Содержание практики
Учебная практика разбивается на четыре этапа:
№ этапа | Сроки этапа | Содержание этапа |
1 этап Подготовительный | за 2 – 4 недели до начала практики | Прохождение студентами медицинского осмотра и получение медицинского допуска к работе в дошкольном учреждении Проведение установочной конференции. Руководитель от университета знакомит с распоряжением о распределении студентов по базам практики, предоставляет информацию о целях, задачах и содержании практики, инструкциях по их выполнению и формах отчетности, сообщает студентам ФИО руководителя практики от кафедры, его контактные телефоны, точный адрес места прохождения практики. |
2 этап Пассивно-активный | С 1 по 6 день практики | Студенты знакомятся с дошкольным учреждением, наблюдают за работой воспитателя в группах раннего возраста, изучают специфику его деятельности и выполняют задания, предложенные в программе практики. |
3 этап Активный | С 6 по 24 день практики | Студенты самостоятельно планируют и организуют воспитательно-образовательную работу с детьми раннего возраста, проводят режимные моменты, прогулку, пробные занятия, индивидуальную работу и т.д. Проводится педагогическое совещание на базе практики, где подводятся ее итоги. Оформляется итоговая документация о прохождении практики: дневник, отчет о выполнении практики. |
4 этап Заключи тельный | 3 дня после проведения практики | Сдача документации по практике на кафедру. Проведение итоговой конференции по практике. |
В пассивно-активном периоде практики студенты в течение пяти выходов в дошкольную организацию выполняют различные задания, ведут Дневник практики, в котором анализируют работу воспитателей и фиксируют выполнение собственных заданий. Основное содержание работы студентов составляет выполнение заданий практики, однако при проведении режимных процессов и прогулки студенты должны активно включаться в деятельность и помогать воспитателю.
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Темы индивидуальных заданий для пассивно-активного этапа практики
В группах раннего возраста
Задание 1. Дошкольная организация – первое звено в системе образования
1.1. Знакомство с условиями работы дошкольного учреждения. Задачи работы ДОО и общее содержание работы.
Знакомство с условиями работы дошкольного учреждения предполагает беседу с заведующей ДОО и экскурсию по детскому саду.
Во время беседы с заведующей или заместителем заведующей по воспитательно-образовательной работе соберите информацию об условиях работы ДОО. Узнайте о принципах функционирования ДОО, принципах планирования воспитательно-образовательной работы, об особенностях организации административно-хозяйственной работы, об обеспеченности ДОУ педагогическими кадрами, контингенте и возрастном составе детей, обеспеченности оборудованием и игрушками, о программе, по которой работает данное дошкольное учреждение.
Во время экскурсии по дошкольному учреждению обратите внимание на создание развивающей среды:
Анализируя предметно-развивающую среду, сделайте сделать вывод о том, насколько учитываются интересы ребенка и сохранение его психологического здоровья, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды (см. Приложение 1).
Таблица 1.2 - Распределение обязанностей персонала в группе (первая половина дня)
Время | Режимный процесс | Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя | Деятельность детей |
Проанализируйте, в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя. Сделайте вывод о рациональности наблюдаемого распределения обязанностей.
1.3. Наблюдение и анализ образовательной деятельности с детьми.
Понаблюдайте за проведением образовательной деятельности с детьми, проанализируйте качество ее организации в дневнике практики по вопросам, данным в Приложении 4.
Задание 2. Физическое воспитание детей раннего возраста
2.1. Анализ режима дня в группе в первую половину дня.
Пронаблюдайте за организацией и проведением режимных процессов в группе. Сравните фактическое выполнение режима с режимом, рекомендуемым программой (указать программу, с режимом которой сравнивается фактически выполняемый режим). Данные наблюдения занесите в таблицу.
Таблица 2.1 - Режим дня в группе в первую половину дня
Режим дня, рекомендуемый программой | Режим дня, фактически выполняемый |
Оцените соответствие режима дня возрастным и индивидуальным особенностям детей группы. Обратите внимание, были ли нарушения в организации режима и чем они были вызваны. Сделайте вывод о педагогической целесообразности фактически выполняемого режима дня в данной группе, опираясь на схему анализа, данную в Приложении 2, отметьте отличия в построения режима в группах раннего возраста и в дошкольных группах.
Анализ утренней гимнастики.
Понаблюдайте за проведением утренней гимнастики, физкультурного занятия и проанализируйте качество их организации в дневнике практики по вопросам, данным в Приложении 2.
