Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.
***В дошкольном возрасте ловкость и координационные способности нужно развивать с 5—7 лет. Для развития ловкости и двигательной координации используется широкий круг упражнений с постоянным включением элементов новизны. Осваивая новые движения, дети пополняют свой двигательный опыт, развивают способность образовывать новые формы координации движений. Большое значение придается упражнениям на точность (попадание в неподвижную и движущуюся цель), равновесие (статическое и динамическое), упражнениям вариативного характера, в которых отношения ребенка с внешней средой постоянно меняются (например, выполнение упражнений из различных исходных положений), упражнениям с предметами, элементам акробатики.
Все эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания, поэтому в дошкольном учреждении их проводят непродолжительное время.
Для развития силовых способностей применяются упражнения, которые можно разделить на три большие группы:
1)упражнения с внешним сопротивлением, обусловливаемым массой бросаемых предметов (упражнения с отягощением);
2)упражнения с преодолением массы собственного тела;
3)упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.
Гибкость. Ее можно развить с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок.
47.Развитие самосознания и самооценки дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых.
Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, "картине мира" окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - "образ красивого тела"; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
***Самооценка ребенка выражает его представления о собственном развитии. Формируется самооценка на основании опыта, который ребенок приобретает благодаря функционированию своего тела, оценкам социального окружения, культурным нормам, стерео-типам, эталонам поведения. Сопоставляя результаты своих действий с результатами действий других, ребенок получает новые знания о себе. К пяти годам дети уже могут оценивать свои физические возможности, прогнозировать результаты своих действий. К шести годам они обладают дифференцированным аналитическим восприятием движений, что ускоряет процесс формирования двигательного навыка. Если самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается. Так, в младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок учится самостоятельно выполнять движения, рассказывать о том, как он будет это делать, создавать образ двигательного действия («зайчик прыгает», «птичка летает» и т.п.), адекватно воспринимать успех и неудачу.
В старшем дошкольном возрасте ребенок выступает инициатором двигательной деятельности, проявляет собственную позицию в ее построении, учится объяснять свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки, оценивать свои действия и физические возможности (особенности своей физической подготовленности). В дошкольном возрасте развитие самооценки тесно связано с развитием интеллекта ребенка, его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия), которые привлекают внимание дошкольника к его собственным способностям, являются обязательным условием возникновения «личного самосознания». Стимулирует к развитию самооценки учет индивидуальных различий физической подготовленности детей. Особого внимания требуют дошкольники с низким уровнем физической подготовленности, для которых характерны негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Важно повысить представление таких детей о собственной значимости. В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольников. При взаимопроверке, когда дети меняются ролями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, сравнить с деятельностью других, т.е. ситуация самоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 357.