«Организация таможенного контроля»
«Технические средства таможенного контроля»
«Таможенный менеджмент»
«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
«Информационные системы и таможенные технологии»
«Международное сотрудничество таможенных администраций»
Уровень высшего образования: специалитет
Набор
2017
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим советом
факультета таможенного дела
Российской таможенной академии
(протокол от 2017 г. № )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»
Специализации: «Таможенные платежи»
«Организация таможенного контроля»
«Технические средства таможенного контроля»
«Таможенный менеджмент»
«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
«Информационные системы и таможенные технологии»
«Международное сотрудничество таможенных администраций»
Уровень высшего образования: специалитет
Набор
2017
Авторы
Е.В. Лобас, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук, доцент;
Л.С. Данилина, доцент кафедры экономической теории, кандидат технических наук, доцент
Ответственный за выпуск
Д.П. Бусько, и.о. заведующего кафедрой экономической теории, кандидат технических наук, с.н.с.
Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории
(протокол от «17» июня 2017 г. № 20 )
Программа рекомендована выпускающей кафедрой «Таможенных доходов и тарифного регулирования»
(протокол от « » 2017г. № )
СОГЛАСОВАНО:
Начальник отдела методического обеспечения
___________________________________________ Ю.В.Шустрова
© Российская таможенная академия, 2017
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины «Экономическая теория» является формирование у студентов основ экономического мышления, позволяющего понимать процессы, происходящие в современной экономике, изучение закономерностей функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе различных хозяйственных систем, освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов.
Освоение программы учебной дисциплины «Экономическая теория» направлено на решение следующих задач:
-уяснение студентами теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики;
-выработка у студентов системного представления о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики;
-овладение специальной экономической терминологией;
-изучение специфики поведения основных субъектов рыночной экономики: домохозяйств, фирм, государства;
-формирование навыков самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь;
-развитие у студентов умения выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
(ОК-6) | Способен использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности в части применения основных положений экономической теории; | Знать: - первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации; основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия; основные экономические институты общества. |
(ОПК-4) | Способен понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик в части применения основных положений экономической теории; | Знать: - методологические основы исследования экономических процессов; - принципы, законы и модели рыночной экономики; - различные типы экономических систем; - структуру рыночной экономики; - основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; - рынки потребительских товаров: спрос, предложение, рыночная цена; - рынки экономических ресурсов: факторов производства, денег, финансовых активов; - макроэкономические модели рыночной экономики; - инструменты государственного регулирования экономики; - общее и особенное в странах с современной рыночной экономикой; - ключевые проблемы современной экономической теории. - многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; Уметь: - определять с помощью кривых производственных возможностей альтернативные издержки; - оценивать величину и уровень спроса и определить потребительское поведение; - измерять величину и уровень предложения и определять поведение производителя; - выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; - определять потенциал рынков экономических ресурсов: труда, земли, капитала; - рассчитывать порог рентабельности; - воздействовать на структуру издержек предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде; - формулировать актуальные макроэкономические цели общества, реализация которых является приоритетной на конкретном этапе хозяйственного развития; - рассчитывать основные макроэкономические показатели; - оценивать макроэкономическую нестабильность; - выявлять причины, инструменты и границы вмешательства государства в экономику; - анализировать мировые товарные рынки; Владеть: - понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов; - методами влияния экономических агентов на микрорынки; - знаниями о специфике национальной макроэкономической политики; - теориями о закономерностях глобализации мировой экономики. |
(ОПК-5) | Способен анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики в части овладения навыками по применению знаний экономической теории при изучении объектов государственного регулирования экономики; | Знать: - формы, принципы и методы регулирования международных экономических отношений. Уметь: - выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; Владеть: - навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов; - навыками оценки перспектив и тенденций развития мировой экономики в целом, отдельных регионов, государств и отраслей мировой экономики. |
(ПК-39) | Способен разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела в части подготовки к научным исследованиям при выполнении курсовой работы по изучаемой дисциплине; | Знать: - принципы планирования научной работы. |
(ПК-40) | Способен проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты в части проведения научных исследований при выполнении курсовой работы по изучаемой дисциплине; | Знать: - принципы организации научной работы. Уметь: - внедрять результаты научного исследования по вопросам таможенного дела и проблемам таможенной деятельности на практике. Владеть: - навыками самостоятельного изучения и использования в работе знаний в области таможенного дела. |
(ПК-41) | Способен представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах в части ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре по вопросам экономической теории. | Знать: - общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ. Уметь: - обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы, применять философские методы постижения действительности. Владеть: - навыками оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-научных работ. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
Дисциплина относится к блоку Б1 базовой части ООП ВО (С1.Б.6.).
