В подготовительном классе школы глухих обучаются дети, не получившие дошкольной подготовки, а значит, не владеющие речью. Обучение этой группы глухих детей представляет значительные трудности, так как наиболее благоприятные сроки формирования речи пропущены, а ее отсутствие неизбежно ведет к задержке психического развития ребенка.
Поступление в школу, знакомство с новой обстановкой, с новыми товарищами, новыми видами деятельности вызывают у детей потребность в общении. Задача учителя, воспитателя — использовать их желание вступить в контакт с окружающими для начала работы над речью. При этом необходимо учесть, что глухие дети овладевают тем языком, которым пользуются окружающие люди. Если в школе хорошо поставлена работа над словесной речью, если усилия всего педагогического коллектива школы направлены на формирование у учащихся словесной речи как средства общения, то дети, пришедшие в* школу, будут успешно овладевать этим видом коммуникации. Потребность в живом общении, не удовлетворенная словом, побуждает неслышащих детей пользоваться другими средствами общения, в частности жестовой речью.
Становление речи у детей с отсутствием слуха происходит с опорой на другие анализаторы. В процессе специального обучения у них формируется умение воспринимать устную речь окружающих, вырабатывается умение пользоваться голосом, речевым дыханием, отрабатывается произношение отдельных звуков, их сочетаний, слов и т.д. Даже элементарное овладение зрительным восприятием устной речи и произношением требует длительных сроков и приложения больших усилий как со стороны учителя, так и со стороны детей. Поэтому устная форма речи как важнейшее средство адаптации в обществе слышащих не может сразу стать для учащихся подготовительных классов школ глухих надежным средством общения.
Другой формой речи, которой пользуются слышащие люди, является письменная форма. Однако и письменная речь в силу ее специфики (необходимость иметь письменные принадлежности, медленный темп пользования ею, иная мотивированность, большая произвольность и др.) и, главное, необходимости специального обучения ей не может быть основным средством живого общения глухих со слышащими и между собой.
Трудности в обучении глухих детей общению с окружающими на основе устной и письменной словесной речи привели к необходимости обратиться к дактильной речи. Дактильная речь создана для осуществления глухими речевых контактов друг с другом. (Дактильную речь изобрели испанские монахи, принимавшие на себя обет молчания.) Эта своеобразная форма речи по своей функции сходна с устной, ею можно пользоваться только в непосредственном общении. С другой стороны, дактильная речь схожа с письменной, так как каждой букве соответствует определенная дактилема. Но важно то, что овладение ею возможно для глухих детей независимо от уровня владения устной и письменной речью. С помощью дактильной речи дети могут выражать свои желания, просьбы, чувства и вместе с тем понимать окружающих их людей, также пользующихся дактильной речью.
Учащиеся подготовительного класса достаточно быстро овладевают дактильными знаками даже вне специального обучения им. Благодаря тому что дактильная речь является видом словесной речи, использование ее в качестве исходной формы и процессе овладения языком способствует формированию у глу хих детей словесной речи как средства общения и установления речевых контактов с окружающими.
Однако использование дактильной речи в обучении глухих детей языку не самоцель, это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы ускорить и облегчить им процесс овладения языком. Использование устной или письменной формы речи в качестве исходной в процессе обучения языку применительно к категории детей, имеющих большой «стаж» глухоты и немоты, задерживало бы процесс овладения речью и развитие сло-кесного мышления.
Обучение глухих школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, юльзуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т.е. происходят анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т.е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащим контролировать свою речь.
Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включенных в речевое общение. По мере овладения произношением устное проговаривание учащимися дактилируемых слов становится более четким. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезии устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.
Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование. Овладению буквенным составом способствует и работа над устной речью (каждый новый звук сопоставляется с буквой).
