Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.).
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д.
Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.
Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.
В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.
В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.
Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной - торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.
В такой гостиной хорошо проводить праздники.
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.
Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.
Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.
7. Принцип открытости-закрытости.
Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах.
Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях -маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями -деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.
В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.
Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».
Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.
В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Этот принцип может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной, представляется целесообразным сделать закрывающейся душевую кабину.
Для обеспечения (полной или частичной) изоляции мальчиков и девочек в спальне целесообразно предусмотреть зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боковыми бортиками, а также стационарно установленными барьерами - перегородками высотой 75-80 см.
Техническое решение ограждения, а также бортиков у кроваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
Прием детей в группу и утренний отрезок времени
1. Где проводится прием — в помещении, на участке?
2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
3. Как подготовлена группа? Достаточное ли количество игрушек предоставлено в распоряжение детей, где они находятся? Может ли ребенок свободно достать игрушки?
4. Как воспитатель распределяет внимание между групповой комнатой и раздевальной комнатой?
5. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей в групповой комнате?
6. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?
7. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?
Утренняя гимнастика
1. Сколько времени заняла подготовка воспитателя и детей к гимнастике?
2. Время проведения утренней гимнастики, ее продолжительность?
3. Какие гигиенические условия были созданы для проведения утренней гимнастики (одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя)?
4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе?
5. Сколько взято упражнений, количество их повторений?
6. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?
7. Правильно ли воспитатель объяснял и показывал упражнения детям?
8. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспитатель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
9. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
10.Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?
11.Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики?
12.Как закончилась гимнастика? Следил ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делал?
Умывание
1. Как организует воспитатель переход детей от других видов деятельности к умыванию?
2. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?
3. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?
4. Состояние культурно-гигиенических навыков детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
5. Какие приемы использует педагог для воспитания культурно-гигиенических навыков?
6. Как распределяет внимание воспитатель между умывальной и групповой комнатой?
7. Какое участие в умывании принимает младший воспитатель?
8. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?
Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)
1. Соответствует ли прием пищи режиму?
2. Как сервирован стол?
3. Какие навыки культуры еды есть у детей (как пользуются столовыми приборами, аккуратно ли едят, сохраняют ли правильную позу, как заканчивают еду)? Соответствуют ли они программным требованиям?
4. Какие приемы использует воспитатель для воспитания культуры еды?
5. Сколько длится завтрак, обед, полдник, ужин?
Сбор на прогулку
1. Как оборудована раздельная комната?
2. Какая работа проводится воспитателем по формированию навыков правильного одевания? Какие приемы использует воспитатель?
3. Какие навыки самообслуживания есть у детей, соответствуют ли они программным требованиям?
4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде?
5. Какое участие в одевании детей принимает младший воспитатель?
6. Как выходят (заходят) дети на прогулку (подгруппами или все вместе)? С кем?
Организация сна
1. Как организован переход от работы ко сну?
2. Как осуществляется гигиеническая подготовка спальни ко сну?
3. Существует ли определенный порядок укладывания детей?
4. Какие навыки самообслуживания есть у детей, как дети учатся аккуратно складывать вещи?
5. Как распределяются обязанности между воспитателем и младшим воспитателем во время укладывания спать?
6. Знают ли дети свои кровати?
7. Каково эмоциональное отношение детей к дневному сну?
8. Какова продолжительность засыпания и сна детей? Соответствует ли длительность сна режиму?
Организация подъема детей
1. Какие принципы использует воспитатель, осуществляя подъем?
2. Как организованы подъем, одевание, умывание детей?
3. Какое настроение детей после сна?
Организация вечернего отрезка времени
1. Чем дети заняты вечером? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?
2. Как воспитатель организует игровую деятельность детей?
3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
4. Как воспитатель провожает детей домой? О чем разговаривает с родителями? Как прощается с детьми?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОГУЛКИ
Сбор на прогулку
1. Как воспитатель организует сбор на прогулку?
2. Какую воспитательную работу проводит педагог во время одевания?
3. Какова роль младшего воспитателя при подготовке к прогулке?
Анализ плана прогулки
1. Из каких частей состоит прогулка?
2. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, упражнения по развитию движений, подвижная игра, труд, самостоятельные игры детей)?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.