Карта схема наибольшего распространения территории государства кангов в XV - V вв. до н.э. Предпосылки к распаду государства после восстания Кира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упоминание правителей и Мидии и Персии в башкирских документах, «hаилан\\гейлон (алан)»-ов в башкирских шэжэрэ, возможность прочтения документов государства Чжоу опираясь на законы башкирского (тюркского тож) снова порождает перед нами соблазн пойти в исследованиях по легкому пути, а именно приспособить уже известные истории права и государства в отношении башкирской исторической действительности. Однако, мы поступим иначе, продолжим изучении истории народа, опираясь на уже найденные документы, все равно только по текстам эпоса «Урал батыр».

По истории царей персидских мы убедились, что состав семьи в землях Исторического Башкортостана в те далекие времена оставалась такой же полигамной, каким он был до XV века до нашей эры.

Нас куда более интересуют история права после утверждения на Урале учения пророка Иртыша – зороастризма.

Особенности истории права в рассматриваемый период на землях Исторического Башкортостана.

Мне еще посчастливилось быть воспитанным родителями используя розги. Вот сейчас задумываюсь, а почему это башкиры называют розги «сыбык», точно так же, как и «гонца, вестника, посла»? Ответ я нашел в следующих текстах эпоса «Урал батыр» и «Авесты».

Текст эпоса «Урал батыр»

Текст Авесты

Транскрипция Перевод «Ataķayım, uylası, Ķulıņdağı ĥuyılğa Küź yügertep ķarası. Bıl ĥuyıl da yäş bulğan. Ķabığınan ärselgän, Bökĥäņ, şartlap ĥınırźay Ķıu tayaķķa äüerelgän. Ĥin kiśmäśtän boronda, Üśkänendä urmanda, Еläś yeldär yalbırźap, Yapraķtarı yelberźäp Torğan ağas bulğandır. Bal ķorttarı, ķoştarı Almaş-tilmäş ķunğandır. Ķoştar ķunıp ĥayrağan, Oya ķorop yäşägän, Botaķtarın ĥaylağan Aśıl ağas bulğandır. İmsäk imgän balalay Tamırźarın tarbaytıp Yer dımını imgänder. Tamırınan aķtarğas, Botağını botağas, Balğaņ bulğan taşınday, Ķoşķa söyör şoņķarźay, Balıķ totor surtanday, Ķan ĥurıusı ĥölöktäy, Yänlek aular kösöktäy Ĥuķķıņ bulğan tügelme? Maņlay tiren ĥıpırtıp, Küp yıl ğümer uźźırıp, Yer öśtöndä tapmağan, Töśön kürep belmägän, Yörägeņ ĥis tatmağan Ülem tigän yauızdıņ, Tağı ĥuķĥaņ balaņdı, Üź torlağıņ esendä, Balalarıņ öśtöndä, — Kösĥöźźärgä köslönän, Balalarğa atanan Kilgänene kürergä Äźerländeņ tügelme? Bögön ağamdı ülterĥäņ, İrtän mine ülterĥäņ, Yaņğıź torop ķalğan ĥuņ, Ķartlıķ baśıp alğan ĥuņ, Bököräyep, tatarğap, Arıślanına menalmay, Ĥunarına sığalmay, Şoņķarıņdı söyä almay, Ularğa yem birä almay; Arıślanıņ da, kösök tä, Şoņķarıņ da, ĥölök tä, — Barıĥı asķa tilmerep, Küźenä ķan ĥauźırıp, As zarıķķan arıślanıņ, Bäyźä torop ujarıp, Asıuınan uķtalıp, Bileņ bögöp, üźeņde Boton-botsa botarlap Bırağıtĥa ber saķta, Ülem tigän yauızdı Ķarşılarğa torlaķta, Atay, tura kilmäśme?». «Отец, подумай об этом, Посмотри хоть мелком на те розги в своих руках. И эти розги были тоже молодыми. Сейчас они очищены от коры, Согнешь, они разломаются с треском, Превратились они в сухую палку. И до того, как ты их отрезал, Когда они росли еще в лесу, При дуновении ветерка, Колыхались их листья, И живой частью дерева они были. И птицы, и пчелы к ним, попеременно сажались. Певчих птиц трели, И размещение их гнезд, В этих ветках видевшим, Деревом были хорошим. Как грудной ребенок он, Расставляя корни свои, Сосал он земную влагу. Искоренив его, от веток освободив, Стал как камень не живой, Как кречет ловчий, Как щука для рыб, Как пиявка сосущая кровь, Как щенок ловящий живность, Твоя ярость вроде стала? Изливаясь черным потом, Проведя много жизни, Не найденный еще на земле, Не познаваемый, Сердцем твоим не ощутимый, Злому смерти уподобишься, Ударишь ещё сына, Внутри своего жилья, Над детьми своими,- Слабым сильным кажешься, К детям своим от отца, Что придет, то чтоб видеть, Собрался же ты уже по сути? Сегодня убьёшь моего брата, А завтра и меня еще, Как останешься один, Когда станешь стариком немощным, Из-за слабости своей, Когда не сможешь оседлать, Льва, и не сможешь охотится, Не сумев накормит ни кречета, ни щуки, ни пиявки, Когда все будут голодать, И голодные они все, От злобы и голода, если на тебя набросятся, Тебе отец тот самый Смерть, Не придется ли тогда встречать одному, В собственном жилье?».     1. Сраоша (буквально «Слушание») – божество послушания, внимания и дисциплины; держит в руке дубину, которой наказывает непослушных. Обеспечивает действенность молитв, обращённых к богам светлого пантеона. Один из трёх судей в загробном мире (наряду с Митрой и Рашну). 2. Барсман (барсом) – ритуальный пучок прутьев из ветвей тамариска; в современном зороастризме ветви заменяет проволока. Используется жрецом во время культовых действий.   Упоминание палок барсмана по Авесте:   «6. Молюсь ради счастья Я громкой молитвой Бессмертному Солнцу, Чьи кони быстры, Бессмертному Свету, Чьи кони быстры, Вершу возлиянья Из хаомы сока, Прутами барсмана, И речи искусством, И мыслью, и делом, И истинным словом Я Солнце почту. «Молитвы тем приносим, Кому признал молиться Ахура-Мазда благом». Исследователь Рахмонов рассматривает Авесту как источник права пишет и о назначении палок так – «Как в древних правовых системах, так и в Авесте нанесение телесного повреждения являлось частным правовым вопросом. Посягательство одного человека на здоровье другого наказывалось избиением палкой – от 5 до 90 ударов. От этого наказания можно было избавиться путем расплаты деньгами.».  

Таким образом, получается, били то нас за наши проступки не незаконно, а в полном соответствии с древними законами нашего народа! Родителями руководило только желание предохранять наши души от злого….

Если законы Авесты у нас исполнялись, то это значит, что в рассматриваемых в настоящей главе временах изменилось и содержание «Сокран лягус» как древнебашкирского источника права, к нему добавились «Авеста» и письменные указы - «печати», «монеты».

 

Сокран лягус (Урал батыр)

 

 

 

 

 

Канун силял Кумбаз   Тэнгкэ (Божественные вещи)   Авеста   ЗАГС (Эпитафии, печати).
                 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 714.