Овладение письмом также невозможно без умения осуществлять анализ и синтез слова. Запись слова требует от детей, пользующихся дактильной речью, знания графического образа букв. Этому школьники обучаются на уроках грамоты и овладевают письмом к концу подготовительного класса. Применение дактильной речи облегчает и ускоряет процесс обучения грамоте.
Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ
Первоначальный период обучения речи, который охватывает подготовительный класс, имеет свои задачи и свое содержание обучения, специфические методические приемы работы по языку. В подготовительном классе глухие дети знакомятся со словесной речью как средством общения, у них формируются первоначальные умения пользоваться речью для установления контакта с окружающими, для выражения своих желаний, потребностей.
Решить эти задачи невозможно без большой работы по воспитанию у глухих учащихся потребности в речи. Глухие малыши, поступившие в школу, должны попасть в обстановку доброжелательности, внимания, заботы, в которой, как они увидят, все заняты коллективной деятельностью (читают, пишут, играют, трудятся), говорят, обмениваются мыслями, чувствами, информацией. Решение задач обучения необходимо начинать с воспитания желания вступать во взаимоотношения с учителем, воспитателем,.товарищами и при этом действовать так, как окружающие, подражать им, а значит — говорить.
Эта работа не ограничивается учебным временем. Повседневная деятельность учащихся в интернате, как и в классе, должна быть насыщена речью. Чем бы ни занимался воспитатель с детьми, он обязан сопровождать свои действия речью, обращаться к ним, рассказывать о том, что будут делать, куда пойдут и т.д. На первых порах далеко не все, что говорит учитель, воспитатель, будет пониматься детьми. Но важно, что ребенок попадет в речевую среду, под влиянием которой у него сначала робко, а затем уверенней начнет появляться желание подражать речевому поведению окружающих, появится потребность в речи.
Воспитание потребности говорить сочетается с целенаправленным обучением речи, содержание которого определяется программой. Программа по обучению языку в подготовительном классе школы глухих отличается от программы школы для слышащих детей. В 1 класс массовой школы поступают дети, владеющие речью, которая для них уже является и средством общения, и орудием мышления. С первых дней пребывания в школе эти дети приступают к изучению родного языка, его словарного состава, грамматического строя и т. д. с целью дальнейшего развития речи, ее обогащения. Работа с глухими детьми, поступающими в подготовительный класс, начинается с наверстывания упущенного — обучения словесному общению. Поскольку словесное общение включает в себя умение выражать желания, просьбы, отвечать на вопросы и задавать их, понимать задания и сообщать об их выполнении и др., то обучение языку и начинается с формирования подобных коммуникативных умений.
По существу основным содержанием обучения в подготовительном классе является формирование у глухих детей диалогической речи, первоначальных навыков ее. Программа включает следующие умения, характерные для разговорной (диалогической речи):
понимать простейшие обращения, обращаться к товарищу и учителю с просьбой;
сообщать о выполнении заданий;
понимать вопросы и отвечать на них;
обращаться с вопросами к учителю, товарищам;
сообщать о здоровье, желании, умении, знании.
Программа определяет и речевой материал, который должен быть усвоен детьми в процессе формирования перечисленных выше умений. Каждое слово, указанное в программе, должно усваиваться учеником в процессе общения и для общения. Однако запоминание детьми слов не означает еще, что они овладели речью. Важно, чтобы ребенок владел умениями, характерными для диалогической речи, овладел самой речевой деятельностью, чтобы у него была воспитана установка на речь, на говорение. Задача эта трудная. Объяснить значение речи неслышащему и неговорящему школьнику невозможно. Но возможно воспитать понимание того, что каждое слово, словосочетание, фраза являются средством выражения желания, просьбы и т.д. Овладевая навыком общения, умениями, необходимыми для этого процесса, школьники постепенно усваивают и речевой материал, необходимый для установления взаимопонимания с окружающими их людьми.
