Особенности проявления двигательных способностей у детей.  Контрольные упражнения, способствующие выявлению физических качеств (двигательных способностей) дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Выделяют два вида способностей: общие, обусловливающие успешность многих видов деятельности, и специальные, влияющие на успешность деятельности определенного вида. К специальным относят двигательные способности. Они проявляются в сфере движений и определяют уровень двигательных возможностей человека.

 Основу двигательных способностей составляют физические качества. К двигательным способностям относят быстроту (скоростные способности), скоростно-силовые способности, выносливость, ловкость, силу, гибкость.

Быстрота -способность выполнять двигательное дей­ствие в минимальный для данных условий промежуток времени. У дошкольников одним из компонентов скоростных ка­честв является максимальная скорость бега. Самые высокие ее показатели зарегистрированы в беге на дис­танцию 30 м. Наибольшие темпы прироста показателей скорост­ных возможностей отмечены у детей обоего пола в возрасте 4-6 лет. Скорость опред. по времени пробегания расстояния 10м. Выбирается прямая ровная дорожка длиной не менее

20м. До линии старта д.б. 4-5м. и столько же за линией финиша. Секундомером фиксируется время от старта до финиша. Не учитывается время бега до стартовой линии и время понижения скорости после финиша.

Скоростно-силовые способности - это способ­ности человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптималь­ной амплитуды движений.В дошкольном возрасте прирост количественных показате­лей скоростно-силовых способностей имеет волнообразный ха­рактер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет, ускорение темпа - от 4 до 5 лет, значительное ускорение в 6-7 лет. Скоростно-силовые  качества дошк. Могут быть измерены по расстоянию, на которое ребенок бросает обеими руками набивной мяч весом 1кг. Ребенок садится спиной к линии, начерченной на полу, так, чтобы спина находилась перпенд. линии. бросание мяча выполн. Вперед двумя руками из-за головы, из положения «спина прямая, ноги разведены в стороны». Упр. вып. 2 раза фиксируется лучший результат.

Выносливость- способность противостоять физиче­скому утомлению в процессе мышечной деятельности. Дошкольникам свойственна общая выносливость. Она из­меряется временем преодоления какой-либо достаточно длин­ной дистанции (до 500 м). Обнаружены довольно значитель­ные колебания в развитии выносливости у детей. Одна из при­чин, непосредственно влияющих на это, индивидуальные анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Наибольший темп прироста выносливости отмечается у маль­чиков и девочек между 3 и 4 годами, в 5-6 лет развитие этого качества несколько замедляется, а к 7 годам вновь возрастает. Для измер выносливости использ. бег на расстояние. Он проводится в удобном для ребенка темпе. Ребенок бежит до тех пор, пока не откажется сам бежать дальше. Фиксируется расстояние и время его преодоления.Дети 3-5лет бегут за воспитателем, а дети 6 лет- самостоятельно. Дается одна попытка.

Ловкость- сложное комплексное двигательное качест­во. Она определяется как способность человека быстро, рацио­нально осваивать новые двигательные действия. В дошкольном возрасте ловкость и координационные спо­собности нужно развивать с 5-7 лет. В этом возрасте дети про­являют наиболее высокие показатели точности движения и почти в 2 раза точнее, чем дети четырех лет, воспроизводят вре­менные параметры. При этом у девочек темпы прироста пока­зателей ловкости несколько выше, чем у мальчиков. Л. Определяется временем пробегания 10метр. Дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы, кегли) в кол-ве 8-10 Ребенок должен их обежать 1 слева, 2- справа. Дается несколько попыток. Записывается лучший результат.

Сила определяется как способность человека преодоле­вать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Средние по­казатели относительной силы составляют у мальчиков и дево­чек старшего дошкольного возраста 1,5-1,8, т.е. ребенок в со­стоянии поднимать груз, масса которого значительно превы­шает собственную. В настоящее время проведены измерения мышечной силы у детей начиная с двухлетнего возраста. Сила одной руки у маль­чиков двух лет равна 6,4 кг, у девочек - 6 кг. Становая сила со­ставляет 11 кг. К концу дошкольного возраста сила мышц кис­ти правой и левой руки у мальчиков равняется соответственно 14 и 13,2кг, у девочек - 11,6 и 11 кг. Становая сила у мальчиков - 52 кг, у девочек - 43 кг. Достоверное увеличение становой си­лы отмечается через двухгодовой интервал: в 4-6 и 5-7 лет. После пяти лет происходит некоторое снижение темпов при­роста силовых показателей. С. измеряется с помощью ручного механического динамометра. Взять в руку д. отвести руку в сторону и сильно сжать прибор. Каждый реб. имеет по 2 попытки каждой рукой, после отдыха - попытка повторяется по 1му разу.

Гибкость- способность выполнять движения с необхо­димой амплитудой, обусловленной эластичностью мышц и свя­зок. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью.

Гибкость определяется  по расстоянию наклона, стоя на гимнастической скамейке. Ребенок  наклоняется вперед, стремясь не согнуть колени, и тянется к полу, на котором закреплена линейка с делениями (отсчет делений сверху). Регистрируется то расстояние, до которого ребенок дотянулся пальцами.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 352.