Баскетбол. Техника игры без мяча состоит из следующих эле-ментов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты. Под техникой владения мячом понимается рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину. Ребенок учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Мяч не следует долго задерживать в руках, а надо быстро передать его партнеру. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных игроков. Игра состоит из двух таймов по 5 мин. За каждый заброшенный в корзину мяч команде начисляется одно очко.
Футбол. Из технических футбольных приемов дошкольников целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой, ведению мяча ногой. Удары по мячу ногой осуществляются внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема, носком. Остановка мяча ногой может осуществляться внутренней стороной стопы, подошвой. Ведение мяча выполняется внешней частью или серединой подъема.
Для того чтобы дети научились владеть мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвой ноги вперед, назад, в стороны; подбивать его подъемом ноги; подбрасывать руками; подцепив мяч носком ноги, подбрасывать его вверх; прокатывать ногой в определенном направлении; закатывать в ворота. Команда состоит из 8 игроков. Игра продолжается 30 мин (два тайма по 15 мин).
Бадминтон. Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана, подача).В бадминтон дети могут играть на небольших площадках. Когда они овладеют навыками отбивания и подачи волана, то организуется игра через сетку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет нужное количество очков.
Настольный теннис. Технические элементы игры: держание ракетки, отбивание мяча, простейшие подачи. Дети осваивают различные действия с ракеткой и мячом: подбрасывают мяч рукой и стараются поймать его на ракетку; поднимают и опускают ракетку с мячом, не допуская его падения на пол; удерживают мяч на ракетке, стоя на месте. Обучению удару способствуют следующие упражнения: перебрасывание мяча через низко натянутую сетку так, чтобы он ударился на другой половине стола; отбивание мяча после отскока от стены; отбивание мяча после отскока от поверхности стола. Суть игры заключается в том, чтобы послать мяч после отскока от стола через сетку в любую часть половины стола соперника с таким расчетом, чтобы тот не смог возвратить его либо допустил ошибку — направил мяч в сетку или за пределы стола.
***Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание.
Обучать детей ст. возр. Нач. на специализированном (тематическом) занятии, структура которого должна быть похожа на структуру традиционного физ. занятий . Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части. Например, если детей обучают элементам игры в баскетбол, то в подг. части . используются упр. с мячом, если это бадминтон - упр. с ракеткой и т.д. В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упр. для освоения элементов техники изучаемой игры. Обучение элементам спортивных игр проходит и на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Б а с к е т б о л. Из элементов игры в баскетбол с дошк. целесообразно изучить технику игры без мяча, а также технику владения мячом.
Техника игры без мяча состоит из следующих элементов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты.
Стойка баскетболиста — и. п., из которого быстро выполняется переход к движению. Наиболее рациональна следующая стойка баскетболиста: ноги расположены на ширине плеч параллельно друг другу, тяжесть тела равномерно распределяется на две ноги, туловище слегка направляется вперед, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Стойку баскетболиста дети учатся принимать, стоя в шеренге и в кругу.
Перемещение по площадке начинают с изучения отдельных движений: бега, прыжков, остановок, поворотов. После этого у детей формируют навыки сочетания изученных движений.
Остановки позволяют ребенку моментально прекратить движение. Они выполняются шагом или прыжком. Обучают остановкам в такой последовательности: остановка после ходьбы, остановка после бега в медленном темпе, неожиданная остановка.
Поворот — это технический прием, при котором ребенок переступает одной ногой вокруг другой (опорной) ноги. Опорная нога не отрывается от поверхности площадки. Различают два способа поворотов: вперед и назад. Они выполняются из стойки баскетболиста.
Под техникой владения м я ч о м понимается рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину. На первых этапах важно научить ребенка правильно держать мяч: на уровне груди, обеими руками, согнутыми в локтях, кисти рук лежат сзади-сбоку мяча, пальцы широко расставлены. Ребенок учится ловить мяч двумя руками, примерно на уровне груди. Он выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу мячу, захватывает его пальцами, гасит скорость полета, притягивает мяч к груди и принимает стойку баскетболиста. Мяч не следует долго задерживать в руках, а надо быстро передать его партнеру.
