Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма.
Основными признаками занятия являются: обязательность для всех детей (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья); постоянный состав детей и их возрастная однородность; руководящая роль педагога, направленная на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; главенствующая роль в определении содержания других форм физического воспитания.
В физкультурном занятии различают две стороны; содержание и структуру. Содержание занятия составляют: физические упражнения, перечень которых представлен в программе физического воспитания детей; деятельность детей по выполнению доступных им видов физических упражнений; деятельность педагога, направленная на организацию выполнения детьми физических упражнений. Структура занятия — это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.Физкультурное занятие принято делить на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Задачи подготовительной части — организация детей, создание благоприятного эмоционального состояния, концентрация внимания на предстоящих физических упражнениях, а также постепенная функциональная подготовка организма к выполнению физической нагрузки в основной части. Содержание подготовительной части составляют упражнения, хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы.
В основной части занятия решаются задачи физического воспитания в целом: гармоничное развитие всех мышечных групп, формирование двигательных умений и навыков, приобретение физкультурных знаний, развитие физических способностей, закаливание организма ребенка.
Первыми в основной части выполняются ОРУ, затем следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Заканчивается основная часть подвижной игрой. В заключительной части занятия решаются задачи снижения возбуждения сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, восстановления пульса и дыхания ребенка, регулирования его эмоционального состояния. Это достигается с помощью дыхательных упражнений, различных вариантов ходьбы, малоподвижных игр. Занятие по ФК обычно проводится в первой половине дня. Время физкультурного занятия распределяется следующим образом: под часть — 3-5 мин, осн - 15—25, зак — 2—3 мин.
Физкультурное занятие в ДУ отличается многообразием форм проведения. Занятие учебно-тренировочного характера решает задачи общей физической подготовки детей. К ним относятся также занятия с использованием тренировочных устройств, тренажеров и спортивных снарядов. Сюжетное занятие строится по сюжету сказки, рассказа. Все двигательные действия объединены общим сюжетом, двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Игровое занятие состоит из серии подвижных игр, которые последовательно решают основные задачи занятия. В подготовительной части занятия планируется знакомая игра средней подвижности. Она готовит организм ребенка к предстоящей нагрузке. Затем следуют 2—3 игры (знакомые или малознакомые), которые обеспечивают большую физическую нагрузку и соответствуют основной части занятия. Последней проводится игра малой подвижности. С ее помощью достигается снижение нагрузки и решаются задачи заключительной части занятия. Тематическое занятие посвящено конкретному виду спортивных игр или спортивных упражнений (лыжная подготовка, плавание). Комплексное (интегрированное) занятие включает дополни-тельные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений (комплексное занятие может проводиться по типу учебно-тренировочного).
*** Физкультурное занятие — основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма.
Основными признаками занятия являются:
-обязательность для всех детей (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья); ----постоянный состав детей и их возрастная однородность; -------руководящая роль педагога, направленная на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; ---------главенствующая роль в определении содержания других форм физ. воспитания.в физ. зан.
Различают 2 стороны: содержание и структуру.
Содержание занятия составляют: физические упражнения; деятельность детей по выполнению доступных им видов физ. упр; деятельность педагога, направленная на организацию вып. детьми физ. упр-ий.
Структура занятия - взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.
Физ. занятие принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Время, отводимое на отдельные части занятия, и их конкретное содержание зависят от многих факторов: возрастных и половых особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упр., уровня подготовленности занимающихся.
Решая свои частные задачи, каждая из частей занятия служит эффективному достижению конечного результата занятия в целом:
Задачи 1части занятия — организация детей, создание благоприятного эмоционального состояния, концентрация внимания на предстоящих физических упр., а также постепенная функциональная подготовка организма к выполнению физ. нагрузки в основной части. Содержание 1 ч составляют упражнения , хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы.
Во 2 части занятия решаются задачи физвоспитания в целом: гармоничное развитие всех мышечных групп, формирование двигательных умений и навыков, приобретение физкультурных знаний, развитие физических способностей, содействие личностному росту ребенка (фор. самосознания, эмоционально-волевой, мотивационно- потребностной сфер личности), закаливание организма ребенка. Первыми в основной части выполняются о.р.у, затем следуют упр. в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Заканчивается 2часть п/и. Движения, которые дети выполняют в основной части занятия не должны повторяться в п/и.
В зависимости от того, какие задания выполняют дошкольники, используется фронтальный, групповой или индивидуальный способ организации:
Фронтальный способ организации характеризуется выполнением одного и того же задания одновременно всеми детьми. Он обеспечивает высокую активность каждого ребенка.
