Использование различных исходных положений для более эффективного воздействия ОРУ на организм ребёнка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения.

Применяются следующие исходные положения:                                                                                   **для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь); стойка ноги врозь (на ширине ступни, на ширине плеч); стойка ноги врозь, правая или левая впереди; стойка ноги скрестно (правая перед левой или наоборот); стойка ноги сомкнуты (носки и пятки вместе); стойка одна ступня продолжение другой;

**для рук - руки внизу; руки вперед; руки вверху; руки на пояс; руки к плечам; руки перед грудью; руки за спину; руки за голову; руки в стороны; руки назад.                             Упражнения могут выполняться из положения сидя, а также лежа на полу при различных положениях ног (согнутых, прямых).                                                                                     Положения сидя: ноги врозь (ноги вместе); углом; на пятках; согнув ноги; в группировке; согнув ноги скрестно.                                                                                                          Положения лежа: на спине; на животе; правым (левым) боком; кольцом (тело прогнуто, руки отведены вверх-назад с захватом согнутых ног). Различные исходные положения используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.    

*** Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упр.        От и. п. зависят дифференциация нагрузки на мышцы (ди­намическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упр, амплитуда дви­жения, комбинация двигательных действий.                                                                                                    В о.р.у для детей дошколь­ного возраста типичны следующие и.п:

1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, живо­те, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

2) для ног — основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

3) для рук (по отношению к туловищу) — руки вытяну­ты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).                    

Варьируя и. п, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упр. Различные и.п. используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.

При составлении комплекса о.р у. нужно руководствоваться следующими требованиями:                                                                                                                                 -Упр. должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;                                                                                                                 -Упр. должны воздействовать на все группы мышц;                                                               -Необходимо чередовать упр. для различных мы­шечных групп, иначе быстро наступает утомление местного ха­рактера;                                                                                                -Нагрузка должна постепенно возрастать;                                                                                            -В комплекс обязательно должны вкл. дыхательные упражнения, упр. для формирования осанки и стопы. Каждое правильно построенное упр. заканчивается и.п.

 

Требования, предъявляемые к комплексу ОРУ для младших, средних и старших  дошкольников.

При составлении комплекса ОРУ нужно руководствоваться следующими требованиями:

*упражнения должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;

*упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

*необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера;

*нагрузка должна постепенно возрастать;

*в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упражнения, упражнения для формирования осанки и стопы.

 Комплекс - подбор упр., обеспечивающих нагрузку на все основные  группы мышц.

Комплекс О.Р.У должен обеспечивать не только общую, но и спец. подготовку для успешного выполнения основных движений. Критериями правильного подбора является согласованность движений по анатомическому  признаку, их размещение по принципу сверху вниз (1 упр. всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных и.п.

Мл.гр.: Дети мл.гр. о. у. выполняют вместе с воспитателем . На 1 этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. В мл. гр. не исп. предварительный показ о.у.: малыши не умеют ждать.  Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие. Многие упр. имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Название обеспечивает психологическую готовность детей к действию.              Требовать от малышей четкого и. п. не следует. Но подготовить детей к выполнению  упр. хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации. Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции,       воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.                 Выполнение доминирующих в мл. гр. имитационно-образных упр. (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя  использования разных средств художественной выразительности — соответствующей интонации голоса, мимики, жестов.

Ср. гр.: Возросшие функциональные  возможности  и приобретенный двигательный опыт — хорошая основа для совершенствования обучения о. у. по всем названным параметрам детей ср. гр.                                                                                                            Чаще всего для выполнения О. У. дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые.                                                                                         Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упр. в и. п. сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию. В тех случаях, когда упр. сидя и лежа вып. при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель  должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди. Во время выполнения О. У. предметы надо держать так, как подсказывает действие.

Самым характерным усложнением о. у. в ср. гр. становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обучаемости детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе. При разучивании О. У. имеет место предварительный  показ в сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

-назвать упр. (это обеспечивает психол. готовность к действиям);

-показать упр, сопровождая показ объяснением;

-подготовить детей к выполнению , называя детали и. п например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";

-обеспечить одновременное начало выполнения , командой "Начи-най !";

- начинать упр. вместе с детьми, а после 2— 3 повторов , предоставить детям продолжать его самостоятельно;

-обеспечить одновременное окончание упр., для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении .Воспитатель следит за правильностью выполнения  упр. Очень важно уметь ритмично вести счет. На 1 этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от ха-ра двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.                                                                                                                               Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упр. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать.  Воспитатель должен  уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Ст.гр.: старшие  дошк. должны выполнять О. У. четко, выразительно, слаженно, ритмично. Задача воспитателя  - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость , изобретательность .                                                                                                               Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три.                      В таком варианте каждый ребенок  активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения  упр. в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.                                                      Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично. Схема действий воспитателя  такая же, как в ср гр. Но показ может быть частичным.                                                                           Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля. Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упр. детьми.                 Качество выполнения упражнения детьми  их  слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя  вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений. Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.

 

 27.Задачи  и  методика обучения детей  разных возрастных групп выполнению ОРУ.

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, форми­рованию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению дыхания. С помощью таких упражне­ний развиваются двигательные способности, нервно-мышеч­ный аппарат готовится к выполнению более сложных дви­жений.

В мл. возр. в процессе использования ОРУ необходимо учить детей:

· начинать и заканчивать упр. одновременно с дру­гими детьми;правильно выполнять упр. в общем виде;соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;знать и уметь принимать разные и. п. для вып. упр. (стоя, сидя, лежа на спине).

