Глава 3 Метод фокальных объектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Описание метода

Автор метода – Чарльз Вайтинг (шестидесятые годы двадцатого столетия, Англия).

Основная идея метода – установление ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Для этого выбираются наугад несколько предметов (2-4), у которых выявляются специфические признаки. Затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.

ПР. 1: фантастический образ цветка.

Выбираем объекты и определяем их признаки или значения признаков:

кефир Радио покрывало
жидкий Сломанное парчовое
прокисший Портативное расшитое
фруктовый Говорящее рваное
пакетированный Устаревшее короткое

Рассматриваемый (как в фокусе) объект – цветок. Поочередно представляем себе, как выглядит цветок жидкий, прокисший, фруктовый, пакетированный, сломанный, парчовый.

Веер неожиданных признаков и их значений, которые мы приписали объекту, позволяет решить проблему создания необычного объекта.

ПР.2: исходным объектом возьмём колыбель для малыша. Качества для неё нам «подарят»:

 человек (толстый, кучерявый, ленивый, дружелюбный),

белка (пушистая, хвостатая, прыгающая),

дом (кирпичный, разрушенный, красивый).

Новый образ может получиться таким: толстая колыбель - значит глубокая и широкая, в ней много места, малышу просторно. Кучерявая она от большого количества подвешенных игрушек и погремушек. У колыбели нет ни гнутых полозьев, ни колёсиков, она просто стоит на полу неподвижно, в ней нельзя укачать ребёнка, поэтому её называют ленивой. А дружелюбная она потому, что в ней так много места, что малыш может пригласить к себе в гости другого младенца, и они там прекрасно разместятся и поиграют вместе. Чтобы малыш не ушибся, стенки колыбели изнутри обиты пушистым мехом, а лоскутки меха, которые свешиваются по краям, напоминают хвостики. Матрац имеют внутри пружины, поэтому колыбелька прыгающая. Кирпичный оттенок делает её очень красивой, а разрушенный вид она имеет только тогда, когда ребёнок так распрыгается на пружинистом матраце, что всё содержимое колыбельки полетит во все стороны.

Цел и:

· Научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками.

· Предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

Технологическая цепочка построения тренинга :

1. Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта.

ПР. : дерево, мороженое, удав.

2. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-ех) для каждого объекта.

ПР.: дерево с корнями, сломанное, вечнозеленое, с почками; мороженное ванильное, в стаканчике и т.д.

3. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект.

ПР.: самовар с корнями, сломанный самовар и т.д.

4. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов.

ПР.: самовар с корнями; когда он такой бывает, почему. Объяснение должно быть достаточно аргументированным.

5. Организуется практическое занятие с детьми:

ПР.: рисование, лепка выбранного предмета с необычным свойством, составление сказки “О самоваре с корнями” или “ О Вечнозеленом самоваре”.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.

Наглядность (изображения объектов, находящихся в "фокусе") не используется.

Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).

При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака формы в значениях «круглый – квадратный»; признака цвета в значении «белый – черный». Не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый».

Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

ПР.: когда бывает “мыльное дерево” или “клетчатый дом”.

С 4 - 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется практическое занятие с детьми.

Ожидаемые результаты

· Рассказывание (фантазирование) на основе необычного признака выбранного объекта. Объяснение возможных вариантов.

· Придумывание истории (сказки) с объяснением нетипичного свойства и практической значимости данного свойства.

Игры и творческие задания

Название игры, цель Содержание и методические рекомендации
"Давай поменяемся" Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни. Воспитатель раздает 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчелка, шуба, автомобиль и др.) Р.З.: выбери признак, типичный для объекта (пчелка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту (пчелка – согревающая, шуба – скоростная, автомобиль – летающий). Объясни, когда объект может быть таким. ПР.: пчелка согревающая, потому что она дает мед, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если ее очень быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто бы летит. Рекомендуется с 5 – летнего возраста. Правило: необычное свойство у объекта может быть в реальной жизни.
"Путаница" Закрепить умения детей находить типичные свойства объекта. Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок. ПР.: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло висящее. Рекомендуется с 4 лет.
"Отгадай секрет" Учить детей строить гипотезы по отношению к объектам с необычными признаками. Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит угадать и предложить варианты (построить гипотезы), у какого объекта был взят необычный признак. ПР.: мохнатая книга – признак мохнатости может быть взят от медведя, собачки и т.д. Рекомендуется с 4 лет, ведущий при этом - воспитатель. С 5,5 лет ведущий – ребенок сам составляет словосочетания, которые объясняют другие дети.
"Объяснялки" Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни или фантастической ситуации Воспитатель предлагает детям две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря ребёнка. ПР.: навязчивые, расторопный, невероятный, пронырливый и т.д. Ребёнок берёт по одной карточке из каждой стопки, с помощь. Взрослого составляет словосочетание, объясняет, когда объект бывает таким. Рекомендуется с 5 лет.

Глава 4 Эмпатия

Описание метода

Метод эмпатии разработан У. Гордоном (США) в середине двадцатого столетия и является частью синектики. Суть метода эмпатии – сделать незнакомое – знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит личностное уподобление – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.

Цель метод а

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.