Описание метода
Автор метода – Чарльз Вайтинг (шестидесятые годы двадцатого столетия, Англия).
Основная идея метода – установление ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Для этого выбираются наугад несколько предметов (2-4), у которых выявляются специфические признаки. Затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.
ПР. 1: фантастический образ цветка.
Выбираем объекты и определяем их признаки или значения признаков:
кефир | Радио | покрывало |
жидкий | Сломанное | парчовое |
прокисший | Портативное | расшитое |
фруктовый | Говорящее | рваное |
пакетированный | Устаревшее | короткое |
Рассматриваемый (как в фокусе) объект – цветок. Поочередно представляем себе, как выглядит цветок жидкий, прокисший, фруктовый, пакетированный, сломанный, парчовый.
Веер неожиданных признаков и их значений, которые мы приписали объекту, позволяет решить проблему создания необычного объекта.
ПР.2: исходным объектом возьмём колыбель для малыша. Качества для неё нам «подарят»:
человек (толстый, кучерявый, ленивый, дружелюбный),
белка (пушистая, хвостатая, прыгающая),
дом (кирпичный, разрушенный, красивый).
Новый образ может получиться таким: толстая колыбель - значит глубокая и широкая, в ней много места, малышу просторно. Кучерявая она от большого количества подвешенных игрушек и погремушек. У колыбели нет ни гнутых полозьев, ни колёсиков, она просто стоит на полу неподвижно, в ней нельзя укачать ребёнка, поэтому её называют ленивой. А дружелюбная она потому, что в ней так много места, что малыш может пригласить к себе в гости другого младенца, и они там прекрасно разместятся и поиграют вместе. Чтобы малыш не ушибся, стенки колыбели изнутри обиты пушистым мехом, а лоскутки меха, которые свешиваются по краям, напоминают хвостики. Матрац имеют внутри пружины, поэтому колыбелька прыгающая. Кирпичный оттенок делает её очень красивой, а разрушенный вид она имеет только тогда, когда ребёнок так распрыгается на пружинистом матраце, что всё содержимое колыбельки полетит во все стороны.
Цел и:
· Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.
· Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.
Технологическая цепочка построения тренинга :
1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.
ПР. : дерево, мороженое, удав.
2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-ех) для каждого объекта.
ПР.: дерево с корнями, сломанное, вечнозеленое, с почками; мороженное ванильное, в стаканчике и т.д.
3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.
ПР.: самовар с корнями, сломанный самовар и т.д.
4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.
ПР.: самовар с корнями; когда он такой бывает, почему. Объяснение должно быть достаточно аргументированным.
5. Организуется практическое занятие с детьми:
ПР.: рисование, лепка выбранного предмета с необычным свойством, составление сказки “О самоваре с корнями” или “ О Вечнозеленом самоваре”.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.
Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.
Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака формы в значениях «круглый – квадратный»; признака цвета в значении «белый – черный». Не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый».
Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.
ПР.: когда бывает “мыльное дерево” или “клетчатый дом”.
С 4 - 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
По итогам обсуждения организуется практическое занятие с детьми.
Ожидаемые результаты
· Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.
· Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.
Игры и творческие задания
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Давай поменяемся" Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни. | Воспитатель раздает 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчелка, шуба, автомобиль и др.) Р.З.: выбери признак, типичный для объекта (пчелка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту (пчелка – согревающая, шуба – скоростная, автомобиль – летающий). Объясни, когда объект может быть таким. ПР.: пчелка согревающая, потому что она дает мед, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если ее очень быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто бы летит. Рекомендуется с 5 – летнего возраста. Правило: необычное свойство у объекта может быть в реальной жизни. |
"Путаница" Закрепить умения детей находить типичные свойства объекта. | Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок. ПР.: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло висящее. Рекомендуется с 4 лет. |
"Отгадай секрет" Учить детей строить гипотезы по отношению к объектам с необычными признаками. | Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит угадать и предложить варианты (построить гипотезы), у какого объекта был взят необычный признак. ПР.: мохнатая книга – признак мохнатости может быть взят от медведя, собачки и т.д. Рекомендуется с 4 лет, ведущий при этом - воспитатель. С 5,5 лет ведущий – ребенок сам составляет словосочетания, которые объясняют другие дети. |
"Объяснялки" Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни или фантастической ситуации | Воспитатель предлагает детям две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря ребёнка. ПР.: навязчивые, расторопный, невероятный, пронырливый и т.д. Ребёнок берёт по одной карточке из каждой стопки, с помощь. Взрослого составляет словосочетание, объясняет, когда объект бывает таким. Рекомендуется с 5 лет. |
Глава 4 Эмпатия
Описание метода
Метод эмпатии разработан У. Гордоном (США) в середине двадцатого столетия и является частью синектики. Суть метода эмпатии – сделать незнакомое – знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит личностное уподобление – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.
Цель метод а
Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.