МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ И К ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В подготовительном классе не предусматривается изолиро­ванное изучение детьми дактильных знаков. Овладение ими происходит в процессе обучения речи на основе подражания дактилированию учителя. Овладевая первыми словами, фраза­ми, дети параллельно овладевают восприятием дактильных зна­ков и техникой дактилирования. Для облегчения восприятия и усвоения материала используются таблички со словами, напе­чатанными дактильными знаками. Пользуясь такой табличкой, ученик может воспроизводить слово, переводя пальчики руки из одного положения в другое соответственно изображению руки на табличке. Слова, напечатанные дактильными знаками, помещаются в классе на наборном полотне и остаются перед гла­зами детей до полного их запоминания.

С самого начала весь речевой материал, предлагаемый детям в дактильной форме, учитель обязательно сопровождает устной речью. Это главное требование к речи учителя — устно-дактильное проговаривание всего речевого материала, вновь сообщаемого детям, — остается до конца обучения в подготови­тельном классе. Реализация его невозможна без хорошо разви­той техники дактилирования. Учитель дактилирует правой рукой, кисть которой расположена на уровне грудной клетки. Все знаки должны показываться четко и ясно. При переходе от одного знака к другому двигаются главным образом пальцы при спокойном положении кисти. Между словами делается не­большая пауза. Устная речь учителя, сопровождаемая дакти-лированием, на первом этапе обучения несколько замедленная, плавная, спокойная. Произношение слов не должно быть посло-говым, иначе этот недостаток отразится на устной речи учащих­ся. Четкость устно-дактильной речи учителя является хорошим примером для детей и облегчает им овладение дактильной речью.

Каждое новое слово воспроизводится учителем несколько раз: сначала только устно-дактильно, затем устно-дактильно с одновременным показом таблички с записанным словом. Затем учитель еще раз говорит слово устно-дактильно, обращает вни­мание детей на табличку. Школьники говорят дактильно вместе с учителем, подражая его движениям пальцами и воспринимая слово с таблички. В первые дни, недели обучения учащиеся не могут проговорить слово устно. Однако учитель поддерживает малейшие признаки артикуляции звука, возникающие у ребен­ка на основе подражания произношению учителя.

Требования к дактильной речи детей уже в этот период до­вольно жесткие. Необходимо следить, чтобы дактилирование школьниками слов было правильным, четким, с точным вос­произведением каждого дактильного знака и всего слова в це­лом. Запоминание слов обеспечивается путем многократного повторения их в различных упражнениях, организованных учи­телем. При этом каждое употребление нового слова должно быть для ученика мотивированным, сознательным, с исключением механического многократного его проговаривания. Данное тре­бование возможно соблюсти при правильной методике сообще­ния и закрепления речевого материала, которая заключается в следующем.

Формирование речи, как говорилось выше, начинается с диалогической речи, с воспитания потребности в ней. Необхо­димость в общении, в пользовании разговорной речью наибо­лее ярко проявляется в коллективной деятельности детей. Этот фактор учитывается с первых дней обучения в школе. Учитель организует разные виды деятельности (учебную, игровую, пред­метно-практическую и др.) таким образом, чтобы вызывать у детей потребность в речи. Коллективный труд в классе, общая работа требуют, например, знания детьми имен друг друга. Об­ращаясь поочередно к отдельным ученикам с заданиями, пору­чениями, учитель сообщает их имена. Называя имя ребенка (устно), он одновременно дактилирует слово, повторяет имя ус­тно-дактильно и показывает табличку со словом, побуждает од­ного из детей и всех учеников подражать своим действиям. Для того чтобы имя быстрее запоминалось, табличка со словом по­мещается в наборное полотно. Ученику выдается ее дубликат, который обычно прикрепляется к его парте. Так учащиеся клас­са быстрее запомнят не только свое имя, но и имена товарищей.

Естественная ситуация общения помогает школьникам понять значение нового слова. Подражая действиям учителя, они пользуются им в аналогичных обстоятельствах, читая по табличке напечатанные дактилемы. Многократное повторение слова в разных условиях коллективной деятельности способ­ствует его запоминанию, уточнению его значения. По мере ус­воения детьми новых слов, фраз учитель при включении в свою речь знакомых им слов произносит речевой материал лишь ус­тно, не дактилируя. Учащиеся же пользуются дактильным про-говариванием слова до тех пор, пока не будет усвоен звуковой состав и пока они не будут иметь возможность устного прогова-ривания слов.

Требование к детям проговаривать устно слова без сопутству­ющего дактилирования в тот период, когда они еще не владеют его составом, произношением звуков, входящих в конкретное слово, может привести к нарушению речевого контакта между учащимися класса и задерживать развитие речи. Однако и чрез­мерное затягивание периода дактильно-устной речи учащихся может нанести ущерб навыку восприятия устной речи. Иначе говоря, начав работу по формированию у глухих школьников речи и используя в качестве исходной формы дактильную речь, учитель не должен забывать о своей главной цели — обучении детей устной речи, которая может и должна стать для них ос­новным средством общения и орудием мышления.

Описанный методический подход к знакомству и закрепле­нию речевого материала в речи школьников характерен для работы в подготовительном классе на всех уроках, так как фор­мирование речи в дактильной форме осуществляется на всех уроках. Наилучшие условия для воспитания у глухих школь­ников потребности в речи, для ее формирования создаются на уроках предметно-практического обучения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 575.