Отражающая и рефлексирующая абстракции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ж. Пиаже выделяет три вида «абстракции», лежащих в основе интерпретации: 1) «эмпирическую абстракцию» ту, которая распро­страняется на физические объекты, внешние по отношению к

1 Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М, 1994. С. 98. 2 Там же.

235


субъекту; 2) абстракцию логико-математическую, которую Пиаже называет «отражающей», поскольку она ведет начало от действий и операций субъекта. Она является «отражающей» в двойном смысле, поскольку в ее основе лежат два согласованных, но различных процесса: процесс проекции на более высокий уровень того, что было извлечено из низшего уровня, и процесс своеобразной «рефлексии» как перестройки на новом уровне. В этой перестройке вначале используются операции, достигнутые на предыдущем уровне, лишь в качестве инструментальных, но с целью (отчасти бессознательной) скоординировать их в некую новую общность. 3) Наконец Пиаже выделяет собственно «рефлексирующую абстракцию» или «рефлексивное мышление», чтобы обозначить тематизацию того, что оставалось операциональным или инструментальным для фазы (2). Фаза (3) представляет собой, таким образом, естественное завершение фазы (2), но предполагает, кроме того, явное сравнение на более высоком по отношению к «отражениям» уровне инструментальных операций и построений в процессе становления фазы (2). Таким образом, различается отражающая абстракция, участвующая в любом конструктивном построении при решении новых задач, и абстракция рефлексирующая, которая добавляет к первой некоторую систему эксплицитных соответствий между тематизированными указанным образом операциями.3

Именно отражающая и рефлексирующая абстракции являются, таким образом, источниками структурных новообразований и последующей интерпретации. «Отражение» на более высокий уровень элемента, извлеченного с низшего уровня (например, интериоризация некоторого действия в некое концептуализованное представление), означает постановку в соответствие данных эле­ментов, что само по себе уже является новым актом, который в свою очередь открывает дорогу другим возможным соответствиям, что уже является подлинным «открытием». Когда элемент, перенесенный на новый уровень, компонуется с элементами, которые прежде находились на этом уровне или которые еще будут сюда добавлены, то перед нами уже результат рефлексии, а не отражения (при этом рефлексия порождена этим последним): отсюда следуют новые комбинации, которые могут привести к созданию новых операций, осуществляемых «над» предыдущими.

3 См.: Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение... С. 102.

236


Абстракция и генерализация тесно связаны между собой и даже опираются друг на друга. Отсюда следует, что эмпирической абст­ракции соответствует идуктивная генерализация, развивающаяся от «некоторых» ко «всем» путем простого экстенсивного расширения, в то время как рефлексирующей абстракции соответствует конструктивная генерализация, и в частности, «дополнительная» или «комплетивная». Пример тому - переход от действия к пред­ставлению благодаря формированию семиотической функции. Суть сенсомоторной ассимиляции состоит в ассимиляции объектов схе­мами действия, в то время как суть репрезентативной ассимиляции заключается в ассимиляции объектов друг другу, что приводит к возникновению концептуальных схем. Между тем эта новая форма ассимиляции уже была потенциально заложена в сенсомоторной форме, поскольку эта последняя распространялась на многие, последовательно возникающие объекты. Но такое действие содержит в себе восстановление в памяти объектов, не наблюдаемых в данный момент, а это восстановление в памяти требует формирования специфического инструмента, которым и является семиотическая функция (отсроченная имитация, символическая игра, мысленный образ, который является интериоризованной имитацией, язык жестов, эмоций и т. п. в добавление к звуковому языку). Таким образом, существуют сенсорно-моторные означающие, которые являются признаками или сигналами, но они представляют собой лишь один какой-то аспект или часть обозначаемых объектов: семиотическая же функция появляется тогда, когда означающие отличаются от означаемых и могут соответствовать множеству этих последних. Таким образом, очевидно, что между концептуальной ассимиляцией объектов друг с другом и семиотизацией существует взаимозависимость, и оба эти процесса ведут свое происхождение от дополнительного, «комплетивного» обобщения сенсомоторной ассимиляции, которой соответствует отражающая абстракция элементов, непосредственно заимствуемых из нее.

По мнению Пиаже, на всех уровнях, начиная с гена, и все более важную роль по мере приближения к высшим уровням и к поведению играет саморегуляция. Саморегуляция, корни которой, очевидно, являются органическими, присуща жизненным и мыслительным процессам, и ее действие имеет, кроме того, то огромное преимущество, что может быть непосредственно проконтролировано:

4 См.: Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение... С. 103.

237


вот почему, по мнению Пиаже, именно в этом направлении, а не в простой наследственности, надлежит искать биологическое объяснение когнитивных построений, тем более что в процессах регуляций саморегуляция по самой своей природе является в высшей степени конструктивистской. Хотя верно, что саморегуляция частично является врожденной, но это скорее касается ее функционирования, а не ее структур.5




Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.