2.3. Наблюдение и анализ образовательной деятельности по физической культуре.
Понаблюдайте за проведением непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, проанализируйте качество ее организации в дневнике практики по вопросам, данным в Приложении 4. Отметьте отличия в организации детей в зависимости т возраста.
Анализ прогулки.
Проанализируйте место прогулки в режиме дня, ее длительность, наличие необходимых структурных компонентов. Оцените поведение детей на прогулке, количество и качество выносного материала, деятельность воспитателя. Отметьте, чем отличается методика проведения прогулки в разных возрастных группах. Сделайте вывод о качестве организации прогулки в дневнике практики, опираясь на схему анализа, данную в Приложении 3.
Задание 3. Организация режима в группах раннего возраста
во второй половине дня
3.1. Анализ режима группе во второй половине дня.
Пронаблюдайте за организацией и проведением режимных процессов в группе во второй половине дня. Сравните фактическое выполнение режима с режимом, рекомендуемым программой (указать программу, с режимом которой сравнивается фактически выполняемый режим). Данные наблюдения занесите в таблицу.
Таблица 3 - Режим дня в группе во вторую половину дня
Режим дня, рекомендуемый программой | Режим дня, фактически выполняемый |
Оцените соответствие режима дня возрастным и индивидуальным особенностям детей группы. Обратите внимание, были ли нарушения в организации режима и чем они были вызваны. Сделайте вывод о педагогической целесообразности фактически выполняемого режима дня в данной группе, опираясь на схему анализа, данную в Приложении 2, отметьте отличия в построения режима в группах раннего возраста и в дошкольных группах.
Таблица 3.2. - Р аспределение обязанностей персонала в группе (вторая половина дня)
Время | Режимный процесс | Деятельность воспитателя | Деятельность помощника воспитателя | Деятельность детей |
Проанализируйте, в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя. Сделайте вывод о рациональности наблюдаемого распределения обязанностей.
Задание 4. Самостоятельная деятельность детей в группах раннего возраста
(вторая половина дня)
Самостоятельное проведение всех режимных моментов во вторую половину дня.
Самостоятельно организуйте подъем детей, проведите закаливающие процедуры, кормление, сбор на прогулку, прогулку.
Задание 5. Самостоятельная организация режимных процессов
В группах раннего возраста
Самостоятельное проведение режимных моментов.
Самостоятельно организуйте проведение всех режимных моментов в зависимости от смены работы (прием детей, умывание, кормление, сбор на прогулку и т.д.).
Самостоятельное проведение утренней гимнастики.
Подберите комплекс утренней гимнастики, пособия (если упражнения выполняются с предметами), выучите последовательность упражнений. Заранее продумайте, какое сопровождение Вы будете использовать. Не забудьте включить дыхательные упражнения.
5.3. Самостоятельное проведение прогулки.
Составьте конспект прогулки, не забудьте включить все структурные компоненты, подберите художественное слово для организации наблюдения, выучите подвижную игру и, если необходимо, подберите к ней атрибуты.
4.4. Самостоятельное проведение дидактической игры по сенсорному воспитанию.
Составьте конспект дидактической игры по ознакомлению дошкольников с цветом, формой, величиной (на выбор), согласуйте его с воспитателем группы, подберите необходимые атрибуты, продумайте время организации игры и ее ход.
Активная практика
В течение активной практики студенты самостоятельно проводят все режимные моменты, в том числе утреннюю гимнастику и прогулку, непосредственно образовательную деятельность (три пробных занятия), игры, индивидуальную работу с детьми, выполняют задания практики и т.д. Содержание работы с детьми студенты отражают в Дневнике практики. Самостоятельно проведенная работа фиксируется на развернутых страницах Дневника практики в следующих графах:
Дата выполнения | Содержание работы | Анализ и оценка деятельности студента |
Задание 2. Работа с родителями.
Познакомитесь с различными формами работы с родителями, принятыми в ДОУ. Проведите беседу с родителями выбранных Вами детей с целью более глубокого изучения особенностей развития. Выясните, по какому режиму живут дети дома, соответствует ли домашний режим режиму детского сада, наличие дневного сна в выходные дни, аппетит, положительные и отрицательные привычки, личностные особенности, игровые интересы и т.д. При подборе вопросов руководствуйтесь индивидуальными особенностями детей.
Подготовьтесь и проведите с родителями этих детей индивидуальную консультацию по результатам диагностики, дайте педагогические рекомендации по развитию каждого ребенка.
