К общепедагогическим принципам организации педагогического процесса по физической культуре в ДУ относятся:
*принцип природосообразности, предполагающий воспитание ребенка с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей.
*принцип непрерывности развития, обеспечивающий преемственность целей, содержания и организации физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства;
*принцип развивающего характера образования, предполагающий вовлечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи.
*принцип единства обучения и развития, проявляющийся во взаимосвязи овладения ребенком двигательными навыками с состоянием и развитием опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма и двигательных качеств.
*принцип оздоровительной направленности, означающий, что при выборе средств и методов физического воспитания педагог должен руководствоваться, прежде всего, их оздоровительной ценностью.
*принцип гармоничного развития личности, означающий связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим и т.д.),
*принцип субъектности, включающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности. Данный принцип означает направленность педагогической деятельности на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, учет этих качеств и индивидуального опыта детей в процессе физического воспитания;
*принцип сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, общую деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общую устремлённость в будущее и взаимную поддержку. Данный принцип предполагает также взаимопонимание педагога и родителей, согласованность действий, их сотрудничество в физическом развитии ребенка.
12.Классификация и характеристика физических упражнений, требования к отбору физических упражнений для занятий с детьми.
Основным специфическим средством Физ .Воспитания являются Физ Упражнения.
Физические упражнения - двигательные действия (и их совокупности), которые направлены на реализацию задач ФВ, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое - хар-р совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени;
Упражнение - направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Содержание - целевое назначение упражнения , общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества). Форма - определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания ФУ.
В форме ФУ различают внешнюю и внутреннюю структуру:
-Внутренняя структура ФУ обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упр-я.
-Внешняя структура ФУ - его видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений. Содержание и форма тесно взаимосвязаны между собой.
Техника ФУ— это способ выполнения движения, с помощью кот. решается двигательная задача Техника ФУ совершенствуется под воздействием систематических тренировок.
В технике ФУ выделяют основу, определяющее звено и детали:
-Основа техники — плавные элементы упр-я, необходимые для решения двигательной задачи
-Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).
-Детали техники — второстепенные особенности упражнения , которые могут изменяться, не нарушая техника
Основные виды классификации ФУ. ряд классификаций ФУ:
1.По признаку исторически сложившихся систем ФВ. 4-ёх типичных гр.: гимнастика, игры, спорт, туризм.
2.По их анатомическому признаку. По этому признаку все ФУ группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д . С помощью такой классификации составляются различные комплексы упр-й
З. По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:
а) скоростно-силовые виды упр-й, (напр., бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.); б) упр-я циклического хар-ра на выносливость (напр., бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); в) упр-я, требующие высокой координации движений (напр., акробатические и гимнастические упр-я, прыжки в воду, г )упр-я, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигат-ой деят-ти, (напр., спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
4. По признаку биомеханической структуры движения: а) циклические (бег); б) ациклические;в)смешанные упр-я.
5. По признаку мощности: а) максимальной мощности; б) субмаксимальной мощности; в) большой мощности, г) умеренной мощности.
6. По признаку спортивной специализации: а) соревновательные; б) специально подготовительные;
***Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют природную потребность в двигательной активности, обеспечивают разностороннее развитие личности. В основе физ-х упражнений лежат различные формы двигательной деятельности, складывающейся из отдельных произвольных движений.
По признаку исторически сложившихся систем физ. воспитания:
*гимнастические,
*игровые физические,
*туристические физические и *спортивные упражнения.
По анатомическому признаку:
*упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
*упражнения для туловища и шеи,
*упражнения для ног и таза.
По значению для решения задач обучения:
-основные,
-подводящие,
- подготовительные.
По преимущественной целевой направленности на развитие того или иного физического качества:
*скоростно-силовые и силовые упражнения,
*упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей,
*упражнения, воздействующие на развитие гибкости,
*упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств.
По структурным биомеханическим признакам:
*физические упражнения циклического (бег, плавание, езда на велосипеде) и
*ациклического (прыжки, метание) характера,
*комбинированные (прыжки или метание с разбега), *сложно-пространственные (акробатические, прыжки в воду).
Главная задача физического воспитания ребенка третьего года жизни — освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев и кистей рук, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.
Физическое воспитание ребенка четвертого года жизни должно быть направлено на освоение новых движений постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п.
Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни — освоение сложных в техническом отношении упражнений, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений.
Т.И. Осокина предлагает работать с детьми младшего дошкольного возраста над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.
В среднем дошкольном возрасте следует развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двигательных действий, последовательность их выполнения, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости.
В старшем дошкольном возрасте детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 390.