Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жизненное пространство в детском саду должно быть та­ким, чтобы оно давало возможность построения непересека­ющихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструирова­нием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, ма­тематическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявле­ния свободной активности детей, с другой стороны - ограни­ченность помещения детского сада. Преодолению этого про­тиворечия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональ­ные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкуль­турные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабине­ты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таин­ственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фанта­стичными» и т.д.

Трансформация помещений может быть обеспечена лег­кими раздвижными перегородками. Определенные возмож­ности в этом плане представляют шкафные перегородки, ког­да с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия.

Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.

В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.

В составе этой или других зон групповой комнаты (на­пример, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно пре­дусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домаш­них растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с рас­тениями.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «го­стиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной - торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоми­нает административный кабинет. Взрослому здесь так же хо­рошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам уча­ствует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники.

Проект среды учитывает создание условий для формиро­вания и развития полноценного образа Я. Этому способству­ет наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.

Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вя­лая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимули­рует активность детей.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искус­ства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не гро­моздкие репродукции классических произведений живопи­си, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрос­лых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.

Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комна­ту перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные крас­ки» с оптическим смешением цветового освещения при сме­не фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.

7. Принцип открытости-закрытости.

Этот принцип может быть представлен в нескольких ас­пектах.

Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенден­ция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях -маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями -деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриу­мов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмот­реть проживание с детьми домашних животных - кошек, со­бак, за которыми дети ухаживают.

Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Эле­менты культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общече­ловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, орга­низация среды детских учреждений основывается и на спе­цифических региональных особенностях культуры, декора­тивно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».

Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется та­ким образом, чтобы способствовать формированию и разви­тию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проек­ты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, от­ражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фото­графиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

8. Принцип учета половых и возрастных различий де­тей.

Этот принцип может быть осуществлен в следующем ре­шении: в групповой комнате дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной, представляется целесо­образным сделать закрывающейся душевую кабину.

Для обеспечения (полной или частичной) изоляции маль­чиков и девочек в спальне целесообразно предусмотреть зо­нирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боко­выми бортиками, а также стационарно установленными ба­рьерами - перегородками высотой 75-80 см.

Техническое решение ограждения, а также бортиков у кро­ваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

Прием детей в группу и утренний отрезок времени

1. Где проводится прием — в помещении, на участке?

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

3. Как подготовлена группа? Достаточное ли количество игрушек предоставлено в распоряжение детей, где они находятся? Может ли ребенок свободно достать игрушки?

4. Как воспитатель распределяет внимание между групповой комнатой и раздевальной комнатой?

5. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей в групповой комнате?

6. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

7. Какими приемами воспитатель организует детей на ут­реннюю гимнастику?

Утренняя гимнастика

1. Сколько времени заняла подготовка воспитателя и детей к гимнастике?

2. Время проведения утренней гимнастики, ее продолжительность?

3. Какие гигиенические условия были созданы для проведения утренней гимнастики (одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя)?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрас­тной группе?

5. Сколько взято упражнений, количество их по­вторений?

6. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких пока­зывал упражнения?

7. Правильно ли воспитатель объяснял и показывал упражне­ния детям?

8. Каково качество выполнения детьми упражнений? За­мечал ли воспитатель неправильность выполнения упраж­нений, как он реагировал на это?

9. Какими приемами воспитатель добивался правильно­сти выполнения упражнений?

10.Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

11.Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики?

12.Как закончилась гимнастика? Следил ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражне­ния делал?

Умывание

1. Как организует воспитатель переход детей от других видов деятельности к умыванию?

2. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

3. Как происходит умывание детей? Дети заходят умы­ваться все вместе или поочередно?

4. Состояние культурно-гигиенических навыков детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

5. Какие приемы использует педагог для воспитания культурно-гигиенических навыков?

6. Как распределяет внимание воспитатель между умывальной и групповой комнатой?

7. Какое участие в умывании принимает младший воспитатель?

8. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

Прием пищи (завтрак, обед,  полдник, ужин)

1. Соответствует ли прием пищи режиму?

2. Как сервирован стол?

3. Какие навыки культуры еды есть у детей (как пользуются столовыми приборами, аккуратно ли едят, сохраняют ли правильную позу, как заканчивают еду)? Соответствуют ли они программным требованиям?

4. Какие приемы использует воспитатель для воспитания культуры еды?

5. Сколько длится завтрак, обед, полдник, ужин?

Сбор на прогулку

1. Как оборудована раздельная комната?

2. Какая работа проводится воспитателем по формированию навыков правильного одевания? Какие приемы использует воспитатель?

3. Какие навыки самообслуживания есть у детей, соответствуют ли они программным требованиям?

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, береж­ное отношение к одежде?

5. Какое участие в одевании детей принимает младший воспитатель?

6. Как выходят (заходят) дети на прогулку (подгруппами или все вместе)? С кем?

Организация сна

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как осуществляется гигиеническая подготовка спальни ко сну?

3. Существует ли определенный порядок укладывания детей?

4. Какие навыки самообслуживания есть у детей, как дети учатся аккуратно складывать вещи?

5. Как распределяются обязанности между воспитателем и младшим воспитателем во время укладывания спать?

6. Знают ли дети свои кровати?

7. Каково эмоциональное отношение детей к дневному сну?

8. Какова продолжительность засыпания и сна детей? Соответствует ли длительность сна режиму?

Организация подъема детей

1. Какие принципы использует воспитатель, осуществляя подъем?

2. Как организованы подъем, одевание, умывание детей?

3. Какое настроение детей после сна?

Организация вечернего отрезка времени

1. Чем дети заняты вечером? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

2. Как воспитатель организует игровую деятельность детей?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей?

4. Как воспитатель провожает детей домой? О чем разговаривает с родителями? Как прощается с детьми?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОГУЛКИ

Сбор на прогулку

1. Как вос­питатель организует сбор на прогулку?

2. Какую воспитатель­ную работу проводит педагог во время одевания?

3. Какова роль младшего воспитателя при под­готовке к прогулке?

Анализ плана прогулки

1. Из каких частей состоит про­гулка?

2. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, уп­ражнения по развитию движений, подвижная игра, труд, самостоятельные игры детей)?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.