Групповой способ организации применяется при выполнении детьми различных заданий в небольших группах для углубленного разучивания и совершенствования навыков основных видов движений. Педагог большую часть времени находится с той группой детей, которая выполняет наиболее сложное или новое для них упражнение. Другая группа совершенствует навыки выполнения знакомого упр., поэтому работает самостоятельно и меньше контролируется педагогом. В зависимости от характера двигательных заданий движения в одной группе могут выполняться фронтально, в другой - поточно.
Индивилуальный способ организации предусматривает одновременное выполнение детьми персонального задания. Он используется тогда, когда ребенку нужна индивидуальная нагрузка или ему необходимо проявить смекалку, творческие способности и выполнить упражнение, придуманное им самим. Целесообразно смешанное использование в занятии различных способов организации детей.
В заключительной части занятия решаются задачи снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, восстановления пульса и дыхания ребенка, регулирования его эмоционального состояния. Это достигается с помощью дыхательных упр., различных вариантов ходьбы, малоподвижных игр. Эффективны в данной части занятия упр. на расслабление. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, конечности и позвоночник расслаблены, благодаря чему ребенок не затрачивает энергию для сохранения вертикального положения.
Упр. на расслабление целесообразно предлагать детям в такой последовательности:
Стоя на месте: потряхивание расслабленными кистями рук, всей рукой, обеими руками; поочередное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой; повороты вправо (влево) с закручиванием корпуса и расслабленных рук у туловища; семенящий бег на месте. После этого дети выполняют упр., сидя или лежа на полу. Состояние расслабленности возникает быстрее, если дошкольники сидят или лежат на теплой основе (коврик). Ребенок ложится на спину, руки разводит в стороны- вниз, ноги находятся в полусогнутом состоянии, колени разведены в стороны, стопы ног сближены, носки развернуты. В этом положении ему предлагают сильно напрячься: выпрямить ноги, оттянуть носки, сжать кисти рук в кулаки, подбородок прижать к груди и смотреть на носки ног. После 3—4 с напряженной позы ребенок принимает позу расслабления. Занятие по физической культуре обычно проводится в первой половине дня.
Время физкультурного занятия распределяется следующим образом:
-подготовительная часть — 3-5 мин,
-основная - 15—25,
-заключительная — 2—3 мин.
Физ. занятия в д/у отличается многообразием форм проведения: учебно-тренировочного характера (смешанного типа), сюжетные, игровые, тематические, комплексные.
учебно-тренировочное занятие - решает задачи общей физической подготовки детей. Его основу составляют разнообразные средства и методы работы, создающие условия для овладения детьми конкретными двигательными действиями (строевыми и о.р.у., основными видами движений, подвижными играми).
К учебно-тренировочным относятся также занятия с использованием тренировочных устройств, тренажеров и спортивных снарядов. Использование спортивных снарядов развивают силу, ловкость, выносливость.
Сюжетное занятие строится по сюжету сказки, рассказа. Его цель - раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В сюжетном занятии все двигательные действия объединены общим сюжетом, двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Дети дополняют, изменяют, преобразуют знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов.
Игровое занятие - состоит из серии п/и, которые последовательно решают основные задачи занятия. В подг. ч. занятия планируется знакомая игра средней подвижности. Затем следуют 2—3 игры (знакомые или малознакомые), которые обеспечивают большую физическую нагрузку и соответствуют основной части занятия. Последней проводится игра малой подвижности. С ее помощью достигается снижение нагрузки и решаются задачи закл. ч. занятия.
Тематическое занятие - посвящено конкретному виду спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.) или спортивных упражнений (лыжная подготовка, плавание, катание на велосипеде, роликовых, обычных коньках). Оно проводится по типу учебно-тренировочного занятия , но в структурные части тематического занятия вкл. подводящие и спец. упр, п/и, помогающие детям овладеть техническими элементами осваиваемых спортивных упр. и игр.
Комплексное (интегрированное) занятие-.включает дополнительные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений (комплексное занятие может проводиться по типу учебно-тренировочного).
Когда позволяют погодные условия, физкультурные занятия проводятся на воздухе (на спортивной площадке, в лесопарке, сквере). Такие занятия имеют свою специфику: в их содержание включаются упражнения интенсивного характера (бег, прыжки, метание, лазанье); активно используются при выполнении упражнений естественные условия (ходьба по бревну, поваленному дереву, прыжки с кочки на кочку, метание шишек вдаль и в цель, висы на низких ветках деревьев и др.). Место занятия на воздухе в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом занятие лучше проводить в начале первой прогулки, когда температура воздуха еще не достигла максимального значения. При высокой температуре воздуха воздействие физической нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы значительно возрастает. В холодный период года занятие проводится в конце первой прогулки. Это снижает риск простудных заболеваний, после значительной физической нагрузки дети не остаются на воздухе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 339.