Примите участие в оформлении родительского уголка в группе и, по возможности, в подготовке и проведении родительского собрания, проводимого воспитателями группы.
Задание 3. Диагностика нервно-психического развития двух детей и составление характеристик на детей.
Внимательно изучите главу «Контроль за развитием детей раннего возраста» в книге К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М.: Просвещение, 1986. С.113-142, подготовьте карту нервно-психического развития для выбранных Вами детей (см. образец карты на с.120-121 в пособии или в Приложении 6), подберите или самостоятельно изготовьте материал для диагностики, проведите диагностику и занесите данные в карту нервно-психического развития.
Опираясь на собственные наблюдения за детьми, данные диагностики нервно-психического развития, данные бесед с воспитателями, медсестрой, родителями, составьте характеристику двух детей. При написании характеристик детей следует опираться на памятку - вопросник (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. С. 114-115.)
Задание 4. Изготовление дидактического пособия для работы с детьми.
Исходя из рекомендаций воспитателей групп и собственных возможностей, сделайте своими руками дидактические или развивающие игры (по развитию речи, природоведческого содержания и т.п.), или любое другое пособие: мягкую игрушку, маски, одежду для уголка ряжений, бусы для нанизывания и т.п.
Задание 5. Самостоятельное проведение развлечения с детьми.
Обсудите тему предстоящего развлечения с воспитателем группы. Подготовьте конспект и самостоятельно проведите с детьми развлечение, постарайтесь обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.
1.
ОС-2. Конспекты воспитательно-образовательных мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста
Критерии оценки конспектов воспитательно-образовательных мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста
1. Наличие программного содержания.
2. Соответствие содержания возрастным возможностям детей.
3. Качество оформления конспекта, соответствие оформления дневника предъявляемым требованиям (См. Приложение)
4. Детализированность описания детской деятельности
5. Наличие всех конспектов:
· Конспект дидактической игры для детей дошкольного возраста.
· Конспект сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста.
· Конспект игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.
· Конспект открытой прогулки для детей раннего возраста.
· Конспект игры по развитию навыков общения для детей раннего возраста.
· Комплекс утренней гимнастики для детей раннего возраста.
· Конспект сюжетно-отобразительной (сюжетно-ролевой) игры для детей раннего возраста.
· Конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста (три конспекта).
· Конспект развлечения в группе раннего возраста.
ОС-3. Характеристики и карты нервно-психического развития на одного ребенка.
Критерии оценки
ОС-4. Отчет о практике.
Критерии оценки пособия
2. Аккуратность.
3. Творческий подход.
Вся отчетная документация складывается в папку и сдается на кафедру дошкольной педагогики в первые три дня после выхода с практики. Руководитель практики проверяет документацию, и на основании собственных наблюдений за работой студентов, отзывов воспитателей и проверки документации выставляет зачет.
Итоги практики также подводятся на итоговой конференции в университете в установленный кафедрой день. Итоги аттестации студентов проставляются в экзаменационной ведомости и зачетной книжке студентов.
Обобщенные критерии оценивания работы студента по учебной практике
По результатам практики, трудоёмкость которой составляет 3 ЗЕ, итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 150 баллов.
