Неиспользованные возможности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждая точка движения в содержании — это всегда перекресток нескольких возможностей дальнейшего движения. Свернув в одну сторону, двигаясь в одном направлении, мы при этом отсекаем возможность движения в других направлениях. Куда было бы интереснее повернуть из той беседы, которая состоялась на первом

занятии психологией?

В «лекцию» о предмете психологии я нарочито ввела как можно

больше психологических терминов, не давая им никаких дефиниций, полагая, что слова ВОЛЯ, СПОСОБНОСТИ, МЫШЛЕНИЕ, ЧУВСТ­ВА и пр. существуют у отроков в качестве житейских понятий. Преоб­разование житейских понятий в научные — одна из обязательных задач психологического образования, поэтому стоило бы уже на первом шаге обучения зафиксировать те значения основных психо­логических терминов, которые существуют в представлениях уче­ников, с тем, чтобы впоследствии отслеживать вместе с ними изме­нения этих значений. Как, в принципе, это можно было бы сделать?

84

Принести на следующее занятие заготовку «Словаря психологи­ческих терминов», состоящую из перечня слов. Попросить учеников индивидуально прочесть этот перечень и отметить слова, которые им понятны, то есть значение которых им известно. После этого отводить по 10 минут на каждом следующем занятии для работы над словарными статьями. Эту работу лучше проводить в малых группах из 3—5 человек, которые получают карточку со словом и сообща вырабатывают дефиницию, стараясь ответить по крайней мере на следующие вопросы: «Что это такое?» «Зачем это нужно человеку?» «Всем ли людям это свойственно?» «Как люди раз­личаются по этому параметру?» Группы могут работать как над раз­ными, так и над одинаковыми словарными статьями. В любом слу­чае, итоги работы малой группы выносятся на обсуждение большой группы. Это можно сделать и в форме общегрупповой дискуссии, записываемой на магнитофон. Возможно и письменное рецен­зирование, когда малые группы обмениваются словарными стать­ями и высказывают свои согласия или несогласия письменно.

Все результаты работы групп вместе с расшифрованной магнито­фонной записью обсуждения заносятся в ЛЕТОПИСЬ, о которой речь пойдет позже. Каждый раз, когда в занятиях удается углубить исходные представления учеников о том или ином психологическом понятии, стоит обратиться к соответствующей записи и дополнить ее. Такие моменты чрезвычайно полезны для укрепления позна­вательного интереса и самоуважения учащихся. Кроме того, поя­вляется возможность для сравнения своих прошлых и настоящих воззрений, для отслеживания собственного прогресса как необхо­димого условия саморазвития.

Приведем очень длинный, рассчитанный на 4 — 5-тилетний курс

обучения, список психологических терминов, с которыми можно начинать работу: абстракция, авторитарность, агрессия, адаптация, акселерация, амбивалентность, анализ, анализатор, анкета, антиципация, ассоциация, астения, аффект, безусловный рефлекс, бессознательное, боль, взаимодействие, влечение, внимание, внутренняя речь, внушаемость, возбудимость, возраст, воля, воображение, восприятие, воспроизведение, время реакции,

85

внутренний план действия, высшие психические функции, галлюцинации, гениальность, гештальт, гипноз, гипотеза, готовность, группа, гуманизм, движение, дебильность, дедукция, действие, демонстративность, депрессия, деятельность, доминанта, достижение, дружба, дуализм, желание, забывание, зависимость, задача, задержка психического развития, заикание, запоминание, задатки, задача, значимость, зона ближайшего развития, зрение, игра, идеал, идентификация, избирательность, изоляция, иллюзии, имбецил, имитация, импринтинг, инверсия, индивидуальность, ин­дукция, инертность, инсайт, инстинкт, интеллект, интенция, интер­акция, интервью, интерес, интериоризация, интерференция, интро­спекция, интуиция, инфантилизм, информация, ипохондрия, иррадиация, исследование, истерия, каприз, катарсис, категория, кинестезия, классификация, коллектив, коммуникация, комплекс, конкретизация, константность, контроль, конфликт, конформность, координация движений, кора головного мозга, кризис, лабильность, латентный, леворукость, лживость, лидер, личность, мания, мнемотехника, модальность, мотивы, моторика, мышление, навык, навязчивость, намерение, напряженность, наркомания, наследст­венность, настойчивость, настроение, научение, неврозы, негативизм, непроизвольность, нервная система, норма, обобщение, обоняние, оборонительный рефлекс, образ, обучаемость, общение, одаренность, ожидание, олигофрения, онтогенез, ориентировочный рефлекс, осязание, оценка, ошибка, ощущение, память, патология, перенос, перцепция, планирование, поведение, подвижность, понимание, понятие, порог ощущений, поступок, поток сознания, потребность, представление, предубеждение, привычки, принятие, притязания, психиатрия, психика, психоанализ, психология, работоспособность, раздражительность, развитие, разум, рас-торможенность, рассудок, референтность, рефлекс, рецептор, речь, роль, самовоспитание, самонаблюдение, самооценка, самосозна­ние, самоутверждение, сензитивность, сенсорный, сила нервной системы, синкретизм, синтез, склонности, слух, смысл, совмести­мость, согласие, сознание, сплоченность, способности, сравнение, статус, стремление, стресс, субъект, суггестия, суждение,

