Интеллек т и наследственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Насколько  природа  ограничивает  (если  ограничивает  вообще)  индивидуальное развитие  интеллекта, каково  влияние  среды? Является  ли наследственность  той глухой стеной, за которую  не проникают  социальные  воздействия, а если и про- никают, то их влияние  почти неощутимо?  А может быть, развитие  интеллекта  осу- ществляется  под непосредственным  воздействием  среды?

Сразу отметим, что, отвечая на эти вопросы, мы выходим за рамки собственно психологических  исследований.  В конечном  счете речь идет об эффективности таких социальных  систем  воздействия  на человека, как обучение  и воспитание. Может  быть, любые усилия  общества, направленные  на обучение  и воспитание своих членов, тщетны, поскольку  каким  родился, таким  и умрешь?  Обратимся  к исследованиям.


198  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

Теори я генетической обусловленности  интеллекта наиболее  давняя. Ее исто- ки находим  во многих  известных  философских  системах.  Значительная  роль в распространении  идеи о наследственности  интеллекта  принадлежит  Гальтону, ко- торый полагал, что талант и вообще психические  свойства человека так же наслед- ственны, как и его физические  свойства.  Он писал:  «Примечательное  непонима- ние оказывается  распространенным  относительно  факта передачи  таланта по на- следственности.  Обычно  считается, что дети выдающихся  людей глупы; что там, где большая  мощь интеллекта  кажется унаследованной, она передается  с материн- ской стороны  и что один сын обычно  похищает  талант всей семьи.  Мои собствен- ные исследования  привели  меня к диаметрально  противоположному  заключению. Я нашел, что талант передается  по наследству в весьма заметной  степени, что мать ни в какой  мере не обладает  монополией  передачи  и что целые  семьи  талантли- вых людей чаще встречаются, чем такие, где только  один человек  одарен.  Я под- тверждаю мои заключения  статистикой, которую теперь продолжаю  применять  и которую  считаю вполне достаточной  для доказательства.  Это только  часть гораз- до большего  материала, который  я собрал для будущего тома на эту тему, все со- держание  которого  метит в том же направлении»  (Galton, 1865, р. 157).

 
В своей знаменитой  книге  «Наследственный  гений: исследование  его законов и следствий»  (Hereditary  genius: an inquiry into its laws and  вышедшей

в 1869 г. Гальтон  сообщает, что он  «бегло проследил  родство  около  четырехсот знаменитых  людей всех периодов  истории, и в результате...  этим почти полностью установилась  теория, что гений наследственен, с известными  ограничениями, ко- торые  осталось  исследовать».

Более  поздние  исследования  английского  психолога  Барта  (Burt, 1940,  1966) еще более упрочили  эту теорию.  В данных  Барта, о которых  речь пойдет немного позднее, практически  невозможно  увидеть влияние  среды на интеллект.  И конеч- но, во все времена  довольно  сильным  союзником  концепции  наследственности интеллекта  был здравый смысл, ибо обыденные  житейские  наблюдения  учили, что

«яблоко  от яблони  недалеко  падает».

В своей  современной  формулировке  теория  наследственной  детерминации интеллекта  утверждает, что примерно  80 % вариаций  в количественных  показа- телях способностей  (IQ)  следует  отнести  за счет генетических  различий  между людьми  (Jensen, 1969; Eysenck,  1979; и др.).  Высказываются  и более умеренные взгляды, согласно  которым  влиянием  наследственности  объясняется  от 25 до 65 % индивидуальных  различий  в интеллекте.

Существуют  три типа исследований, позволяющих  сделать выводы  о влиянии наследственности  на интеллект  в том виде, как он измеряется  тестами.

1.  Изучение  зависимости  оценок  интеллекта  родных  и приемных  детей  от уровня  интеллектуального  развития  родителей  (усыновителей).

2.  Изучение  внутрипарного  сходства по показателям  интеллекта  у генетиче- ски идентичных  монозиготных  (МЗ)  и дизиготных  (ДЗ)  близнецов, гено- типы  которых  различаются, как у обычных  братьев и сестер.

3. Изучение  степени  интеллектуального  подобия  лиц с идентичным  геноти- пом, но воспитывавшихся  порознь  (так называемый  метод разлученных  МЗ близнецов)..


4.5. Интеллект и наследственность     

 

 

Результаты многочисленных  исследований  (примерно  30000 корреляций),

проведенных за рубежом, обобщены в табл. 4.3.

 



Таблица 4.3

Сходств о п о уровн ю интеллект а взависимостиотстепени генетической связи L. Erlenmeyer-Kimling, L. Jarvin,

 

 

Примечание. Горизонтальные линии соответствуют диапазону сходства в различных исследованиях. Вертикальными линиями обозначены средние значения для всех обобщен- ных результатов.

 

Эти данные в соответствующей литературе рассматриваются как наиболее до- стоверные, поскольку опираются на достаточно большие выборки, валидные ме- тодики и надежную диагностику зиготности. Хотя они и относятся к 1963 г., при- мерно такие же результаты мы находим и в новейших исследованиях (табл. 4.4).

И. В. Равич-Щербо  (1999), комментируя последующие обобщения выполнен- ных в этом направлении  психогенетических исследований (работы 1978-1980 гг.), указывает на то, что независимо от колебаний (добавим, весьма незначительных!) величины коэффициентов  корреляции обнаруживается одна и та же закономер- ность. Эта закономерность  выражается в том, что одинаковые гены дают высокое сходствопоинтеллектудажевтомслучае,когдасредабыларазной.Изимеющих- ся данных делается вывод о том, «что в общих когнитивных способностях генети- ческие влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50 % их вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пре- делах — 0,4-0,8.  Это означает: от 40 до 80 % различий  между людьми по этому признаку  объясняется  различиями  между ними по наследственности»  (Равич-


20 0             Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

Таблица 4.4


Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.