НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ППО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На уроках предметно-практического обучения (ППО) дети занимаются различными видами предметно-практической деятельности. В подготовительном классе они работают с плас­тилином (глиной), бумагой, изготавливают аппликации, рису­ют. Обычно дети с большим интересом лепят, вырезают, клеят и т.д., им понятна цель деятельности — изготовить предмет, иг­рушку. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать интерес детей к деятельности для обучения и развития их.

На уроках ППО у детей формируются организационные и трудовые умения, включающие ручные умения, навыки пла­нирования работы, подбора необходимых материалов и инст­рументов, техники безопасности и др. Воспитываются такие качества, как аккуратность, четкость, целеустремленность и др. Одновременно с формированием всех перечисленных умений на уроках ППО проходит большая работа по развитию речи глу­хих детей. Эти уроки занимают ведущее место в воспитании у детей потребности в речи.

Совместные занятия предметно-практической деятельнос­тью побуждают детей вступать в контакты с учителем, с това­рищами. В ходе коллективной работы у них возникают вопросы, просьбы, желание высказать свое отношение к деятельности и т.п. Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру, подражая ему. Органи­зуя коллективную деятельность, учитель с первого урока сооб­щает школьникам, что предстоит сделать, что нужно для этого взять, как выполнять работу. При этом он обращается к детям со словесными поручениями, дает оценку выполнения задания, сообщает о своих действиях, т.е. задает речевой фон, на кото­ром развертывается интересная, понятная детям работа по из­готовлению изделий.

Конечно, школьники не могут с первых уроков вступить в общение с учителем, товарищами, для этого они не располага­ют необходимыми речевыми средствами. Но учитель вниматель­но следит за поведением учеников и поддерживает всякие проявления речевых действий, их попытки обратиться к нему, к товарищам. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: не попросишь нужного для работы — не сможешь лепить, рисовать; не скажешь, что выполнил часть работы, — не получишь разрешения ее продолжать и т.д. Появ­ление потребности в речи — важнейший фактор всей работы по речевому развитию детей на уроках ППО.

Потребность в речи не появляется одновременно и в одни сроки у всех детей класса. Но даже первые и еще робкие попыт­ки отдельных школьников вступить в речевой контакт с окру­жающими не должны быть упущены учителем и должны стать примером для всех детей.

Реализация потребности в коммуникации невозможна без овладения детьми нужными для этого речевыми средствами: словами, типами фраз. Объем речевого материала, который не­обходим на уроках ППО для организации полноценного обще­ния, довольно большой. Понятно, что усвоить его сразу дети не могут. Учитель берет на себя управление постепенным речевым развитием школьников, руководствуясь при этом закономерно­стями овладения языком, о которых шла речь выше.

Организуя на первом уроке ППО лепку шара, учитель обра­щается к детям с короткими поручениями, состоящими из одного-двух слов: возьми, лепи, сделай так. Все поручения он проговаривает устно-дактильно, сопровождает показом таблички с нужным словом. Ситуация подсказывает детям зна­чение сообщаемых слов. Тесная связь слова и действия, слова и предмета на уроках ППО способствует осознанию значения слов и их запоминанию. Если учащиеся не понимают поручения, учитель сам демонстрирует действие, затем повторяет задание (устно-дактильно с показом таблички) и требует выполнения инструкции. Закончив изготовление шара, учитель называет предмет: «Шар» (устно-дактильно, табличка), акцентирует вни­мание детей на этом слове проговариванием его два-три раза, показом слова на табличке, побуждает их продактилировать слово. Как правило, они не в состоянии полноценно справиться с выполнением этого требования, но даже первые попытки вос­произвести слово одобряются учителем.

Так постепенно осуществляется работа по развитию дактиль-ной речи учащихся. Первоначально объем речевого материала, которым пользуется педагог, значительно превышает речь де­тей. Но на каждом уроке учитель выделяет в своей речи слова, которыми должны овладеть ученики. В результате многократ­ного повторения слов от урока к уроку они усваивают речевой материал. К концу подготовительного класса разрыв в объеме импрессивной и экспрессивной речи становится незначителен. При отборе речевого материала, которым необходимо пользо­ваться на уроках ППО, учитель руководствуется программой по этому учебному предмету. Методика введения нового речевого материала остается такой же, как была описана выше: каждое новое слово появляется в речи учителя в ситуации, требующей его употребления, на него обращается внимание школьников (двух-трехкратное проговаривание слова); в помощь восприя­тию слова дается табличка, которая остается перед глазами де­тей на определенное время. При сообщении нового слова учитель побуждает школьников к совместному с ним дактилированию. В дальнейшем слова, много раз употреблявшиеся на уроках, должны дактилироваться четко. Учитель постоянно помогает детям — сам дактилирует, показывает табличку, помогает им придать пальчикам руки нужное положение.

На уроках ППО ведется целенаправленное обучение речи. Каждый урок имеет конкретный речевой материал, отражаю­щий специфику того вида деятельности, которой занимаются дети (лепка, аппликация, рисование), и общий материал, свой­ственный всем урокам (выражение просьб, желаний, оценка работы и др.). Готовясь к уроку, учитель определяет, какой ре­чевой материал предъявляется детям лишь для понимания, ка­кие новые слова, фразы они будут говорить сами. Такое продумывание урока с точки зрения используемого речевого материала обеспечивает планомерность, систематичность в ра­боте по развитию дактильной речи детей и способствует повы­шению ее эффективности.

Предварительное планирование речевого материала урока необходимо, поскольку его объем значителен. Программа по ППО предусматривает сообщение детям названий многих пред­метов (объектов, подлежащих изготовлению, материалов, ин­струментов), действий, качеств и др., различные типы фраз. Условия предметно-практической деятельности дают возмож­ность усваивать весь речевой материал в действии, так как каж­дое новое слово сразу же служит общению, запоминается ребенком.

Таким образом, уроки ППО являются важным звеном в об­щей работе по формированию у глухих школьников речи в дак­тильной форме. Здесь проводится работа по воспитанию у детей потребности в словесной речи. Каждое новое слово, тип фразы вводится для реализации потребности в общении. Запоминание речевого материала и раскрытие значений слов происходит постепенно, по мере пользования ими в аналогичных и изменя­ющихся условиях. Речевой материал включается последова­тельно, с учетом потребности в нем. Предусматривается дифференцированная работа с ним: одни слова сразу же исполь­зуются детьми в общении, а другая часть усваивается ими постепенно, в условиях разнообразного и многократного повто­рения. На всем протяжении подготовительного класса объем им­прессивной речи детей шире экспрессивной.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 604.