Дошкольников учат передавать мяч двумя руками и одной рукой от плеча. Передача мяча двумя руками осуществляется из стойки баскетболиста. Ребенок одновременно с небольшим круговым движением вперед-вниз и на себя выполняет легкий присед, после замаха быстро разгибает ноги, выпрямляет руки вперед и совершает бросок. Передача мяча одной рукой от плеча совершается следующим образом: мяч находится у плеча на кисти одной из рук, а другой рукой поддерживается. Выполняя замах, ребенок слегка поворачивается в сторону руки с мячом, сгибает ноги в коленях. После замаха ноги разгибаются, бросающая рука направляет мяч в нужную сторону, во время броска поддерживающая рука опускается.
Ведение мяча позволяет ребенку перемещаться по площадке. При ведении мяч ударом по нему пальцами посылается в пол, рука задерживается внизу до тех пор, пока мяч вернется к ней, и вместе с ним возвращается в исходное положение. Для обучения детей ведению мяча целесообразно использовать подготовительные упр: вести мяч на месте в стойке баскетболиста; вести мяч с продвижением вперед сначала медленным шагом, затем быстрым и бегом; многократно повторять толчки мяча в пол правой и левой руками, стоя на месте, с перемещением по площадке.
Броски мяча в корзину выполняют теми же способами, что и передачу (бросок мяча двумя руками от груди, бросок одной рукой от плеча). Расстояние до корзины постепенно увеличивается от 1 до 2,5 м.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных игроков. Игра состоит из двух таймов по 5 мин. За каждый заброшенный в корзину мяч команде начисляется одно очко. Игра начинается с розыгрыша начального броска: педагог подбрасывает мяч между игроками (капитанами команд). Дети подпрыгивают и пытаются коснуться его руками. В начале игры мяч находится у команды, капитан которой дотронулся до него первым.
Правила игры:
· игрок может сделать с мячом не более трех шагов, дальше должно выполняться ведение мяча;
· нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения;
· запрещается отнимать мяч у игрока, толкать его, держать за одежду.
Футбол. Дошкольники обучаются упрощенному варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнеру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры.
Из технических футбольных приемов дошкольников целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой, ведению мяча ногой.
Удары по мячу ногой осуществляются внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема, носком. Для удара внутренней стороной стопы опорная нога ставится сбоку на расстоянии от мяча 10— 15 см. Стопа ударной ноги находится строго под прямым углом к направлению полета мяча. Ударное движение начинается сгибанием бедра и поворотом наружу стопы ударной ноги. Удар серединой подъема наносится с прямого разбега. Бьющая нога сгибается в колене, затем резко выносится вперед; носок бьющей ноги оттягивается вниз. Удар внутренней частью подъема выполняется следующим образом: на опорную ногу переносится масса тела, бьющая нога сгибается в колене, стопа разворачивается наружу; носок оттягивается. Для того чтобы мяч летел низом, удар наносится в середину мяча. Удар носком ноги выполняется по неподвижному или катящемуся мячу. Ударная нога сгибается в колене и при ударе почти выпрямляется. Удар наносится носком в середину мяча.
Остановка мяча ногой может осуществляться внутренней стороной стопы, подошвой. При выполнении остановки внутренней стороной стопы тяжесть тела переносится на опорную ногу, останавливающая нога сгибается в колене. В момент остановки мяча она мягко отводится назад до уровня опорной ноги. Остановка подошвой производится следующим образом: останавливающая нога выносится вперед навстречу мячу, носок слегка приподнимается вверх. При соприкосновении с мячом нога подается немного назад.
Ведение мяча выполняется внешней частью или серединой подъема. Ведение внешней частью подъема производится несильными ударами в нижнюю часть мяча, чтобы придать ему вращательное движение. При ведении внутренней частью подъема стопа не напряжена, мяч подталкиванием направляется вперед.
