Упражнение детей в ползании по полу, по доске, гимнастической скамейке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дети первой младшей группы пытаются овладеть ползанием и лазаньем. Ползание осуществляется при опоре на руки и ноги; это позволяет ребенку разгрузить позвоночник. Активно работают верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования правильной осанки. Сначала малыши упражняются в ползании по полу на четвереньках в любом направлении, затем педагог учит их ползти в заданном направлении. С этой целью он создает игровые ситуации: ставит на пол яркие игрушки и предлагает детям доползти до них. Дальнейшим усложнением является ползание по доске, гимнастической скамейке, проползание под дугой, веревкой, между ножками стула.

Во второй младшей группе в программу занятий включается ползание на четвереньках, с упором на колени и ладони, а также ползание «по-медвежьи» с упором на ступни и ладони. Многие дети в этом возрасте отличаются хорошей координацией движений, что позволяет им закончить упражнение. Поэтому для получения физической нагрузки важно, чтобы малыш проползал определенное расстояние. С этой целью используются зрительные ориентиры, которые указывают ребенку, где начинать и где заканчивать упражнение. Ползание может сочетаться с упражнениями на равновесие, например ползание по ребристой или наклонной доске, гимнастической скамейке, бревну. Педагог находится рядом с детьми, дает им указания, в случае необходимости помогает. Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.).

В среднем дошкольном возрасте ползание и лазанье выполняются разными способами. Благодаря возросшим физическим возможностям, дети могут проползать расстояние до 6-8 м. Однако для сохранения у ребенка интереса необходимо придать однообразному упражнению игровой характер («муравьи ползут в муравейник»). Вводится новый вид ползания - на четвереньках с опорой на колени и предплечья. Укрепление мышц плечевого пояса позволяет ползать на четвереньках по бревну, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках. Педагог должен всегда находиться возле пособия и быть готов в любой момент оказать ребенку помощь.

В старшем дошкольном возрасте упражнения в ползании сочетаются с другими движениями: ползти на четвереньках 3—4 м, толкая головой мяч; чередовать ползание с ходьбой, бегом, перешагиванием; ползать, преодолевая несколько предметов подряд. Вводится подтягивание на скамейке на коленях; передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на скамейке; ползание назад по скамейке с упором на предплечья и колени. Качественное выполнение этих упражнений свидетельствует о высоком уровне развития силовых и координационных способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с лазаньем по канату. Выполняя упражнение, ребенок совершает хват каната руками, поднятыми вверх, затем выполняет вис на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами в канат, после чего выпрямляет ноги, сгибает руки в локтях и совершает перехват каната выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл при влезании. При слезании действия выполняются в обратном порядке. Съезжать с каната детям не разрешается. Упражнение должно выполняться в безопасных условиях и быть обеспечено страховкой педагога.    

***Ползание - это движение по плоскости.                                                                         Ползание - привычный для детей способ перемеще­ния в пространстве, к которому они прибегают естествен­но, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх. Обучение ползанию - это, по сути дела, корректиров­ка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко рас­ставлены и направлены вперед. В таком положении на­грузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться. "Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для вос­питателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упира­ется носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувство­вать удобное положение. Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.                                                                          Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани. Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке.               Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безо­пасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову.Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характе­ра (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.).

Можно организовать ползание подгруп­пами. Например, когда первая подгруппа достигает про­тивоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруп­пы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шага­ми прямо или боком, танцевальным шагом и др.

Ползание можно выполнять и поточно: друг за дру­гом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятер­ка, шестерка). По кругу можно расставить разные пре­пятствия, которые дети преодолевают по-разному в зави­симости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку.

 23.Обучение детей лазанью по гимнастической стенке чередующимся шагом, одноименным и разноименным способом.

1 мл. группа. В этом возрасте малыши учатся выполнять лазанье. С этой целью используется лесенка-стремянка. Она имеет небольшой наклон, что помогает детям переставлять ноги с рейки на рейку. Каждый ребенок влезает на лесенку и слезает с нее произвольным способом в своем индивидуальном темпе.

Лазанье во второй младшей группе дети выполняют по лесенке-горке, гимнастической стенке. Чаще всего они используют приставной шаг. Педагог показывает и объясняет детям, как захватить рейку руками (большой палец снизу, остальные сверху), как правильно поставить на рейку ноги (серединой стопы). Под контролем взрослого дети влезают на небольшую высоту — 3—4 рейки. Педагог одобряет робкие попытки ребенка, помогает ему преодолеть страх. В этом возрасте лазанье не включается в физкультурное занятие, так как детям приходится долго ждать очереди для его выполнения.

Средняя группа. Лазанье по гимнастической стенке дети выполняют переменным (чередующимся) шагом, однако допускается, чтобы при слезании они использовали более простой для них приставной шаг. Новым видом упражнения в этом возрасте является переход приставным шагом с одного пролета гимнастической стенки на другой. Сначала это упражнение выполняется на уровне 1-й рейки лестницы, затем — 3-4-й. Данное упражнение требует от ребенка большого внимания и умения целесообразно распределять свои усилия.

Старшая группа . Большое внимание уделяется лазанью по вертикальным лестницам, гимнастическим стенкам. Дети выполняют лазанье чередующимся шагом одноименным и разноименным способами. При одноименном способе движение совершается правой рукой и правой ногой, а затем левой рукой и левой ногой, а при разноименном движение начинают правая рука и левая нога, потом включаются левая рука и правая нога. Дети учатся влезать до самого верха лестницы, переходить с пролета на пролет на уровне 4—5-й рейки.    