Критерии оценивания знаний студентов по практике
№ п/п | Вид деятельности | Максимальное количество баллов за выполнение заданий | Максимальное количество баллов по дисциплине |
1. | Выполнение заданий пассивно-активного периода практики в дошкольных группах Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 | 100 20 20 20 20 20 | 100 |
1. | Выполнение заданий пассивно-активного периода практики в группах раннего возраста (альтернативный вариант) Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 | 100 20 20 20 20 20 | 100 |
2. | Выполнение заданий активного периода практики Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 | 300 60 60 60 60 60 | 300 |
3. | Оформление документации | 50 | 50 |
.4 | Отношение к практике | 50 | 50 |
ИТОГО: | 6 зачетных единиц | 600 |
Семестр
Выполнение заданий пассивно-активного периода практики | Выполнение заданий активного периода практики | Оформление документации | Отношение к практике | Зачет с оценкой |
200 баллов max | 300 баллов max | 50 баллов max | 50 баллов max | 600 баллов max |
8. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики
Основная литература
Дополнительная литература
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Карта доступности студентов к электронным фондам
№ п/п | Наименование дисциплины | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
Учебная практика | http://www.edu.ru/ | Российское образование. Федеральный портал | Свободный доступ | |
http://www.firo.ru | Сайт Федерального института развития образования (ФИРО) | Свободный доступ | ||
http://www.mon.gov.ru | Сайт Министерства образования и науки РФ | Свободный доступ | ||
http://www.resobr.ru/sistema-edu/ | Электронная система «Образование» Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений | Свободный доступ | ||
http://vospitatel.com.ua/ | Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» | Свободный доступ | ||
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.ht | Сайт для работников дошкольного образования «Все для детского сада» | Свободный доступ | ||
http://doshvozrast.ru/ | Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду | Свободный доступ | ||
http://festival.1september.ru/ | «Фестиваль педагогических идей Открытый урок» | Свободный доступ | ||
http://dochkolenok.ru/ | Информационный портал Дошколенок.ру | Свободный доступ | ||
http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm | Образовательный портал «Методика» | Свободный доступ | ||
http://www.maam.ru/ | Международный образовательный портал | Свободный доступ | ||
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145 | Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование) | Свободный доступ |
Электронные версии журналов:
· Журнал «Обруч» – http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25
· Журнал «Дошкольное воспитание» http://www.dovosp.ru/
· Журнал «Детский сад: теория и практика» http://www.editionpress.ru/
· Журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/
· Журнал «Педагогический мир (Раздел «Дошкольное образование») http://pedmir.ru/docs.php?cid=1
Лицензионные программы
1. Архиватор 7-Zip, открытое программное обеспечение, бесплатная лицензия, пролонгировано.
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Образовательный процесс обеспечивается достаточным аудиторным фондом, оснащенным необходимым учебным оборудованием. Аудиторный фонд факультета педагогики и психологии, реализующего образовательный процесс, позволяет осуществлять обучение в две смены. В составе используемых помещений имеются 3 лекционные аудитории, одна из них с интерактивной доской, 12 аудиторий для практических и семинарских занятий, 1 специализированная лаборатория, 1 компьютерный класс, конференцзал, НДОУ «У-Знайки».
Для проведения лекционных занятий могут быть использованы лекционные аудитории; специализированные лекционные аудитории (оснащенные аудиовизуальными и мультимедийными средствами). Для проведения практических занятий, а также промежуточного и итогового тестирования используются малые аудитории, специализированные малые аудитории (кабинет музейного проектирования, технически оснащенные аудитории), компьютерные классы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Развивающая предметная среда — совокупность природных и социальных культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Среда, окружающая дошкольников в детских садах и детских домах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма. Новые подходы к построению развивающей среды были разработаны Петровским В.А., Клариной Л.М., Смывиной Л.А., Стрелковой Л.П. (Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.)
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности, взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверие к миру, формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка.
Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей дошкольника.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. В то же время ребенок должен иметь возможность реализовать склонность открывать для себя новое, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади.
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях следующие:
Принцип активности.
В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.
Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цвето-световой дизайн».
В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка.
В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.
3. Принцип стабильности - динамичности.
Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Очень важно дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения.
В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Для того чтобы помещение не превратилось в нагромождение абстрактных мобильных элементов, их количество и размещение должно быть рационально определено (например, кубические и треугольные пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы для переодевания площадью 1x1 м, из которых можно построить «дом»). Другой пример: днища откидных кроваток в собранном виде создают цветовой акцент с горизонтальной поверхностью и торцевой стенкой приподнятой платформы, из которых выкатывается нижний ряд кроваток. Однако во время сна детей, в разложенном виде кроватки-ящики за счет постельного белья делают «спальную зону» спокойно-белой. В собранном виде такая «спальная зона» создает дополнительное интересное пространство с приподнятой платформой, лесенками, расширяя общее игровое пространство групповой ячейки.
Можно менять «фоны» и изменить обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, условно называемой «мягкой», находится спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т. п.), и подвешенные трапеции-качели и т.-д. Все эти элементы комплекса рассчитаны также на взрослого, и могут преобразовываться разными способами. «Мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т. д. Полную безопасность и своеобразный строительный материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, параллелепипеды, столбики, арки, плоские маты и т. п. Они позволяют строить дома, квартиры, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
Прием детей в группу и утренний отрезок времени
1. Где проводится прием — в помещении, на участке?
2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
3. Как подготовлена группа? Достаточное ли количество игрушек предоставлено в распоряжение детей, где они находятся? Может ли ребенок свободно достать игрушки?
4. Как воспитатель распределяет внимание между групповой комнатой и раздевальной комнатой?
5. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей в групповой комнате?
6. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?
7. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?
