2) принцип активности, самостоятельности творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
Принцип открытости и закрытости;
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Принцип активности.
В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.
Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цвето-световой дизайн».
В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка.
В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.
3. Принцип стабильности - динамичности.
Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения.
В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1x1 м, из которых можно построить «дом»). Другой пример: днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы, из которых выкатывается нижний ряд кроваток. Однако во время сна детей, в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают «спальную зону» спокойно-белой. В собранном виде такая «спальная зона» создает дополнительное интересное пространство с приподнятой платформой, лесенками, расширяя общее игровое пространство групповой ячейки.
Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т. п.), и подвешенные трапеции-качели и т.-д. Все эти элементы комплекса рассчитаны также на взрослого, и могут преобразовываться разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т. д. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т. д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 384.