86

тактильный, талант, темперамент, торможение, тревога, убеждение, уверенность, узнавание, умение, умозаключение, упрямство, уравновешенность, уровень притязаний, усвоение, условный рефлекс, установка, утомление, учение, филогенез, фрустрация, характер, ценности, чувства, эгоцентризм, эйдетизм, эйфория, экс­перимент, экстрериоризация, экстраполяция, эмоция, эмпатия, Я.

Разумеется, предъявить такой список десятилетним ученикам — убийственно. Но работать с подобным (сокращенным) списком один — два раза в год, отмечая, что я не знаю, что я знаю смутно, что я знаю и могу объяснить и что мне любопытно узнать — весьма и весьма полезно для развития рефлексии учащихся и для того, чтобы они наглядно видели, как смещается граница их психоло­гических знаний.

Шаг второй:

«Кто не против нас, тот с нами»

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно, как движение правой и левой ноги при ходьбе. Речь идет об одновременной проработке СОДЕРЖА­НИЯ совместной деятельности и самой ФОРМЫ совместности, способов общения, и сотрудничества при освоении данного содержания. Иными словами, каждая группа должна самоопре­делиться в двух вопросах: Что мы собираемся делать вместе? Как

мы собираемся делать это ВМЕСТЕ?

Если работа с содержанием — это процесс разумный и

рефлексируемый с начала и до конца, то построение совместности должно происходить в двух планах. Во-первых, совместность строится на уровне сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества, во-вторых, на невербальном и неосознаваемом уровне телесного и эмоционального доверия. Построение атмосферы согласия в группе—это задача, решение которой нельзя откладывать ни на минуту. Как бы рано вы ни начали, всегда оказывается, что уже опоздали, что строить приходится не на

87

чистом месте, а среди обломков застарелых обид, травм, страхов. И, конечно, ясно, почему это происходит.

В знаменитой пирамиде потребностей, построенной А.Маслоу, потребность в самоактуализации, самореализации, самоусовер­шенствовании, то есть то, что мы надеемся развить в детях, находится на самой вершине. Непременным условием «пробуж­дения и запуска» вершинных потребностей является относительное удовлетворение потребностей предыдущих уровней. Мы не можем «запустить» процесс саморазвития у ребенка с низким уровнем самоуважения, самопринятия, с неудовлетворенной потребностью в любви и принятии со стороны других людей, с ощущением опасности окружающего мира. Поэтому курс психологии саморазвития должен строиться на «толстой подкладке» психоло­гического комфорта.

Забота о позитивной самооценке и чувстве собственного достоинства ребенка — одна из основных забот американской школы, с которой она, в отличие от российской школы, недурно справляется. Поэтому эту часть психотехнического обеспечения курса психологии мы впрямую заимствуем у американских коллег, разрабатывающих курсы «selfesteem & cooperation». Таковы описываемые ниже игры, включенные в самое первое занятие с детьми. Из того же источника почерпнуто и большинство игр, использованных в других занятиях.

ВСТАНЬТЕ В КРУГ

«Давайте поиграем!»—этот волшебный призыв возбуждает не только дошкольников, но и компанию высокоинтеллектуальных отроков. «Я научу вас новой игре, но эта игра с двойным дном. Надеюсь, что вы сами догадаетесь, зачем мы играем в эту игру, какой эксперимент над собой мы проводим, какое новое знание о себе и друг о друге дает эта игра. Начнем. Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону, самым хаотичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступать. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в

88

ладоши. Вы должны.мгновенно замолкнуть и застыть в том месте i и позе, где вас застал сигнал. После этого я хлопну в ладоши t дважды. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, вы [ попробуете выстроиться в круг. Это будет происходить в полной i тишине, иначе вам не удастся почувствовать ни людей, стоящих | рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Ваш круг | может оказаться с острыми углами. Когда все участники игры

займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы ; откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.