Утренняя гимнастика
1. Сколько времени заняла подготовка воспитателя и детей к гимнастике?
2. Время проведения утренней гимнастики, ее продолжительность?
3. Какие гигиенические условия были созданы для проведения утренней гимнастики (одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя)?
4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе?
5. Сколько взято упражнений, количество их повторений?
6. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?
7. Правильно ли воспитатель объяснял и показывал упражнения детям?
8. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспитатель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
9. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
10.Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?
11.Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики?
12.Как закончилась гимнастика? Следил ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делал?
Умывание
1. Как организует воспитатель переход детей от других видов деятельности к умыванию?
2. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?
3. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?
4. Состояние культурно-гигиенических навыков детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
5. Какие приемы использует педагог для воспитания культурно-гигиенических навыков?
6. Как распределяет внимание воспитатель между умывальной и групповой комнатой?
7. Какое участие в умывании принимает младший воспитатель?
8. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, организованно и правильно?
Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)
1. Соответствует ли прием пищи режиму?
2. Как сервирован стол?
3. Какие навыки культуры еды есть у детей (как пользуются столовыми приборами, аккуратно ли едят, сохраняют ли правильную позу, как заканчивают еду)? Соответствуют ли они программным требованиям?
4. Какие приемы использует воспитатель для воспитания культуры еды?
5. Сколько длится завтрак, обед, полдник, ужин?
Сбор на прогулку
1. Как оборудована раздельная комната?
2. Какая работа проводится воспитателем по формированию навыков правильного одевания? Какие приемы использует воспитатель?
3. Какие навыки самообслуживания есть у детей, соответствуют ли они программным требованиям?
4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, бережное отношение к одежде?
5. Какое участие в одевании детей принимает младший воспитатель?
6. Как выходят (заходят) дети на прогулку (подгруппами или все вместе)? С кем?
Организация сна
1. Как организован переход от работы ко сну?
2. Как осуществляется гигиеническая подготовка спальни ко сну?
3. Существует ли определенный порядок укладывания детей?
4. Какие навыки самообслуживания есть у детей, как дети учатся аккуратно складывать вещи?
5. Как распределяются обязанности между воспитателем и младшим воспитателем во время укладывания спать?
6. Знают ли дети свои кровати?
7. Каково эмоциональное отношение детей к дневному сну?
8. Какова продолжительность засыпания и сна детей? Соответствует ли длительность сна режиму?
Организация подъема детей
1. Какие принципы использует воспитатель, осуществляя подъем?
2. Как организованы подъем, одевание, умывание детей?
3. Какое настроение детей после сна?
Организация вечернего отрезка времени
1. Чем дети заняты вечером? Предлагает ли воспитатель какие-либо виды деятельности детям, или дети предоставлены сами себе?
2. Как воспитатель организует игровую деятельность детей?
3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
4. Как воспитатель провожает детей домой? О чем разговаривает с родителями? Как прощается с детьми?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОГУЛКИ
Сбор на прогулку
1. Как воспитатель организует сбор на прогулку?
2. Какую воспитательную работу проводит педагог во время одевания?
3. Какова роль младшего воспитателя при подготовке к прогулке?
Анализ плана прогулки
1. Из каких частей состоит прогулка?
2. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, упражнения по развитию движений, подвижная игра, труд, самостоятельные игры детей)?
Подвижная игра
1. Соответствует ли игра возрасту детей и сезону?
2. Знакома ли игра детям или дается впервые?
3. Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напомнила правила при знакомой игре), знают ли их дети, следила ли воспитатель за четким выполнением правил?
4. Какое основное движение развивал воспитатель в этой игре?
5. Как был выбран ведущий и справился ли он с порученной ролью?
6. Сколько раз повторялась игра?
7. Какова реакция детей при проведении игры?
8. Какие атрибуты использовались при проведении игры?
Труд
1. Какой вид труда использовала воспитатель?
2. Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей?
3. Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т.д.)?
4. Удовлетворены ли дети результатами своего труда?
Завершение прогулки
1. Как организован сбор игрового материала?
2. Чем воспитатель закончил прогулку?
3. Проведение раздевания и подготовка к обеду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для анализа образовательной деятельности дошкольников
По физической культуре
1. Сведения о воспитателе (образование, стаж работы, физическая подготовленность).
2. Сведения о группе, в которой проводится занятие (количество детей, их возраст, состояние физического здоровья и подготовленности).
3. Условия проведения занятия (физкультурный зал, площадка).