Программа определяет сроки начала работы над тем или иным речевым материалом и его объем для каждой четверти. При этом учитывается, что речевой материал должен соответствовать потребностям детей, поступивших в школу, и быть необходимым им для общения. Школьники должны познакомиться друг с другом, с окружающей их обстановкой, с различными видами деятельности, которыми будут заниматься в школе. Поэтому, например, в первой четверти программа предусматривает знания детьми имен товарищей, учителей, названий учебных вещей, игрушек, некоторых овощей и фруктов и т.д. Программа нацеливает учителя на то, чтобы ребенок не только знал отдельные названия, но и умел пользоваться речевым материалом в процессе общения. В последующих четвертях знания глухих учащихся расширяются, так как возрастает объем сведений об окружающей жизни, соответственно расширяется и речевой материал.
Различными коммуникативными навыками школьники овладевают не последовательно, а параллельно. Уже в первой четверти ведется обучение выражать просьбу, понимать и отвечать на вопросы, выполнять простейшие поручения и др.
Школьная жизнь, учебная и другие виды деятельности требуют постоянного общения, включающего в себя разные виды коммуникации: вопросы, задания, просьбы, сообщения. И поскольку в подготовительном классе у учащихся формируются первые навыки живой разговорной речи, невозможно вести работу над разными умениями поочередно. Однако это не означает, что процесс первоначального овладения речью глухим ребенком хаотичен и определяется лишь сиюминутными потребностями общения. С.А. Зыков отмечал: «Обучение глухих языку в его коммуникативной функции предполагает целенаправленную систему работы, обеспечивающую планомерное, для каждого года очерченное программой усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усваиваемое слово, словосочетание несут в себе «нагрузку» коммуникативности» (Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 21). Учитель — главное действующее лицо учебного процесса — организует его, руководит им, ориентируясь на программные требования каждого периода обучения.
Овладевать речью глухой ребенок, как и слышащий, начинает с подражания речи окружающих его людей. Однако в использовании подражания в качестве средства развития речи глухого ребенка есть свои особенности.
Воспитывая слышащего малыша, родители, воспитатели в яслях, детском саду стремятся как можно больше говорить с ним, придавая своей речи эмоциональность, выразительность, поддерживать в ребенке голосовые реакции, лепет и далее — первые слова, фразы. Весь процесс общения с ребенком, его подражание говорящим вокруг людям складываются в основном стихийно: взрослые не продумывают специально, какой речевой материал они будут использовать сегодня в общении с ребенком, как будут знакомить его с новым словом, с новым понятием. Однако чем больше родители говорят с ребенком, общаются с ним в процессе игр, прогулок, занятий разными видами деятельности, тем успешнее продвигается его речевое развитие. От понимания речи взрослых ребенокпереходит к самостоятельному пользованию языком слов. Наличие слуха позволяет ребенку сопоставлять свою речь с речью окружающих, подстраивать ее к принятым нормам.
Для глухих учащихся подготовительного класса такой естественный путь формирования речи, основанный на слуховом подражании, невозможен. Дети овладевают речью в процессе специального обучения, и этот процесс управляемый, организованный. В основе подражания глухих детей лежит зрительное восприятие видимых движений речевых органов. В условиях специальной работы по развитию остатков слуха становится возможным при обучении речи использовать и их крайне незначительные слуховые возможности для подражания речи окружающих.
У глухих детей до 6—7 лет, не обучавшихся языку, подражание речи окружающих практически отсутствует и появляется под влиянием обучения. Учитывая роль подражания в речевом развитии глухого школьника, необходимость его совершенствования, сурдопедагог обязан особенно требовательно относиться к собственной речи. По своему содержанию, по использованию лексических средств речь педагога в основном должна соответствовать программным требованиям подготовительного класса. Вне учебной ситуации речь взрослого, естественно, богаче, разнообразнее, объем речевого материала шире возможностей детей усвоить его.
