Формы интерпретации наивного философствования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предметом      дальнейшего       анализа      интерпретации

философствующего ребенка послужат для нас эпизоды «Кристина и краски» и «Кристина и буквы» из книги Г.Б. Меттьюза «Философия детства».24 Кристине четыре года, она учится рисовать акварельными красками. Рисуя, она начинает задумываться о цветах. В разговоре с отцом она однажды заявляет: «Папа, весь мир состоит из красок». Отец Кристины - человек, который хочет осмыслить все, что волнует его четырехлетнюю дочь, ему нравится «гипотеза» Кристины. Но, осознавая некоторые противоречия в этой «гипотезе», он спрашивает: «А как же быть в таком случае со стаканом?» Кристина задумывается на мгновение, но затем уверенно объявляет, что «оттенки цветов есть и у стакана». Более

22 См.: Боте Ж. Течения современной педагогики // Социальные и гуманитарные науки (Отечественная и зарубежная литература): Реферативный журнал. Сер. 3: Философия. М.: 1996. №3. С. 153.

23 См.: Борисов СВ. Обновление философского образования в школе... С. 23-26. 24 См.: Matthaws G.B. The philosophy of childhood... P. 14-15.

248


поздние высказывания Кристины оказались, по мысли Меттьюза, созвучны представлениям Парменида.25 Кристине было пять лет, и она училась читать. Она училась распознавать и произносить слоги, выделяя их в словах. Она весьма гордилась своими успехами в этом. Снова разговаривая с отцом, она прокомментировала: «Я так рада, что у нас есть буквы». Отец Кристины был несколько удивлен таким специфическим выражением радости. «Почему?» - спрашивает он. «Потому что если бы не было букв, то не было бы никаких звуков, - объясняет Кристина. - Если бы не было звуков, не было и слов... Если не было бы слов, мы не могли бы думать... и если бы мы не могли бы думать, не было никакого мира».

На основании этого примера мы можем выделить ряд характерных форм интерпретации, опираясь на классификацию Г. Ленка.2 Первичная форма представляет собой прочно устоявшиеся на биогенетическом уровне или фундированные неизменные предопытные образования: то, что ребенок может, например, различать цвета, звуки. Это то, что биологически укоренено.

Следующая форма представляет собой интерпретацию ребенком образцов, воспроизводящих, к примеру, наибольшую часть аналогий и сходств, подобий: подобие форм, красок, звуков и т.д. Вообще подобие играет одну из важных ролей в познании. Движение от познанного к непознанному возможно только в том случае, если между тем и другим заключено нечто, что является подобным познанному и тем самым частично уже познано. Здесь еще нет четкого понятийного оформления какой-либо структуры. Это все, что погружено в рутинное, обыденное поведение, все, что распознается согласно сложившейся привычке, навыку.

Следующая форма интерпретации философствующего ребенка осуществляется посредством принятых предельных норм, закрепленных в социокультурной традиции, которые определенным образом детерминируют его поведение и которые репрезентируются с помощью устоявшихся схем. Норма есть предписание, образец, мера заключения о чем-либо и мера оценки.

25 "То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает, ибо без бытия, о котором ее изрекают, ^ысли тебе не найти» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. Фр. 30).

26 См.: Ленк X. Схемные интерпретации и интерпретационный конструктивизм // Научные и вненаучные формы мышления. М, 1996. С. 130-135; Ленк Г. К методологической интеграции наук с интерпретационистской точки зрения // Вопросы философии. 2004. № 3. с. 52-53.

249


Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях в противоположность правилу, которое может быть выполнено, а может, и нет. В рассматриваемых нами примерах речь идет о случаях тождественности, регулярности, соответствия норме, равным образом о нормированных или конвенциональных реакциях на определенные ситуативные признаки. На данной ступени правила и культурные формы интерпретации неотделимы от дифференцированных языковых форм, опосредованных языком и представленных в языке. Однако здесь «языковые формы» следует понимать еще весьма широко. В наших примерах речь идет о рисунках, изображениях любого вида, буквах и т.п. Происходит языково-конвенциональная обработка понятий.

Следующая форма интерпретации ребенка связана с
операциями включения и классификации, в которых в
«осознанном» порядке располагаются структуры, схемы, которые
уже смогли быть оформлены в языке, определенные элементы, к
примеру, уже конституированные, - идет ли речь об операциях
подведения под понятие, классификации, более подробного или
уточняющего описания, видовом образовании, опосредованном и
переданном в языке. Все виды целенаправленного,
систематизированного     и      понятийного     образования

репрезентирующего характера с применением языковых средств, представляют собой, таким образом, интерпретацию, связанную с операциями включения и классификации. Однако мы замечаем, что деление на признаки в детской классификации не всегда соответствует необходимым логическим требованиям.

Следующая форма интерпретации философствующего ребенка имплицитно содержит в себе обосновывающие и «теоретические» истолкования. Это подтверждающая интерпретация. Здесь речь идет не только о связи включения и соподчинения, но и об установлении аргументированных связей между тем, что подлежит классификации, упорядочению, постановке вопроса «почему?» и ответу на него, подлежит оправданию способов ответного реагирования, поведения. Таким образом, речь идет об аргументированной, гипотетической и определенным образом интеллектуально представленной связи сложившихся способов понимания, находящих определенные формы. Эти аргументирующие скрепы являются существенной характеристикой

250


подтверждающей интерпретации ребенка.

Последняя форма интерпретации философствующего ребенка - это «методологическая» метаинтерпретация. Мы видим, что ребенок созданные им самим интерпретационные конструкты заново делает предметом анализа на более высокой ступени интерпретации, а затем еще на более высокой ступени истолковывает и интерпретирует применение интерпретационного конструкта как уровень его объективной представленности в языке. По сути дела речь идет о выстраивании метатеории или метаязыка. Например, рассматриваемая нами «метатеория» Кристины может быть выражена следующей схемой: знак (буквы) - мир (система) -мир как знаковая система => «если бы не было букв (знаков), то не было бы и мира (как знаковой системы)», т.е. мир, являясь непознанным, не существовал бы для нас.

Развитый выше в общих чертах интерпретационный подход в характеристике наивного философствования, рассматриваемый главным образом в методологическом аспекте, можно с полным правом расширить до уровня трансцендентального подхода, так как все акты познания и понимания бытия неизбежно подлежат интерпретации, оформляются с ее помощью и, следовательно, «зависят» от нее. Согласно Г. Абелю, любая реальность является интерпретативно постигаемой и по необходимости конструируется способом, зависимым от интерпретации; концепция реальности и постижение реальности с необходимостью пропитаны интерпретацией.27 Согласно Г. Ленку, процесс интерпретации по существу состоит в выборе и активации возможных форм (схем), проверяемых с точки зрения того, согласуются ли они с фрагментами мысленных данных в памяти. Помимо этого, это процесс активного поиска информации и ее структурирования.28 Таким образом, человек есть «метаинтерпретирующее существо», способное подниматься на все более высокие уровни

интерпретации.29

27 См.: Abel G. Interpretationswelten. Gegenwartsphilosophie jenseits von Essentialismus und Relativismus. Frankfurt a/M, 1993.

28 См.: Ленк Г. К методологической интеграции наук с интерпретационистской точки

зрения...С. 51. 29 Там же. С. 53.

251














Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.