4. Подготовленность воспитателя к непосредственно образовательной деятельности (наличие плана-конспекта, правильность его разработки, подготовка места, физкультурного инвентаря).
5. Одежда и обувь воспитателя и детей.
6. Организация непосредственно образовательной деятельности (своевременное начало, конец деятельности, распределение времени на отдельные части, способы организации детей и приемы их размещения, раздача и сбор физкультурного инвентаря).
7. Эффективность решения задач физического воспитания (соответствие приемов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных задач, осуществление воспитательных задач, приемы воспитания психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания) и положительных эмоций).
8. Поведение и самочувствие детей (дисциплинированность, взаимоотношения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений). Отмечались ли признаки утомления, характеризующие самочувствие, настроение детей?
9. Уровень методической подготовленности воспитателя и его педагогическое мастерство (качество показа физических упражнений, правильность объяснений, указаний, подачи команд, умение видеть всех детей группы и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений; владение голосом, культурой речи, соблюдение педагогического такта, тон в обращении с детьми, характер ведения занятия, настроение воспитателя).
10. Общая оценка занятия.
11. Предложения по исправлению недочетов и совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности.
Вопросы для анализа изобразительной образовательной деятельности дошкольников
1. Сведения о воспитателе (образование, стаж работы).
2. Сведения о группе, в которой проводится занятие (количество детей, их возраст)
3. Подготовленность воспитателя к непосредственно образовательной деятельности (наличие плана-конспекта, правильность его разработки, подготовка материала).
4. Вид изобразительной деятельности.
5. Тема непосредственно образовательной деятельности.
6. Организация непосредственно образовательной деятельности (приемы переключения детей от игры к занятию, подготовка и раздача материала дежурными, изобразительные материалы, их качество, эстетический вид, наличие оборудования индивидуального и коллективного пользования, его эстетический вид, удобство в применении).
7. Оценка программного содержания непосредственно образовательной деятельности (отвечает ли требованиям программы, воспитательное и образовательное значение, сочетание нового и знакомого детям, связь работой по развитию речи и ознакомлению с окружающим, природой, познавательная и эмоционально-творческая нагрузка)
8. Оценка использования наглядного материала (натура, образец, игрушка, картинка) с точки зрения дидактических и эстетических требований.
9. Начало непосредственно образовательной деятельности (объяснение воспитателя, привлечение в процессе объяснения наглядного материала, приемы активизации мышления, внимания, памяти, побуждающие к самостоятельным мыслительным операциям, приемы эмоционального воздействия на детей, на их чувства и воображение; поведение детей во время объяснения, их отношение к содержанию учебной и творческой деятельности (были ли дети, не слушающие воспитателя, разговаривающие друг с другом), эмоциональные проявления).
10. Ход непосредственно образовательной деятельности (обучающая роль воспитателя, характер помощи, оказываемой детям, своевременность указаний, распределение внимания воспитателя, темп работы детей, побуждение воспитателя к действиям контроля и самооценки; владение детьми навыками изобразительной деятельности, проявление инициативы, творчества, передача формы предмета, решение композиционных задач, использование цвета (условно или реалистически)).
11. Форма подведения итога непосредственно образовательной деятельности, ее значение в развитии у детей навыков самооценки)
12. Общая продолжительность непосредственно образовательной деятельности, соответствие установленному времени, технический уровень детских работ.
Вопросы для анализа познавательной образовательной деятельности дошкольников
1. Сведения о воспитателе (образование, стаж работы).
2. Сведения о группе, в которой проводится занятие (количество детей, их возраст)
3. Подготовленность воспитателя к непосредственно образовательной деятельности (наличие плана-конспекта, правильность его разработки, подготовка материала).
4. Тема непосредственно образовательной деятельности.
5. Создание условий для проведения непосредственно образовательной деятельности
6. Организация непосредственно образовательной деятельности (приемы переключения детей от игры к занятию, подготовка и раздача материала дежурными)
7. Оценка программного содержания непосредственно образовательной деятельности (отвечает ли требованиям программы, воспитательное и образовательное значение, сочетание нового и знакомого детям, познавательная и эмоционально-творческая нагрузка).
8. Наличие наглядного материала (демонстрационного и раздаточного), его соответствие дидактическим и эстетическим требованиям.
