Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения.
Применяются следующие исходные положения: **для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь); стойка ноги врозь (на ширине ступни, на ширине плеч); стойка ноги врозь, правая или левая впереди; стойка ноги скрестно (правая перед левой или наоборот); стойка ноги сомкнуты (носки и пятки вместе); стойка одна ступня продолжение другой;
**для рук - руки внизу; руки вперед; руки вверху; руки на пояс; руки к плечам; руки перед грудью; руки за спину; руки за голову; руки в стороны; руки назад. Упражнения могут выполняться из положения сидя, а также лежа на полу при различных положениях ног (согнутых, прямых). Положения сидя: ноги врозь (ноги вместе); углом; на пятках; согнув ноги; в группировке; согнув ноги скрестно. Положения лежа: на спине; на животе; правым (левым) боком; кольцом (тело прогнуто, руки отведены вверх-назад с захватом согнутых ног). Различные исходные положения используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.
*** Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упр. От и. п. зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упр, амплитуда движения, комбинация двигательных действий. В о.р.у для детей дошкольного возраста типичны следующие и.п:
1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);
2) для ног — основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);
3) для рук (по отношению к туловищу) — руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).
Варьируя и. п, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упр. Различные и.п. используются для более эффективного воздействия на организм ребенка.
При составлении комплекса о.р у. нужно руководствоваться следующими требованиями: -Упр. должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным; -Упр. должны воздействовать на все группы мышц; -Необходимо чередовать упр. для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера; -Нагрузка должна постепенно возрастать; -В комплекс обязательно должны вкл. дыхательные упражнения, упр. для формирования осанки и стопы. Каждое правильно построенное упр. заканчивается и.п.
Требования, предъявляемые к комплексу ОРУ для младших, средних и старших дошкольников.
При составлении комплекса ОРУ нужно руководствоваться следующими требованиями:
*упражнения должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным;
*упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
*необходимо чередовать упражнения для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера;
*нагрузка должна постепенно возрастать;
*в комплекс обязательно должны включаться дыхательные упражнения, упражнения для формирования осанки и стопы.
Комплекс - подбор упр., обеспечивающих нагрузку на все основные группы мышц.
Комплекс О.Р.У должен обеспечивать не только общую, но и спец. подготовку для успешного выполнения основных движений. Критериями правильного подбора является согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (1 упр. всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных и.п.
Мл.гр.: Дети мл.гр. о. у. выполняют вместе с воспитателем . На 1 этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. В мл. гр. не исп. предварительный показ о.у.: малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие. Многие упр. имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Название обеспечивает психологическую готовность детей к действию. Требовать от малышей четкого и. п. не следует. Но подготовить детей к выполнению упр. хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации. Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми. Выполнение доминирующих в мл. гр. имитационно-образных упр. (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования разных средств художественной выразительности — соответствующей интонации голоса, мимики, жестов.
Ср. гр.: Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт — хорошая основа для совершенствования обучения о. у. по всем названным параметрам детей ср. гр. Чаще всего для выполнения О. У. дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упр. в и. п. сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию. В тех случаях, когда упр. сидя и лежа вып. при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди. Во время выполнения О. У. предметы надо держать так, как подсказывает действие.
Самым характерным усложнением о. у. в ср. гр. становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обучаемости детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе. При разучивании О. У. имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.
Порядок действий воспитателя:
-назвать упр. (это обеспечивает психол. готовность к действиям);
-показать упр, сопровождая показ объяснением;
-подготовить детей к выполнению , называя детали и. п например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";
-обеспечить одновременное начало выполнения , командой "Начи-най !";
- начинать упр. вместе с детьми, а после 2— 3 повторов , предоставить детям продолжать его самостоятельно;
-обеспечить одновременное окончание упр., для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении .Воспитатель следит за правильностью выполнения упр. Очень важно уметь ритмично вести счет. На 1 этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от ха-ра двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе. Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упр. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.
Ст.гр.: старшие дошк. должны выполнять О. У. четко, выразительно, слаженно, ритмично. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость , изобретательность . Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упр. в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение. Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично. Схема действий воспитателя такая же, как в ср гр. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля. Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упр. детьми. Качество выполнения упражнения детьми их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений. Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.
27.Задачи и методика обучения детей разных возрастных групп выполнению ОРУ.
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению дыхания. С помощью таких упражнений развиваются двигательные способности, нервно-мышечный аппарат готовится к выполнению более сложных движений.
В мл. возр. в процессе использования ОРУ необходимо учить детей:
· начинать и заканчивать упр. одновременно с другими детьми;правильно выполнять упр. в общем виде;соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;знать и уметь принимать разные и. п. для вып. упр. (стоя, сидя, лежа на спине).
