На уроках предметно-практического обучения (ППО) дети занимаются различными видами предметно-практической деятельности. В подготовительном классе они работают с пластилином (глиной), бумагой, изготавливают аппликации, рисуют. Обычно дети с большим интересом лепят, вырезают, клеят и т.д., им понятна цель деятельности — изготовить предмет, игрушку. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать интерес детей к деятельности для обучения и развития их.
На уроках ППО у детей формируются организационные и трудовые умения, включающие ручные умения, навыки планирования работы, подбора необходимых материалов и инструментов, техники безопасности и др. Воспитываются такие качества, как аккуратность, четкость, целеустремленность и др. Одновременно с формированием всех перечисленных умений на уроках ППО проходит большая работа по развитию речи глухих детей. Эти уроки занимают ведущее место в воспитании у детей потребности в речи.
Совместные занятия предметно-практической деятельностью побуждают детей вступать в контакты с учителем, с товарищами. В ходе коллективной работы у них возникают вопросы, просьбы, желание высказать свое отношение к деятельности и т.п. Создателем речевой среды является учитель, учащиеся начинают действовать по его примеру, подражая ему. Организуя коллективную деятельность, учитель с первого урока сообщает школьникам, что предстоит сделать, что нужно для этого взять, как выполнять работу. При этом он обращается к детям со словесными поручениями, дает оценку выполнения задания, сообщает о своих действиях, т.е. задает речевой фон, на котором развертывается интересная, понятная детям работа по изготовлению изделий.
Конечно, школьники не могут с первых уроков вступить в общение с учителем, товарищами, для этого они не располагают необходимыми речевыми средствами. Но учитель внимательно следит за поведением учеников и поддерживает всякие проявления речевых действий, их попытки обратиться к нему, к товарищам. Постепенно дети начинают понимать, что без речи обойтись невозможно: не попросишь нужного для работы — не сможешь лепить, рисовать; не скажешь, что выполнил часть работы, — не получишь разрешения ее продолжать и т.д. Появление потребности в речи — важнейший фактор всей работы по речевому развитию детей на уроках ППО.
Потребность в речи не появляется одновременно и в одни сроки у всех детей класса. Но даже первые и еще робкие попытки отдельных школьников вступить в речевой контакт с окружающими не должны быть упущены учителем и должны стать примером для всех детей.
Реализация потребности в коммуникации невозможна без овладения детьми нужными для этого речевыми средствами: словами, типами фраз. Объем речевого материала, который необходим на уроках ППО для организации полноценного общения, довольно большой. Понятно, что усвоить его сразу дети не могут. Учитель берет на себя управление постепенным речевым развитием школьников, руководствуясь при этом закономерностями овладения языком, о которых шла речь выше.
Организуя на первом уроке ППО лепку шара, учитель обращается к детям с короткими поручениями, состоящими из одного-двух слов: возьми, лепи, сделай так. Все поручения он проговаривает устно-дактильно, сопровождает показом таблички с нужным словом. Ситуация подсказывает детям значение сообщаемых слов. Тесная связь слова и действия, слова и предмета на уроках ППО способствует осознанию значения слов и их запоминанию. Если учащиеся не понимают поручения, учитель сам демонстрирует действие, затем повторяет задание (устно-дактильно с показом таблички) и требует выполнения инструкции. Закончив изготовление шара, учитель называет предмет: «Шар» (устно-дактильно, табличка), акцентирует внимание детей на этом слове проговариванием его два-три раза, показом слова на табличке, побуждает их продактилировать слово. Как правило, они не в состоянии полноценно справиться с выполнением этого требования, но даже первые попытки воспроизвести слово одобряются учителем.
Так постепенно осуществляется работа по развитию дактиль-ной речи учащихся. Первоначально объем речевого материала, которым пользуется педагог, значительно превышает речь детей. Но на каждом уроке учитель выделяет в своей речи слова, которыми должны овладеть ученики. В результате многократного повторения слов от урока к уроку они усваивают речевой материал. К концу подготовительного класса разрыв в объеме импрессивной и экспрессивной речи становится незначителен. При отборе речевого материала, которым необходимо пользоваться на уроках ППО, учитель руководствуется программой по этому учебному предмету. Методика введения нового речевого материала остается такой же, как была описана выше: каждое новое слово появляется в речи учителя в ситуации, требующей его употребления, на него обращается внимание школьников (двух-трехкратное проговаривание слова); в помощь восприятию слова дается табличка, которая остается перед глазами детей на определенное время. При сообщении нового слова учитель побуждает школьников к совместному с ним дактилированию. В дальнейшем слова, много раз употреблявшиеся на уроках, должны дактилироваться четко. Учитель постоянно помогает детям — сам дактилирует, показывает табличку, помогает им придать пальчикам руки нужное положение.
На уроках ППО ведется целенаправленное обучение речи. Каждый урок имеет конкретный речевой материал, отражающий специфику того вида деятельности, которой занимаются дети (лепка, аппликация, рисование), и общий материал, свойственный всем урокам (выражение просьб, желаний, оценка работы и др.). Готовясь к уроку, учитель определяет, какой речевой материал предъявляется детям лишь для понимания, какие новые слова, фразы они будут говорить сами. Такое продумывание урока с точки зрения используемого речевого материала обеспечивает планомерность, систематичность в работе по развитию дактильной речи детей и способствует повышению ее эффективности.
Предварительное планирование речевого материала урока необходимо, поскольку его объем значителен. Программа по ППО предусматривает сообщение детям названий многих предметов (объектов, подлежащих изготовлению, материалов, инструментов), действий, качеств и др., различные типы фраз. Условия предметно-практической деятельности дают возможность усваивать весь речевой материал в действии, так как каждое новое слово сразу же служит общению, запоминается ребенком.
Таким образом, уроки ППО являются важным звеном в общей работе по формированию у глухих школьников речи в дактильной форме. Здесь проводится работа по воспитанию у детей потребности в словесной речи. Каждое новое слово, тип фразы вводится для реализации потребности в общении. Запоминание речевого материала и раскрытие значений слов происходит постепенно, по мере пользования ими в аналогичных и изменяющихся условиях. Речевой материал включается последовательно, с учетом потребности в нем. Предусматривается дифференцированная работа с ним: одни слова сразу же используются детьми в общении, а другая часть усваивается ими постепенно, в условиях разнообразного и многократного повторения. На всем протяжении подготовительного класса объем импрессивной речи детей шире экспрессивной.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 604.