9. Приемы обучения, используемые в процессе непосредственно образовательной деятельности (объяснения, показ, вопросы, указания, поощрения, обобщения, выводы, приемы активизации детей)
10. Ход непосредственно образовательной деятельности (обучающая роль воспитателя, характер помощи, оказываемой детям, своевременность указаний, распределение внимания воспитателя, темп работы детей, побуждение воспитателя к действиям контроля и самооценки; исправление воспитателем ошибок детей, выполнение практической деятельности)
11. Форма подведения итога непосредственно образовательной деятельности, ее значение в развитии у детей навыков самооценки)
12. Общая продолжительность непосредственно образовательной деятельности, соответствие установленному времени, оценка знаний детей по данному разделу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
Вопросы для анализа дидактической (развивающей) игры
1. Тема игры.
6. Форма подведения итога игры
7. Общая продолжительность игры, соответствие возрастным нормам.
8. Выводы и предложения по улучшению методики проведения игры.
Вопросы для анализа игры-занятия по сенсорному воспитанию
1. Тема игры.
8. Выводы и предложения по улучшению методики проведения игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИМЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ГОДА - 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
АКТИВНАЯ РЕЧЬ:
Говорят предложениями (более 3 слов).
МЕТОДИКА: Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: В своей речи хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов). Появляются вопросы: Где? Куда?
МЕТОДИКА: Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 минут.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Хотя бы раз задает вопрос: «Где?» или «Куда?»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
МАТЕРИАЛ: Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
МЕТОДИКА: Ситуация специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Правильно дает взрослому соответствующую фигуру. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
МАТЕРИАЛ: Цветное фото, в котором имеются 4 карточки, окрашенные в основные цвета и 4 карточки с изображениями разнообразных предметов таких же цветов (брать изображения знакомых предметов, которые на занятии не использовались).
МЕТОДИКА: Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвета чередуются). Затем спрашивают ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
ИГРА:
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3).
МАТЕРИАЛ: Пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
МЕТОДИКА. Ситуация специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены произвольно.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Даёт развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
МАТЕРИАЛ: Строительный материал разнообразной геометрической формы (10-14 шт.), по 2 штуки каждой формы.
МЕТОДИКА: Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что-либо построить.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Делает 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (например, стол, стул и т.д.)
НАВЫКИ:
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и навязывать шнурки.
МЕТОДИКА: Ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.
Ест аккуратно.
МЕТОДИКА: Ситуация естественная (во время кормления).
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
ДВИЖЕНИЯ:
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20 - 28 см.
МАТЕРИАЛ: Палка или веревка, поднятая на указанную высоту.
МЕТОДИКА: Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую над полом на 20 - 28 см.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
ГОДА б МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА
АКТИВНАЯ РЕЧЬ:
Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
МЕТОДИКА: Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточные предложения.
Появляются вопросы: Почему? Когда?
МЕТОДИКА: Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности (в течение 20-30 минут).
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Хотя бы раз употребляет вопрос: Почему? Когда?
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.
МАТЕРИАЛ: Геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
МЕТОДИКА: Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку - образец и предлагает сделать соответствующие рисунки, накладывая их на образец.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Правильно подбирает мозаику к рисунку, называет 4 основных цвета.
ИГРА:
Появляются элементы ролевой игры.
МАТЕРИАЛ: Разнообразные сюжетные игрушки.
МЕТОДИКА: Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 минут.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: Отражает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
МЕТОДИКА: Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА: На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполненным действием.
План характеристики ребенка
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Год, дата рождения.
3. Краткие анатомические данные: вес, рост при рождении, перенесенные заболевания.
4. Развитие ребенка до поступления в детское учреждение, развитие ребенка в период посещения детского сада, особенности физического развития (вес, рост, заболевания, сон, аппетит).
5. Нервно-психическое развитие: речь (активная и пассивная), деятельность, навыки, умения.
6. Особенности поведения: взаимоотношения с взрослыми (инициативные, ответные), взаимоотношения с детьми, предпочитаемый тип общения.
7. Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ
Оформление титульного листа отчетной документации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольного и начального общего образования ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ студента(ки) 1 курса группы________________ ______________________ (ФИО студента) ДОО №________________ Сроки практики_________ Групповой руководитель: _____________________ (ФИО руководителя, звание, должность) Ульяновск 2017 |
Оформление титульного листа Дневника практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольного и начального общего образования ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ студента (ки) 1 курса группы________________ ______________________ (ФИО студента) ДОО №________________ Ульяновск 2017 |
Образцы написания конспектов образовательных мероприятий
Конспект прогулки
Наблюдение.
Тема:
Цель:
Оборудование:
Ход наблюдения (в прямой речи):
2. Дидактическое задание.
