Авторы: Н.С.Старжинская, О.Н.Анцыпирович, Д.Н. Дубинина, Е.А.Стреха, В.Н.Шебеко, Е.В.Горбатова.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, обучение умению выполнять физ.упр.(двигательные действия0 в условиях их творческого преобразования.
Концептуальные положения:
творчество - центральное психологическое новообразование дошкольного периода детства. Структурным компонентом являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Выражается в исследовательской-поисковой активности, проявляется в обнаружению нового в обычном; творчество ребенка называется «натуральным». В творчестве ребенок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно; формирование творчества осуществляется в условиях направленности на развитие воображения как главного компонента творчества.
Функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива; Развивая воображение ребенка, необходимо учитывать возрастные закономерности его выраженности; В дошк.возрасте воображение опирается на наглядность, личный опыт ребенка, умение создавать собственные планы-замыслы, применять полученные ранее знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств; содержанием любого процесса творческого выступает изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, в общении, в самоутверждении. Собственная активность дошкольника проявляется в экспериментировании, направленном на получении новых знаний, новых продуктов творчества.
Средства технологии:
- физ.упражнения .- двигательные действия, направленные на реализацию задач физвоспитания. В основе упр. Лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений. Н.А.Бернштейн доказал, что простое двигательное действ., даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. В разработке технологии применяются двигательные действия, основанные на использовании эйдетических (эйдетизм- образ, наружный вид) метод. Они являются инновационными в физвоспитании и направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлении двигат. деятельности. Они реализуются в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведении через некоторое время после выполнения физ. упр-ий.
- П/и реализуют свободу двигательных действий. Она вкл. активные действия, а движение предполагает практическое освоение реального мира, она обеспечивает непрерывное исследование и является естественной формой самовыражения ребенка.
- Двигательные инсценировки (игры драматизации) . Творчество реб. проявляется в правдивом изображении персонажа. Чем богаче его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения.
- Проблемные ситуации – особо состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий. В ходе решения проблемной ситуации дети конструируют новые «моторные поля». Основной способ творческого преобразования моторных эталонов - их проблематизация (действие, приводящее в «готовый» двигательн. Эталон элемент незавершенности, неопределенности).
- 0бучение на физ занятиях. Цель таких занятий - раскрыть у ребенка моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.
В структуре сюжетно - игрового занятия выделяют 3 части:
-вводная- формирует эмоционально-положительныое отношение и интерес ребенка к двигательной деятельности;
-основная- поб. к самостоятельному решению двигат. зад.;
-заключительная .- решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков само расслабления.
Особенности содержания и методики технологии. Под содержанием понимается спец. построение процесса обучения творчеству, учитывающее результаты исследований, определяющих закономерности развития творческого воображения ребенка. Оно ориентировано на ознакомление детей со способами выполнения движений, которые усваиваются ребенком вначале в готовом виде, а затем в проблемной форме - дети экспериментируют со способами выполнения движений.
К экспериментированию побуждают:
- двигательные инсценировки, дающие реб. возможность использовать известные способы вып. движ. в разных ситуациях; В проц. испол. двиг. инсценир. применяют приемы: выразительный показ движения; словесные пояснения; образный рассказ.
- проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий.
Критерии эффективности пед. технологии:
- увлеченность детей двигат. деятельностью , стремление действовать самостоятельно;
- способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ;
- готовность активно искать новые варианты двигат. действтй, сочетать, комбинировать известные движения;
- интуитивное видение главного, существенного для будущего преобразов. движения;
-способность отдавать предпочтение оригинальным двигат решениям.
49.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
Мотивация - это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения. Естественнонаучные основы формирования мотивов поведения заложены в теории функциональных систем П.К. Анохина. Согласно этой теории любой поведенческий акт (в том числе и двигательные действия) может выступать как система последовательных операций, диктуемых потребностями организма. Завершением цепи последовательных операций в поведенческом акте является получение полезного результата (удовлетворение потребности).
Методика формирования мотивационно-потребностной сферы дошкольника при организации физкультурной деятельности основана на эмоциональной регуляции двигательной деятельности ребенка. Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у реб. соответствующего эмоционального опыта. Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. В физическом воспитании игровой метод используется в виде игровых упражнений. Их выполнение полностью подчинено закономерностям техники данного двигательного действия. Такие упр. наряду с реальными действиями включают их имитацию, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Для мнимой ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком на себя роли взрослого. В роли заключен механизм мотивации двигательной активности. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, она оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его. Воплощению роли способствуют двигательные инсценировки, где персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он действует. Замысел в двигательных инсценировках возникает двумя путями: в большинстве случаев - спонтанно, с понимания-догадки; в других случаях - при сознательном анализе возможных путей его осуществления, когда для реализации замысла - создания игрового образа - ребенок демонстрирует его характерные черты (неуклюжесть, медлительность, быстроту, ловкость и т.п.). Разнохарактерность персонажей устраняет возможность подражания детей друг другу и побуждает каждого искать собственные движения.
Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость мышления, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: дети начинают действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми при этом заключается в умении вызвать у ребенка соответствующий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог языком жестов, мимики, поз.
Важным условием развития детской игры является наличие у воспитателя игровой позиции, под которой понимается сложное образование, включающее несколько тесно взаимосвязанных компонентов:
· Рефлексию - способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности;
· инфантилизацию - способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
· эмпатию - способность чувствовать игровые состояния других;
· креативность - способность находить нестандартные пути достижения цели.
Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнера, режиссера, соигрока) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие, поддерживает интерес дошкольников к движениям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.