Изучение темы 1.3 целесообразно начать с уяснения процесса перехода к товарному производству. Сначала необходимо выявить основные черты товарного производства и исторические условия его возникновения. Важно уяснить специфику разделения труда. Представляется важным теоретическое обоснование роли процесса первоначального накопления капитала. Далее рассмотрите сущность, свойства товара. Кроме того, необходимо проследить развитие категорий стоимость, полезность, ценность.

Изучение третьего вопроса семинарского занятия целесообразно начать с рассмотрения множественности определений рынка, проследить эволюцию взглядов на рынок. Следует охарактеризовать функции рынка. Изучая структуру рынка, следует прежде выявить критерии, например, отраслевой, характер продаж и т.п. При исследовании инфраструктуры рынка следует выявить ее сущность, основные элементы, функции. Приведите примеры элементов инфраструктуры для различных видов рынков. Применительно к современной России обоснуйте главные проблемы формирования рыночной инфраструктуры.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое воспроизводство?

2. В чем состоит основное противоречие экономики?

3. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода?

4. Что такое эмпирический и теоретический методы?

5. Что такое «альтернативные издержки»?

6. Каковы функции экономической теории?

7. Почему потребности человека называют «движущей силой» производства?

8. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?

9. Существуют ли границы производственных возможностей?

10. В чем смысл экономической эффективности?

11. Каковы условия перехода к товарному производству?

12. Что такое товар? Каковы свойства товара?

13. Чем характеризуется процесс первоначального накопления капитала?

14. В чем различие между простым и капиталистическим товарным производством?

15. Раскройте сущность инфраструктуры рынка. Какова ее роль в развитии рыночных отношений?

16. Каковы преимущества рынка?

17. Каковы основные недостатки и негативные последствия функционирования рынка?

 

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 363.