Для того чтобы дети научились владеть мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвой ноги вперед, назад, в стороны; подбивать его подъемом ноги; подбрасывать руками; подцепив мяч носком ноги, подбрасывать его вверх; прокатывать ногой в определенном направлении; закатывать в ворота.
Игра в футбол проводится на спортивной площадке. Команда состоит из 8 игроков (если размеры площадки небольшие, то количество игроков в команде уменьшается). Игра продолжается 30 мин (два тайма по 15 мин). Начинает игру капитан одной из команд (назначается взрослым). Из центра поля он передает мяч игрокам своей команды. Игроки, передавая мяч друг другу, пытаются подвести его к воротам и забить гол. Команда-соперник старается помешать этому. Она стремится перехватить мяч и забросить его в чужие ворота.
Правила игры:
· все действия с мячом выполняются только ногами;
· касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой;
· трогать мяч руками разрешается только вратарю;
· запрещены подножки, силовые приемы.
37.Условия и методика обучения дошкольников спортивным упражнениям (плавание).
Обучение плаванию предусмотрено программой физического воспитания с младшей группы. Занятия проводятся в крытых малоразмерных бассейнах с небольшими группами детей (9—10 человек). Температура воды в бассейне поддерживается в пределах 27—29 °С, температура воздуха — 24—29 °С. Глубина воды — не более 80 см. В дошкольном возрасте не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавания. Важно, чтобы он освоил ее элементы, на основе которых будет совершенствоваться навык плавания.
В младшем дошкольном возрасте главная задача — приобщить ребенка к воде, научить без страха входить в нее, играть и плескаться. С этой целью детей приучают к простейшим передвижениям в воде: группой, держась за руки, по одному в разных направлениях. Ходьба, прыжки и бег в воде знакомят малышей с сопротивлением воды. Одновременно дети готовятся к погружению под воду: моют лицо, поливают голову водой, брызгают воду себе в лицо. Затем постепенно погружаются: до уровня подбородка, до уровня носа, глаз, потом с головой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Взрослый вместе с детьми все занятие находится в воде.
У детей пятого года жизни закрепляются навыки плавания, приобретенные в младшем дошкольном возрасте. Новые задачи обучения — выполнение выдоха в воду, скольжение (на груди и на спине), движения ногами. Обучение выдоху в воду осуществляется с помощью подводящих упражнений: сдуть с ладони ватные шарики, подуть на воздушный шарик, лежащий на воде. Внимание детей обращается на протяжный выдох. После этого они выполняют полный выдох в воду: располагают губы на поверхности воды и дуют на нее, как на горячий чай; погружаются в воду до уровня глаз и делают выдох. На одном занятии выполняется 3—4 различных выдоха. Обучение скольжению осуществляется следующим образом: дети вытягивают руки вперед, встают на носки, голову держат между рук. Оттолкнувшись двумя ногами от дна, они скользят по воде, опустив голову в воду. Скольжение выполняется на груди и на спине. Параллельно дети осваивают движения ногами: ложатся на воду, опираясь на прямые руки, и выпрямляют ноги. В этом положении плавно двигают ногами вверх-вниз. Затем это упражнение выполняется в продвижении на руках по дну. Дети приучаются также открывать глаза в воде. Этому способствуют игровые задания, например сбор игрушек, разбросанных по дну бассейна.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются навыки плавания, увеличивается сила отталкивания и длительность скольжения по поверхности воды. Во время скольжения дети учатся совершать выдох в воду, поворачивать голову для вдоха направо и налево, приспосабливать дыхание к движениям. Постепенно к скольжению и выдоху в воду подключаются движения ногами вверх-вниз, а затем движения руками. Ребенок попеременно вытягивает руки под водой вперед, а затем гребет ими по направлению к бедру. По мере овладения техникой плавания расстояние, проплываемое детьми, постепенно увеличивается. Полученные навыки плавательных движений закрепляются в подвижных играх.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 343.