I- Все ясно? Можно начинать?»

— А мы должны встать лицом в центр круга?

— А зачем нужно жужжать?

— А если у нас не получится?

— Да, в конце концов, надо встать всем лицом в центр круга. Жужжать надо для того, чтобы потом насладиться тишиной. Кроме того, если вы не будете жужжать, вы начнете разговаривать. Тогда точно ничего не получится. Что касается неудач, то нам, психологам, интересен любой результат: мы посмотрим, что не получается, что мешает и как достичь совершенства. Начнем? — А в принципе это

возможно сделать?

— Да. Те группы людей, которые чувствуют друг к другу полное

доверие и умеют действовать согласованно, могут это сделать сразу и достаточно быстро. Кстати, когда вы начнете строить круг, я включу секундомер и потом сообщу вам, с какой скоростью вы

приходите к согласию. Давайте начнем!

Когда группа выстроилась в «круг» и открыла глаза, ведущий

обводит полученную фигуру веревочкой и просит кого-либо из участников нарисовать на листе бумаги то, что получилось. Сообщает время построения и проводит короткую рефлексию игры.

— Каждая игра, особенно игры, используемые психологами, имеют двойное дно. На поверхности любой игры, конечно, должно быть удовольствие, развлечение. А что лежит на дне этой игры, каков ее тайный смысл, зачем нам играть в такую игру? Посмотреть, как мы можем что-то сделать вместе?

89

— Есть ли в нашей группе согласие...

— И доверие...

— Кто мешает... И кто лучше всех...

— Да, вон Серега совсем вывалился из круга... ВЕДУЩИЙ: Кто именно виноват в том, что вместо круга получилась такая каракатица? Сделайте шаг вперед те, кто в этом не виноват, кто стоял в идеально правильном кругу?

— Но нельзя же построить круг из одного человека!

— Все виноваты.

— Давайте снова попробуем!

В моей группе мы не стали ни углублять рефлексию, ни повторять игру. Полученный результат — нарисованная фигура и зафиксиро­ванное время посхроения этой фигуры были торжественно вклеены в летопись первого занятия с тем, чтобы через некоторое время вернуться к этой .записи, повторить игру и посмотреть, изменилось ли что-нибудь в уровне согласованности действий данной группы.

— Считайте, что это ваш первый психологический эксперимент. Его цель: измерить степень согласованности ваших действий. Метод эксперимента — слепое действие без слов, основанное лишь на чувстве близости партнеров. Результат: 1) полного согласования пока получить не удалось; 2) никто лично в этом не виноват. Чувство общности, сплоченности в группе еще не выросло, но мы его можем вырастить. Хотите еще одну игру-тест на сплоченность группы?

—Даааааааааа!!!

ПРИМЕЧАНИЕ. Описанная игра-тест имеет не двойное, а

тройное дно. Ведущий получает возможность экспресс-диагнос­тики группы и индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников. Так, в описываемой группе сразу выделились несколько людей, работающих на решение общей задачи. К примеру, Лина повела себя по-матерински, хотя и нарушила при этом нежесткое правило: никого не трогать руками. Встав в «круг», она сразу пожала руки своим соседям и «выудила» из центра одного мальчика, который расшалился, продолжал жужжать и совершать хаотичные движения. Не открывая глаз, девочка поставила шалуна рядом с собой, ладошкой закрыла ему рот и похлопала по плечу, успокаивая.

90

Поведение этого мальчика было тоже вполне диагностичным. Ему в принципе свойственна некоторая моторная расторможенность. Знаменательной была также реплика одного из учеников, обнаруживающая его соревновательные тенденции даже в условиях антисоревновательной деятельности: он хотел узнать, кто лучше всех, а кто хуже всех. Но не менее знаменательной была мгновенная реакция всей группы на эту попытку: группа в целом приняла задачу на согласование мгновенно. Достаточно приличный результат, достигнутый с первой попытки, также свидетельствует о высоком уровне развития кооперативных навыков в данной группе.