Для малышей подбираются простые упр, состоящие из 2 частей (присели — встали, подняли руки - опустили), большинство упр. - для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Они выполняются из и. п. стоя, сидя или лежа на спине. Амплитуда движений ограничена. В связи с неустойчивостью ребенка повороты в сторону выполняются из положения сидя. Упр. для рук и плечевого пояса могут иметь такое содержание:
-поднимать руки вперед, вверх, сгибать и разгибать руки; -скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; -отводить руки за спину; -хлопать в ладоши перед собой, над головой; --размахивать руками вперед-назад, вверх-вниз; -махать руками над головой, перед собой
Для туловища предлагаются следующие упр:
-из положения сидя — поворачиваться влево-вправо; ----наклоняться вперед; поднимать и опускать ноги; -из положения стоя на коленях — садиться на пятки и подниматься.
Большинство о.р.у. выполняется с мелкими предметами и игрушками (разноцветными платочками, флажками, кубиками, погремушками, палочками). Они требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются малышами. Количество предметов должно соответствовать числу детей. Предметы и игрушки предварительно раскладываются на стульях или гимн. скамейке, и дети по указанию воспитателя самостоятельно берут их, а затем аккуратно кладут на прежнее место. Малышам вполне доступны имитационные упр, которые используются как общеразвивающие («помашем руками, как птички машут крыльями», «попрыгаем, как зайчики»). Подражательные упр. заинтересовывают ребенка, помогают лучше справиться с заданием. Педагог показывает и объясняет упражнение детям, а затем 5—6 раз выполняет его вместе с малышами. Показ упр. дается зеркально. Объяснение должно быть целостным. По ходу выполнения упр .воспитатель дает указания, которые развивают у детей чувство ритма и темпа, помогают одновременно всем детям начинать и заканчивать упр. Подсчет упр. в этой группе не дается.
В ср.гр.:
· правильно называть и выполнять о.р.у. , связанные с работой крупных групп мышц; принимать различные и. п. и добиваться их четкости; знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.);начинать и заканчивать упр. по сигналу, указанию воспитателя ; знать несколько простых упр. и уметь выполнять их самостоятельно.
·
Упр. состоят из 4 частей (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз). Возрастают требования к качеству вып. упр: дети д. уметь располагать стопы параллельно, стоять подтянуто, голову держать прямо, руки выпрямлять вдоль туловища, при приседаниях следить, чтобы голова и туловище не наклонялись вперед. И. п. становятся разнообразнее: применяются положения сидя, лежа на спине, на животе. По-прежнему основное внимание уделяется упр. для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увеличивается кол-во упр. с различными предметами (мячами, обручами, палками, ленточками). Выполнение упр. становится более четким, поэтому вводится счет. Имитационные и образные упражнения по-прежнему имеют место, однако они более сложные по структуре. Новое упр. воспитатель сначала называет, а затем объясняет и показывает, как правильно его выполнять. Показ должен быть технически грамотным, ритмичным. При этом важно обозначить словами направление отдельных частей тела. Необходимо контролировать у детей четкость и. п., напоминать, что упр надо начинать и заканчивать одновременно всем. Знакомое упр. педагог предлагает выполнить только по его названию или показу начальной части, заканчивает упр. ребенок по собственному представлению. Можно предложить кому-либо из детей объяснить последовательность выполнения упр. Каждое упр. выполняется 8—10 раз.
В стар. гр. :
Необходимо учить детей : четко принимать различные и. п; выполнять упр. с большой амплитудой движений; знать и правильно вып. технические элементы упр; выдерживать заданный ритм движения;
· уметь перестраивать упр. по образцу или словесному указанию педагога, вып. его в разных вариантах.
.При обучении о.р.у основное внимание обращается на воспитание у дошкольников осознанного их восприятия и выполнения. С этой целью детям предлагается описать порядок выполнения упр, самостоятельно найти и исправить ошибки в технике, увидеть различия и сходство в выполнении упражнения двумя детьми. Большинство упр выполняется только по объяснению воспитателя и не сопровождается показом. Новое упр и в этой группе требует четкого показа и объяснения. Однако отдельные части упр могут только называться, а не объясняться. Четкости выполнения способствует счет и темп музыкального сопровождения. Используются команды («Приготовиться, начинай!» и др.). Каждое упр. повторяется 10— 12 раз.
28.Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность ребёнка при выполнении общеразвивающих упражнений.
С целью повышения двигательной активности детей во время занятий, необходимо использовать следующие методы и приемы:
*использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц; требующих координации движений, ловкости и выносливости;
*соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
*применение разных способов организации детей;
*рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;
*стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
*активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
*создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений ребенка;
*лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
*создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
*использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;
*вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
*** Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.
Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:
1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений.
Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
Качество выполнения упражнений детьми» их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.
Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 330.