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1и 2 семестрах по очной форме обучения.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1и 2 семестрах по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: основы общественных, социальных и экономических дисциплин в пределах школьной программы.
Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения:
- гуманитарного, социального и экономического цикла (ОК-6): модуль «Геоэкономика»;
- общепрофессионального цикла (ОПК-4, ОПК-5): модуль «Финансы и бухгалтерский учет» (базовая часть), «Ценообразование во внешней торговле» (базовая часть), модуль «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), модуль «Управление таможенным делом» (базовая часть), модуль «Общий и таможенный менеджмент» (базовая часть), «Экономика таможенного дела» (базовая часть), «Экономическая безопасность» (базовая часть), «Валютное регулирование и валютный контроль» (базовая часть), «Таможенные платежи» (базовая часть) и научно-исследовательской деятельности по ряду дисциплин (ПК-39, ПК-40, ПК-41).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 6 зачетных единиц (ЗЕ), 216 академических часа.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
1 | 2 | ||||
Аудиторные занятия (всего)
46
В том числе:
Лекции
20
Практический занятия
26
Из них в интерактивной форме (ИФ)
18
Самостоятельная работа (всего)
62
В том числе:
Курсовая работа
25
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
Экзамен
(36 час)
Общая трудоемкость
Час
ЗЕ
144
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||
1 | 2 | |||
Аудиторные занятия (всего) | 26 | 14 | 12 | |
В том числе: | ||||
Лекции | 8 | 4 | 4 | |
Из них в интерактивной форме (ИФ) | ||||
Практические занятия | 18 | 10 | 8 | |
Из них в интерактивной форме (ИФ) | 4 | 4 | 4 | |
Самостоятельная работа (всего) | 244 | 121 | 123 | |
В том числе: | ||||
Работа с Рабочей тетрадью | 20 | 20 | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
| Экзамен (9 час) | Экзамен (9 час) | ||
Общая трудоемкость |
Час ЗЕ | 288 | 144 | 144 |
8 | 4 | 4 |
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1. Распределение учебного времени по темам
и видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия | Самостоятельная работа (час.) | ||||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Семестр | |||||||||||
Раздел 1. Общие проблемы экономической теории. | 12 | 4 /4 | - |
4/4 | - | 4 | |||||
1.1- 1.3 1.3 | Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства | 6 1.5 | 2/2 |
| 2/2 |
| 2 1 | ||||
1.4-1.5 1.5 | Система отношений собственности в экономике. Экономические системы и модели в рамках систем | 6 4 | 2/2 |
| 2/2 |
| 2 1 | ||||
Раздел 2. Генезис и основные этапы развития экономической теории. | 6 | - | - |
2/2 | 4 | ||||||
2.1-2.2 2.2 | Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации. Основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия. | 6 3 | - | - | 2 |
| 4 4 | ||||
Раздел 3. Основы микроэкономики | 54 | 14 /14 | - |
10/10 | 10 | 30 | |||||
3.1 | Спрос, предложение, эластичность | 9 | 2/4 | - | 2/2 | 2 | 5 | ||||
3.2 | Поведение потребителя в рыночной экономике | 7 | 2/2 | - | -/2 |
| 5 | ||||
3.3 | Производство и издержки. | 9 | 2/2 | - | 2 /2 | 2 | 5 | ||||
3.4 | Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция | 9 | 2/2 | - | 2/2 | 2 | 5 | ||||
3.5 | Несовершенная конкуренция | 9 | 2/2 | - | 2/2 | 2 | 5 | ||||
3.6 | Рынки факторов производства | 11 | 4/- | - | 2/- | 2/- | 5 | ||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен (36 час) | ||||||||||
Итого в семестре | 144 | 18/18 | - | 16/16 | 10 | 74 | |||||
Семестр | |||||||||||
74 | 18 | - | 24 | 16 | 32 | ||||||