Тема:
Цель:
Оборудование:
Руководство (в прямой речи):
Труд детей.
Вид труда:
Цель:
Оборудование:
Руководство (в прямой речи):
Индивидуальная работа
С кем:
Цель:
Руководство:
6.Самостоятельная деятельность детей.
Оборудование:
Руководство:
Конспект дидактической игры
Конспект развлечения
Схема отчета о практике
1. ФИО, номер и название дошкольной организации, в котором студент проходил практику.
2. Краткие сведения о группах, где проходила практика (количество детей, возраст, общее развитие и подготовленность детей, взаимоотношения детей, наличие в группе оборудования, игрушке, пособий, книг)
3. Выполнение плана практики (проанализировать выполнение заданий практики).
4. Трудности, причины неудавшихся режимных моментов, прогулок, образовательных мероприятий и т.п.
5. Первые успехи в работе. Как удавалась организация прогулок, игр?
6. В каких методах и приемах чувствуете себя сильнее, слабее? Почему?
7. Приобретен ли навык планирования, ведения документации?
8. Достаточно ли было теоретических знаний для работы с детьми?
9. Методическая помощь, оказанная дошкольному учреждению, группе.
10. Вывод о практике и пожелания, предложения в адрес университета, дошкольного учреждения, руководителей.
Этап формирования Компетенции
3. Место практики в структуре образовательной программы
Учебная практика: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Б.2.У.1) включена в вариативную часть Блока 2 Практики основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Дошкольное образование», заочной формы обучения.
Учебная практика: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности опирается на результаты обучения, сформированные при изучении дисциплин «Психология», «Педагогика», «История дошкольного образования», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена для профессиональной деятельности педагога», «Педагогика раннего возраста», «Теория и практика создания гигиенических условий в ДОО», «Русский язык и культура речи».
Результаты Учебной практики: Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются теоретической и методологической основой для
«Дошкольная педагогика», «Детская практическая психология», «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности», «Теория и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Психология дошкольного возраста», «Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Организация досуговой деятельности детей в ДОО», а также прохождения практик: педагогической практики, практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломной практики, научно-исследовательской работы, подготовки к защите ВКР и защите ВКР.
4. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
Учебная практика проводится в 4 семестре. Общая трудоёмкость составляет 6 ЗЕ или 216 часов, 4 недели, итоговая аттестация – зачет с оценкой
Номер семестра | Учебная практика | Форма итоговой аттестации, час | ||
Всего | Кол-во недель | |||
Трудоемкость | ||||
Зач. ед. | Часы | |||
4 | 6 | 216 | 4 недели | Зачет с оценкой |
Итого: | 6 | 216 | 4 недели | Зачет с оценкой |
Содержание практики
Учебная практика разбивается на четыре этапа:
№ этапа | Сроки этапа | Содержание этапа |
1 этап Подготовительный | за 2 – 4 недели до начала практики | Прохождение студентами медицинского осмотра и получение медицинского допуска к работе в дошкольном учреждении Проведение установочной конференции. Руководитель от университета знакомит с распоряжением о распределении студентов по базам практики, предоставляет информацию о целях, задачах и содержании практики, инструкциях по их выполнению и формах отчетности, сообщает студентам ФИО руководителя практики от кафедры, его контактные телефоны, точный адрес места прохождения практики. |
2 этап Пассивно-активный | С 1 по 6 день практики | Студенты знакомятся с дошкольным учреждением, наблюдают за работой воспитателя в группах раннего возраста, изучают специфику его деятельности и выполняют задания, предложенные в программе практики. |
3 этап Активный | С 6 по 24 день практики | Студенты самостоятельно планируют и организуют воспитательно-образовательную работу с детьми раннего возраста, проводят режимные моменты, прогулку, пробные занятия, индивидуальную работу и т.д. Проводится педагогическое совещание на базе практики, где подводятся ее итоги. Оформляется итоговая документация о прохождении практики: дневник, отчет о выполнении практики. |
4 этап Заключи тельный | 3 дня после проведения практики | Сдача документации по практике на кафедру. Проведение итоговой конференции по практике. |
В пассивно-активном периоде практики студенты в течение пяти выходов в дошкольную организацию выполняют различные задания, ведут Дневник практики, в котором анализируют работу воспитателей и фиксируют выполнение собственных заданий. Основное содержание работы студентов составляет выполнение заданий практики, однако при проведении режимных процессов и прогулки студенты должны активно включаться в деятельность и помогать воспитателю.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.