В подготовительном классе не предусматривается изолированное изучение детьми дактильных знаков. Овладение ими происходит в процессе обучения речи на основе подражания дактилированию учителя. Овладевая первыми словами, фразами, дети параллельно овладевают восприятием дактильных знаков и техникой дактилирования. Для облегчения восприятия и усвоения материала используются таблички со словами, напечатанными дактильными знаками. Пользуясь такой табличкой, ученик может воспроизводить слово, переводя пальчики руки из одного положения в другое соответственно изображению руки на табличке. Слова, напечатанные дактильными знаками, помещаются в классе на наборном полотне и остаются перед глазами детей до полного их запоминания.
С самого начала весь речевой материал, предлагаемый детям в дактильной форме, учитель обязательно сопровождает устной речью. Это главное требование к речи учителя — устно-дактильное проговаривание всего речевого материала, вновь сообщаемого детям, — остается до конца обучения в подготовительном классе. Реализация его невозможна без хорошо развитой техники дактилирования. Учитель дактилирует правой рукой, кисть которой расположена на уровне грудной клетки. Все знаки должны показываться четко и ясно. При переходе от одного знака к другому двигаются главным образом пальцы при спокойном положении кисти. Между словами делается небольшая пауза. Устная речь учителя, сопровождаемая дакти-лированием, на первом этапе обучения несколько замедленная, плавная, спокойная. Произношение слов не должно быть посло-говым, иначе этот недостаток отразится на устной речи учащихся. Четкость устно-дактильной речи учителя является хорошим примером для детей и облегчает им овладение дактильной речью.
Каждое новое слово воспроизводится учителем несколько раз: сначала только устно-дактильно, затем устно-дактильно с одновременным показом таблички с записанным словом. Затем учитель еще раз говорит слово устно-дактильно, обращает внимание детей на табличку. Школьники говорят дактильно вместе с учителем, подражая его движениям пальцами и воспринимая слово с таблички. В первые дни, недели обучения учащиеся не могут проговорить слово устно. Однако учитель поддерживает малейшие признаки артикуляции звука, возникающие у ребенка на основе подражания произношению учителя.
Требования к дактильной речи детей уже в этот период довольно жесткие. Необходимо следить, чтобы дактилирование школьниками слов было правильным, четким, с точным воспроизведением каждого дактильного знака и всего слова в целом. Запоминание слов обеспечивается путем многократного повторения их в различных упражнениях, организованных учителем. При этом каждое употребление нового слова должно быть для ученика мотивированным, сознательным, с исключением механического многократного его проговаривания. Данное требование возможно соблюсти при правильной методике сообщения и закрепления речевого материала, которая заключается в следующем.
Формирование речи, как говорилось выше, начинается с диалогической речи, с воспитания потребности в ней. Необходимость в общении, в пользовании разговорной речью наиболее ярко проявляется в коллективной деятельности детей. Этот фактор учитывается с первых дней обучения в школе. Учитель организует разные виды деятельности (учебную, игровую, предметно-практическую и др.) таким образом, чтобы вызывать у детей потребность в речи. Коллективный труд в классе, общая работа требуют, например, знания детьми имен друг друга. Обращаясь поочередно к отдельным ученикам с заданиями, поручениями, учитель сообщает их имена. Называя имя ребенка (устно), он одновременно дактилирует слово, повторяет имя устно-дактильно и показывает табличку со словом, побуждает одного из детей и всех учеников подражать своим действиям. Для того чтобы имя быстрее запоминалось, табличка со словом помещается в наборное полотно. Ученику выдается ее дубликат, который обычно прикрепляется к его парте. Так учащиеся класса быстрее запомнят не только свое имя, но и имена товарищей.
Естественная ситуация общения помогает школьникам понять значение нового слова. Подражая действиям учителя, они пользуются им в аналогичных обстоятельствах, читая по табличке напечатанные дактилемы. Многократное повторение слова в разных условиях коллективной деятельности способствует его запоминанию, уточнению его значения. По мере усвоения детьми новых слов, фраз учитель при включении в свою речь знакомых им слов произносит речевой материал лишь устно, не дактилируя. Учащиеся же пользуются дактильным про-говариванием слова до тех пор, пока не будет усвоен звуковой состав и пока они не будут иметь возможность устного прогова-ривания слов.
Требование к детям проговаривать устно слова без сопутствующего дактилирования в тот период, когда они еще не владеют его составом, произношением звуков, входящих в конкретное слово, может привести к нарушению речевого контакта между учащимися класса и задерживать развитие речи. Однако и чрезмерное затягивание периода дактильно-устной речи учащихся может нанести ущерб навыку восприятия устной речи. Иначе говоря, начав работу по формированию у глухих школьников речи и используя в качестве исходной формы дактильную речь, учитель не должен забывать о своей главной цели — обучении детей устной речи, которая может и должна стать для них основным средством общения и орудием мышления.
Описанный методический подход к знакомству и закреплению речевого материала в речи школьников характерен для работы в подготовительном классе на всех уроках, так как формирование речи в дактильной форме осуществляется на всех уроках. Наилучшие условия для воспитания у глухих школьников потребности в речи, для ее формирования создаются на уроках предметно-практического обучения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 634.