Основываясь на этих результатах, ведущий может планировать тот уровень совместной деятельности, который доступен данной группе и может продвинуть ее на следующую ступень сплочен­ности. Степень откровенности ведущего на этапе «обратной связи» трудно регламентировать. Лично я рассказала группе о своих наблюдениях за поведением Лины, не называя, однако, имени девочки. Но при этом я задала вопрос о допустимости нарушений

правил игры.

СЧЕТ ДО ДЕСЯТИ

Все, включая ведущего, становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попробуете сделать то, что доступно шестилетнему ребенку: посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет«два», третий скажет «три» и так далее... Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается

сначала. Все ясно? Начнем?»

— А за сколько попыток это можно сделать?

— А в промежутках можно договариваться?

— Глаза все время закрыты?

— Сегодня дадим вам десять попыток. Если вы за десять попыток

доведете счет до десяти, считайте себя волшебниками, а свою группу необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся

 91

попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но я прошу вас удерживаться от переговоров. Попробуйте понять друг друга без слов — объясняйтесь взглядами, жестами. Начали!

Закрыли глаза. Опустили головы...

Результаты первой попытки оказались неожиданно высокими:

группе удалось добраться до цифры «восемь». Правда, из 18 присутствующих включились в игру и отважились на риск лишь шестеро. Для ведущего чрезвычайно важно сразу обнаружить эту малую «группу прорыва», чтобы в дальнейшем знать, на кого можно

опираться в рискованных ситуациях.

Воодушевленные первым легко давшимся успехом, ребята стали гораздо активнее и рискованнее. Поэтому следующие восемь попыток сорвались практически сразу же: ни разу группе не удалось прорваться дальше цифры «три». Нарастало раздражение. Очень эмоционально переживая неудачи, некоторые участники в паузах между попытками стали выражать гнев, обвинять тех, кто «вылез» с репликой, весьма недвусмысленными жестами и ремарками.

После девяти неудач я предложила группе обсудить ситуацию, чтобы собраться перед последним рывком. Мы обсудили два вопроса: почему первый раз все почти получилось и в чем причина последующих неудач? Участники сами пришли к следующим заключениям: сначала в игре принимало участие очень мало народу, поэтому было легче договориться. «А потом мы начала друг друга обвинять, злиться, враждовать. Каждый думал, что виноваты другие. А когда все друг другом недовольны, общее дело не

делается.»

— Да, вы обнаружили важную психологическую закономерность.

Когда что-то не получается, люди начинают злиться, раздражаться, становятся агрессивны, недоброжелательны друг к другу. Прак­тически каждый здесь присутствующий как-то выразил свое раз­дражение. В атмосфере нашей группы скопилось такое количество недобрых чувств, что общее дело было обречено на провал. Что буде­те делать?

— Надо попробовать сдерживаться, не выражать гнева.

— И никого не обвинять.

92

— А давайте попробуем посчитать по кругу. Скажем, я начну,

Леша продолжит я толкнет Витю...

— Давайте!

— Смотрите, ребята, что вы сейчас сделали! Вы уже перестали

друг с другом враждовать и от взаимных обвинений, которые начинались скандальным тоном: «Ну чего ты...», перешли к нормальному соглашению и произнесли заветные слова договора:

«А давайте...» А давайте сделаем еще одно целебное дело — выбросим за круг все скверные чувства, которые скопились между нами. Далее был введен символический жест «выбрасывания» дурных чувств: все «взвесили» на ладонях скопившийся запас раздражения и с громким вздохом облегчения «закинули» его далеко за спину. Такой ритуал помогает мгновенно разрядить атмосферу

и может употребляться достаточно часто.

Ну, начали! Последняя десятая попытка по счастью для ведущего была

победоносной, и дети немедленно кинулись обниматься и поздравлять друг друга. Такой счастливый конец гарантировать трудно, но чем бы ни кончилась игра, ее обязательно следует повторять, чтобы группа сама могла отслеживать собственную динамику. Впрочем, как показали наши наблюдения, эти игры начинают жить собственной жизнью: на переменах я наблюдала группки школьников, игравших в «счет до десяти» и выдумывавших собственные более строгие правила: вообще не смотреть друг на друга на протяжении всей игры, не касаться друг друга. Несколько учеников рассказали, что играли в эти игры на своих днях рождений с приятелями. Слышать это мне было очень приятно.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.