Метанию начинают обучать тогда, когда дети приобретут некоторые навыки владения мячом. В раннем возрасте малыши самостоятельно могут бросать предметы на расстояние. Поэтому, прежде чем приступить к специальным обучающим упражнениям, ребенка необходимо научить брать, держать и переносить мяч двумя, а затем одной рукой. Бросив мяч, малыш следит за его полетом, а потом поднимает и снова бросает. Необходимо научить детей энергично отталкивать мяч от себя. Наиболее простые упражнения, способствующие этому, — прокатывание, бросание. Малышей учат прокатывать мяч одной и двумя руками друг другу с небольшого расстояния (1 м), прокатывать мяч под дугой, по узкой дорожке. Педагог объясняет и показывает ребенку, что мяч надо направлять вперед, стараться, чтобы он не отклонился в сторону, отталкивать его следует кистями рук. Затем учит малыша скатывать мяч с невысокой горки. Это упражнение помогает оценить направление движения мяча, проявить необходимые при этом мышечные усилия. При первоначальном обучении бросанию и ловле большое значение имеют индивидуальные действия с мячом. Дети осваивают бросок мяча вперед-вверх и бросок мяча педагогу. Регулярное выполнение разнообразных заданий одной и двумя руками подготавливает малышей к усвоению разных способов метания.
Во второй младшей группе при прокатывании, бросании и ловле мяча вводится выполнение упражнений в парах. В занятие включается прокатывание мяча диаметром 20, 12, 6 см друг другу, между предметами (ширина 60 см), прокатывание мяча с попаданием им в кеглю (расстояние 1,5-2 м). Лучше, если при выполнении прокатывания малыши не присаживаются на корточки, а стоят, наклонившись вперед. Метание вдаль дети выполняют произвольно. Как и при прокатывании, педагог учит малышей бросать мяч толчком обеих рук.
В средней группе при обучении прокатыванию перед детьми ставятся новые задачи: отталкивать мяч, придавая ему нужное направление; отталкивать мяч с разной силой. Добиваться этого помогают следующие упражнения: прокатывание мяча по узкому коридору - дорожке, доске, буму (шириной 20 см); прокатывание с попаданием в предмет; прокатывание мяча вокруг предметов. Выполняя прокатывание, дети учатся отталкивать мяч одной и двумя руками.Броски мяча вдаль и в цель выполняются в этом возрасте разными способами: от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Обучая метанию, педагог обращает внимание на положение туловища, параллельность постановки ног на ширине ступни, бросок мяча вперед-вверх. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить.
Поэтому им предлагают перебрасывать мяч через куст, ветку дерева, натянутую сетку. Педагог следит за количеством бросков правой и левой рукой.
В старшей группе упражнения в бросании и ловле, становятся более разнообразными. Дети учатся бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками (не менее 10 раз подряд), перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать и ловить с хлопками, ударять мяч, отскочивший от земли (не менее 10 раз подряд), перебрасывать мяч друг другу и ловить его стоя, сидя, разными способами (снизу, из-за головы, от груди, с от-скоком от земли). Совершенствуются в этом возрасте навыки метания в цель и вдаль. Наиболее часто дети используют способ «из-за спины через плечо».
Педагог должен правильно показать движение с соблюдением всех основных требований техники. Данный способ метания выполняется следующим образом: правая нога отставляется назад, туловище слегка поворачивается в сторону бросающей руки, правая рука, полусогнутая в локте, находится перед грудью. При замахе туловище слегка отклоняется назад, тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу. При броске правая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, прямая рука сверху посылает мяч вперед.
*** Метание — технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физ. качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.
Метание способом двумя руками от груди предполагает манипуляцию большим мячом и отличается техническими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):
· приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу вперед (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);
· прицелиться — податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;
· замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;
· бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.
В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета.
Наиболее доступным является способ прямой рукой сверху:
· приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;
· прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
· замахнуться — отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;
· бросить — правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.
По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе — вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.
Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо(упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности.
Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка.
Наилучшие условия для таких упражнений — природное окружение:
· приготовиться — стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;
· прицелиться — вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;
· замахнуться — отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;
· бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбросить мешочек кистью.
В целях гармоничного развития надо учить детей метать и правой и левой рукой.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 488.