Систематическое, целенаправленное обучение школьников языку, осуществляемое в урочное время, предъявляет к речи учителя большие требования. С одной стороны, она должна быть особенно четкой, упорядоченной, без лишних слов, засоряющих речь. С другой стороны, нельзя чрезмерно упрощать речь, обеднять ее, подстраиваясь под возможности учащихся. Педагог должен помнить: все, что он говорит, через некоторое время должен начать говорить ребенок.
Вначале объем понимаемой (импрессивной) речи детей шире объема активной (экспрессивной) речи, т.е. они понимают больше, чем говорят сами. Это требование соответствует закономерностям развития речи слышащих детей и отражается в содержании обучения дактильной речи в подготовительном классе. В программе по данному разделу обучения языку выделяется речевой материал, усваиваемый школьниками на уровне его понимания (он отмечается в программе звездочкой), и слова, типы фраз, которыми дети должны пользоваться в речи. Это требование распространяется на все виды речевых умений, формируемых в подготовительном классе. Сначала дети учатся понимать и выполнять поручения учителя, а затем давать аналогичные инструкции товарищам. Первоначально они овладевают умением отвечать на вопросы, а потом задавать их.
Длительность перехода от импрессивной речи к экспрессивной различна. Это зависит от особенностей речевого материала, формируемых умений. В начале подготовительного класса этот разрыв значителен, к концу года он уменьшается: большая часть воспринимаемого материала включается в активную речь школьников.
Содержание речевого материала соответствует принципу постепенного нарастания сложности. Первые поручения, с которыми учитель обращается к детям, состоят из одного глагола в повелительном наклонении: возьми, дай, рисуй, встань, сядь. Затем в инструкции появляется дополнение: «Возьми карандаш» , «Дай куклу» и т.д. По мере обучения задания становятся еще сложнее: «Возьми красный карандаш», «Быстро нарисуй дом» и пр. Этот принцип постепенного увеличения сложности соблюдается и при построении других высказываний (вопросов, сообщений о работе, о желаниях и т.д.).
Содержание обучения дактильной речи характеризуется еще одной особенностью, исходящей из задач обучения речи в первоначальный период. Обучение начинается с диалогической речи, которой свойственно использование неполных предложений («Что ты делаешь?» — «Читаю».— «Что?» — «Рассказ».— «О ком?»— «О животных».). Именно поэтому при обучении детей разговорной речи от них не требуется общения полными предложениями. Выполнение этого условия очень важно применительно к обучению глухих детей, поскольку способствует формированию живой разговорной речи и облегчает процесс овладения ею. Глухим детям, испытывающим большие трудности в восприятии, в воспроизведении речи, легче пользоваться отдельными словами, чем целыми предложениями. К сожалению, это требование не всегда выполняется учителями, что затрудняет и задерживает процесс развития речи глухих школьников.
В речи педагога дети получают образцы высказываний (слова, фразы) и способы их использования в речи. Программа определяет типы фраз, которыми овладевают дети на первом году обучения. Необходимо иметь в виду, что образцы высказываний учителя и учащихся, отраженные в программе, являются типовыми, т.е. по этому образцу (модели) должны строиться фразы с использованием другого речевого материала, указанного в программе. Иначе говоря, научив детей пользоваться фразой «Попроси у Вовы тетрадь», учитель обязан научить их понимать и пользоваться аналогичными фразами с другим содержанием: «Попроси у Саши машину», «Попроси у девочки мяч» и т.д. В программе предусматривается параллельная отработка разных типов высказываний, указываются сроки начала работы.
Такова общая характеристика содержания обучения дактильной речи. Отвечая задачам формирования речи как средства общения, оно включает в себя речевой материал (слова, фразы), необходимый для общения в связи с организацией учителем деятельности детей, и перечень видов речевой коммуникации, используемых в общении (поручения, вопросы и т.д.) и доступных детям на первом году обучения. Формирование дактильной речи осуществляется на всех уроках в подготовительном классе, а также на специальных уроках обучения дактильной речи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1193.