***  Лазание связано с использованием  предметов: в условиях физ. зала - это гимнастическая  стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя. Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила:

 -при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами;                           -при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; --держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу;                                                     -ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазанья - приставной шаг. (с мл. гр). Дети ср. гр. начин. осваивать перемен.(чередующийся шаг) «возмитесь 1 рукой за реечку напротив глаз, а 2 – за следующую повыше». При спуске «Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит повыше, потом опустить руку, которая выше..»

По мере того как дети освоят переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям –одноименному и разноименному способам. (стар. гр. )        Одноименный способ  – «Возмитесь прав. рук. за реечку, которая выше той, на которую смотрят глазки.. Поставьте правую ногу на нижн. рейку. А теперь сразу пост. на следующ. рейки левую руку и левую ногу…»                                                                                                                                       Разноименный способ - осваиваем аналогично.: в качестве 1-го действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога.

 24.Упражнения в равновесии. Формирование статического и динамического равновесия у детей.

Равновесие является компонентом любого движения. Упражнения на равновесие состоят в удержании и перемещении тела на уменьшенной площади опоры. Они способствуют развитию координации движений, формированию правильной осанки. Тонкие и точные движения развивают мышечное чувство.

В первой младшей группе применяются лишь самые простые упражнения. Малышам предлагают пройти по дорожке, ограниченной шнурами, пройти по доске, положенной горизонтально, а потом наклонно, пройти по гимнастической скамейке. Переход к переменному шагу осуществляется постепенно, по мере его освоения. Однако важно, чтобы он научился подниматься на предмет, уверенно проходить по нему, без страха спускаться вниз. Способность к сохранению равновесия развивается при перешагивании через препятствие (шнур, кирпичики и т.д.). Постепенно задания усложняются: дети перешагивают с предмета на предмет, влезают на стул, скамейку высотой 25 см, стоят, подняв руки вверх, поднимаются на носки и снова опускаются на всю ступню, кружатся на месте.                                                                                                                                         На четвертом году жизни упражнения на равновесие более разнообразны.                  Дети выполняют ходьбу и бег по уменьшенной площади опоры, перешагивают через рейки лестницы, лежащей на полу, ходят по шнуру, плоскому обручу приставным шагом, ходят по приподнятой на высоту 25- 30 см доске (шириной 20—15 см), по наклонной доске (высотой 30—35 см), поднимаются на носки, некоторое время стоят, удерживая равновесие, учатся стоять на одной ноге, пробуют делать «ласточку». Педагог постоянно напоминает детям, чтобы они держали спину прямо, смотрели вперед, не опускали голову.

Средний дошкольный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием функции равновесия. Дети учатся ходить по скамейке, бревну, ставя ногу с носка, сохраняют равновесие при ходьбе по линии, выполняют повороты кругом на ограниченной поверхности, бегают по наклонной поверхности, ходят по ребристой доске на носках. Включаются задания, определяющие положение рук при ходьбе. Упражнения в принятии статических поз становятся более длительными (до 5 с).

В старшем дошкольном возрасте сложность упражнений на ограниченной площади опоры еще более возрастает: дети идут указанным способом, прямо держат корпус, приставляют пятку одной ноги к носку другой. При выполнении заданий передвигаются приставными шагами в сторону, вбегают и сбегают по наклонной доске на носках, проходят по скамейке, перешагивая через набивные мячи, раскладывая и собирая мешочки. В этом возрасте дети выполняют и специальные общеразвивающие упражнения, которые учат их сохранять равновесие: стоя на гимнастической скамье, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню, поворачиваются кругом, стоят на одной ноге (вторая отведена назад), делают «ласточку», после бега, прыжков приседают на носки, останавливаются и стоят на одной ноге, кружатся парами.В зимнее время равновесие формируется при скольжении детей по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах, катании на коньках. Комплекс ОРУ, формирующих функцию равновесия, включается в физкультурное занятие или утреннюю гимнастику.    

 

*** Одним из важн. для дошк. показ. моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие - способность сохранять устойчивость во время движения и в статическое положении.                                             Равновесие зависит от состояния  вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

Необходимость спец. упражнений , направленных на развтите устойчивости, для дошкольников  очевидна. Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на 1 ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на вел.                         Всякое движение , выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения  Различают упр. Статического (С) и динамического (Д) характера.

С. Равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги.                                   Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающие  упр: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки идр.                        

 Д.упр. представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.                                Сложность упр. зависит главным обр. от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.

 Малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см). Т.о., варьировать двигательные задания можно бесконечно.                                       Сложность заданий возрастает, если движение осущ. по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.                                             

Интересно сочетание в одном задании .Д. и С. равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом -пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх. Любое упр. на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны восп. способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На форм. правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове. Меш. фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен пол. мешочек. Методика рук-ва упр. в равн. должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

В мл. гр. упр. носят игровой хар-ер. Например, восп. говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки» (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)

В ср. гр. упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но меняются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать разные способы действий, чередуя их. Например, до середины скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом; до середины доски - приставным шагом пятка к носку, а дальше - прыжками на двух ногах или бегом; до середины скамейки дети идут приставным шагом вправо, затем поворачиваются на 180° и продолжают движение влево.

В стар.гр. большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей. В соответствии с этой задачей происходит количественное и качественное усложнение упражнений в равновесии. Задание может быть следующим: "...До середины скамейки будете идти на носках, а дальше - кто как хочет...", "...По скамейке будем передвигаться по-разному - не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал..."                                                                                                                                        Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно чаще использовать технически интересные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой и бегом и остановкой по сигналу на двух и на одной ноге, в том числе с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в том числе и с закрытыми глазами.                                                                                                                                               Равновесие  совершается не только средствами гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спорт. упр-ях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.). Важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия.                                                                   Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 744.