Рынки факторов производства | 4 |
| 4 | 4 | |||||||
Раздел 4. Основы макроэкономики. |
|
|
| ||||||||
4.1 | Введение в макроэкономику | 5 | 2 | - | - | - | 3 | ||||
4.2 | Основные макроэкономические показатели | 9 | - | 4/2 | 4/2 | 3 | |||||
4.3 | Модели макроравновесия | 7 | - | 2 |
| 3 | |||||
4.4 | Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция | 9 | 4 | - | 4 | 4 | 3 | ||||
4.5 | Деньги и кредитно-денежная система | 9 | 2 | - | 4/3 | 2 | 3 | ||||
4.6 | Государственные финансы и фискальная политика государства | 9 | 2 | - | 4/3 | 2 | 3 | ||||
4.7 | Экономический рост | 9 | 2 | - | 4/2 | 2 | 3 | ||||
4.8 | Государственное регулирование экономики | 9 | 2/- | - | 2 | 2 | 5 | ||||
4.9 | Институциональный подход в экономической теории | 8 | 2 |
| - |
| 6 | ||||
Раздел 5. Международные аспекты экономической теории | 10 | 2 | - | 2 | 2 | 6 | |||||
5.1 | Теория сравнительных преимуществ и протекционизм | 5 | 1 | - | 1 | 2 | 3 | ||||
5.2 | Платежный баланс и обменный курс | 5 | 1 |
| 1 |
| 3 | ||||
Курсовая работа | 24 |
|
|
| 24 | ||||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен (36 час) | ||||||||||
Итого в семестре | 144 | 20 | - | 26 | 18 | 62 | |||||
Всего по дисциплине | 216 | 38 | - | 42 | 28 | 100 | |||||
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (заочная форма обучения)
№ темы | Название раздела | Количество часов | |||||
Общая трудоемкость (час.) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа (час) | |||||
Лекции | Практические занятия (час.) | ||||||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Семестр | |||||||
Раздел 1. Общие проблемы экономической теории. | 3 4 | 2 | - | 2 | - | 30 | |
1.1 1.5 | Предмет и метод экономической теории. Экономика: потребности и ресурсы. Основные формы общественного хозяйства. Система отношений собственности в экономике. Экономические системы и модели в рамках систем. | 34 | 2 | - | 2 | 30 | |
Раздел 2. Генезис и основные этапы развития экономической теории. | 30 | - | - | 30 | |||
2.1 | Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации | 15 | 15 | ||||
2.2 | Основные направления экономической мысли ХХ века и начала третьего тысячелетия | 15 | 15 | ||||
Раздел 3. Основы микроэкономики | 73 | 2 | - | 8 | 4 | 61 | |
3.1 | Спрос, предложение, эластичность | 12 | - | - | 2 | 2 | 10 |
3.2 | Поведение потребителя в рыночной экономике | 10 | 10 | ||||
3.3 | Производство и издержки | 12 | 2 | 10 | |||
3.4-3.5 | Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. | 24 | 2 | - | 2 | 20 | |
3.6 | Рынки факторов производства | 15 | 2 | 2 | 11 | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен (9 час) | ||||||
Итого в 1 семестре | 144 | 4 | - | 10 | 4 | 121 | |
2 семестр | |||||||
Раздел 4. Основы макроэкономики. | 88 | 4 | - | 8 | 4 | 76 | |
4.1-4.3 | Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели. Модели макроравновесия | 22 | 2 | 20 | |||
4.4 | Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция | 19 | 2 | 2 | 2 | 15 | |
4.5-4.6 | Деньги и кредитно-денежная система. Государственные финансы и фискальная политика государства | 24 | 2 | 2 | 20 | ||
4.7 | Экономический рост | 12 | 2 | 2 | 10 | ||
4.8 | Государственное регулирование экономики | 11 | 11 | ||||
Раздел 5. Международные аспекты экономической теории | 18 | - | - | 2 | 23 | ||
5.1-5.2 | Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. Платежный баланс и обменный курс | 18 | 2 | 23 | |||
Курсовая работа | 24 |
| 24 | ||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | Экзамен (9 час) | ||||||
Итого в семестре | 144 | 4 | 8 | 4 | 123 | ||
Всего по дисциплине | 288 | 8 | 18 | 8 | 244 |
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.