Для малышей подбираются простые упр, состоя­щие из 2 частей (присели — встали, подняли руки - опусти­ли), большинство упр. - для мышц рук, плечевого поя­са и туловища. Они выполняются из и. п. стоя, сидя или лежа на спине. Амплитуда движений ограниче­на. В связи с неустойчивостью ребенка повороты в сторону вы­полняются  из положения сидя.                           Упр. для рук и плечевого пояса могут иметь такое содержание:

-поднимать руки вперед, вверх, сгибать и разгибать руки;                                                               -скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны;                                                     -отводить руки за спину;                                                                                                                      -хлопать в ладоши перед собой, над го­ловой;                                                                     --размахивать руками вперед-назад, вверх-вниз;                                                                             -махать ру­ками над головой, перед собой                                                                                             

Для туловища предлагаются следующие упр:

-из по­ложения сидя — поворачиваться влево-вправо;                                                     ----наклоняться впе­ред; поднимать и опускать ноги;                                                                                      -из положения стоя на коленях — садиться на пятки и подниматься.

Большинство о.р.у. выполняется с мелкими предметами и игрушками  (разноцветными платоч­ками, флажками, кубиками, погремушками, палочками). Они требуют значительного мышечного напряжения, точнее выпол­няются малышами. Количество предметов должно соответство­вать числу детей. Предметы и игрушки предварительно раскла­дываются на стульях или гимн. скамейке, и дети по указанию воспитателя  самостоятельно берут их, а затем акку­ратно кладут на прежнее место. Малышам вполне доступны имитационные упр, которые используются как общеразвивающие («помашем руками, как птички машут крылья­ми», «попрыгаем, как зайчики»). Подражательные упр. заинтересовывают ребенка, помогают лучше справиться с зада­нием. Педагог показывает и объясняет упражнение детям, а за­тем 5—6 раз выполняет его вместе с малышами. Показ упр. дается зеркально. Объяснение должно быть целостным. По ходу выполнения упр .воспитатель  дает указания, которые развивают у детей чувство ритма и темпа, помогают одновременно всем детям начинать и заканчивать упр. Подсчет упр. в этой группе не дается.

В ср.гр.:

· правильно называть и выполнять о.р.у. , связанные с работой крупных групп мышц; принимать различные и. п. и добиваться их четкости; знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.);начинать и заканчивать упр. по сигналу, указанию воспитателя ; знать несколько простых упр. и уметь выполнять их самостоятельно.

·

Упр. состоят из 4 частей (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз). Возрастают требования к качеству вып. упр: дети д. уметь располагать стопы парал­лельно, стоять подтянуто, голову держать прямо, руки выпрям­лять вдоль туловища, при приседаниях следить, чтобы голова и туловище не наклонялись вперед.                                                                             И. п. стано­вятся разнообразнее: применяются положения сидя, лежа на спине, на животе. По-прежнему основное внимание уделяется упр. для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Уве­личивается  кол-во упр. с различными предметами (мячами, обручами, палками, ленточками). Выполнение  упр. становится более четким, поэтому вводится счет. Имитационные и образ­ные упражнения по-прежнему имеют место, однако они более сложные по структуре. Новое упр. воспитатель сначала называет, а затем объясняет и показывает, как правильно его выполнять. Показ должен быть технически грамотным, ритмичным. При этом важно обозначить словами направление отдельных частей тела. Необходимо контролировать у детей четкость и. п., напоминать, что упр надо начинать и заканчи­вать одновременно всем. Знакомое  упр. педагог пред­лагает выполнить только по его названию или показу началь­ной части, заканчивает упр. ребенок по собственному представлению. Можно предложить кому-либо из детей объяс­нить последовательность выполнения упр. Каждое упр. выполняется 8—10 раз.

В стар. гр. :

Необ­ходимо учить детей : четко принимать различные и. п; выполнять упр. с большой амплитудой движений; знать и правильно вып. технические элементы уп­р; выдерживать заданный ритм движения;

· уметь перестраивать упр. по образцу или словесно­му указанию педагога, вып. его в разных вариантах.

.При обучении о.р.у основное внимание обращается на воспитание у дошкольников осознан­ного их восприятия и выполнения. С этой целью детям предла­гается описать порядок выполнения упр, самостоя­тельно найти и исправить ошибки в технике, увидеть различия и сходство в выполнении упражнения двумя детьми.                                                   Боль­шинство упр выполняется только по объяснению вос­питателя и не сопровождается показом. Новое упр и в этой группе требует четкого показа и объяснения.                             Однако от­дельные части упр могут только называться, а не объ­ясняться.                            Четкости выполнения  способствует счет и темп музы­кального сопровождения. Используются команды («Пригото­виться, начинай!» и др.). Каждое упр. повторяется                 10— 12 раз.

 

 

 28.Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность ребёнка при выполнении общеразвивающих упражнений.

С целью повышения двигательной активности детей во время занятий, необходимо использовать следующие методы и приемы:

*использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц; требующих координации движений, ловкости и выносливости;

*соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;

*применение разных способов организации детей;

*рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;

*стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;

*активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;

*создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и                   нравственно- волевых проявлений ребенка;

*лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

*создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

*использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;

*вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.    

*** Методика обучения общеразвивающим упражнени­ям.                                                          Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей.                                                                                                                                    Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:

1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

 

Стимулируя детскую изобретательность, можно ис­пользовать показ упражнений детьми.

Качество выполнения упражнений детьми» их слажен­ность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные коммента­рии в ритм и темп упражнений.

Счет фиксирует действие и приучает детей к самокон­тролю.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 330.