Модел ь интеллект а по Кеттеллу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди современных  моделей структуры интеллекта  можно упомянуть  наиболее разработанную,апоэтомуизавоевавшуюпризнаниемногихисследователей,кон- цепцию, предложенную  Кеттеллом  (Cattell,  1971). В этой концепции предпола- гается,  что фактор  G складывается  из двух общих факторов,  которые  получили названия  интеллекта текучего (gf) и интеллекта  кристаллизованного  (g c ). Вооб- ще-то  Кеттелл  выделил  пять факторов  второго порядка,  два из которых,  по его мнению,  представляют  компоненты G Спирмена.  Различия  между факторами  g f

и g c — наиболее  детально разработанный  аспект исследований  Кеттелла и его со-

трудников,  поэтому  и употребляется  название:  «Теория  текучего и кристалли-

зованного  интеллекта».

Кеттелл солидарен  со Спирменом  в понимании  интеллекта, сущность  которо- го — постижение  отношений, зависимостей.  Он полагает  наличие  двух детерми- нант этого постижения  отношений:  природных  и приобретенных.  Первые, природ- но обусловленные, способствуют  тому, что процесс  приобретения  опыта и навы- ков для одних людей  менее  затруднен, чем для других.  Эти различия  позволяют говорить  о текучем  интеллекте, который  может быть, как предполагается, изме- рен тестами, «свободными  от культуры».

Использование  текучего интеллекта  для разрешения  возникающих  перед чело- веком проблем  приводит  в результате обучения  к возникновению  и развитию  кри- сталлизованного  интеллекта, предстающего  как  своего  рода конденсат  нашего опыта. Кристаллизованный  интеллект  изменяется  в зависимости  от культуры, ак- тивности, интересов  личности  и измеряется  традиционными  тестами интеллекта.

Каждое проявление  способностей, выраженное  в деятельности, — это, соглас- но Кеттеллу, функция  определенных  факторов, относящихся  к трем классам.

 
1 . Центральны е  (или  общие)  способности  обусловлены структурными и функциональными  свойствами  головного  мозга и оказывают  влияние  все познавательные  процессы.  Сугубо умозрительно   предполагается, что наи- более общий из факторов, относящихся  к центральным  способностям, — может характеризовать  величину  материального  субстрата  познания.  Дру- гие факторы  идентифицируются  с функциональными  особенностями  моз- га. Центральные  способности  — основа текучего интеллекта.

2. Локальны е способности связаны  как с врожденной, так и с приобретенной организацией  сенсорных  и моторных  зон мозга.  Эти способности  обнару-


190  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

Рис . 4.5. Ретикулярная факторная модель интеллекта

 

живаются  при выполнении  заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного  восприятия, а также моторной  активности.  Фак- торы, входящие  в локальные  способности, оказывают  несколько  более огра- ниченное  влияние  на успешность  выполнения  тестов, чем те, которые  от- носятся  к центральным  способностям.

3.  Факторы-операции в отличие  от центральных  и локальных  способностей более тесно связаны  с культурным  опытом  индивида.  Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные  познавательные  навыки  (интел- лектуальные  алгоритмы), и специализированные  профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые  для достижения  какой-либо  цели. Кеттелл  относит их к кристаллизованному  интеллекту.

Два первых класса  обозначаются  как «ограничивающие  способности»  потому, что в какой-то  мере ограничивают  эффект  обучения.  Как  видим, они  природно обусловлены.  Третий  класс — инструментальные  структуры, возникающие  в ито- ге взаимодействия  центральных  и локальных  способностей  с культурным  опытом индивида.

Схематически  представления Кеттелла  — так называемая ретикулярная фак- торная модель интеллекта иллюстрируется рис. 4.5. Сам автор подчеркивает, что предложенная  им теория  — не то же самое, что деление  способностей  на природ- но обусловленные  и приобретенные.  Индивидуальный  уровень  факторов, отно-


4.3.  Структура  интеллекта  191

 

 

сящихся  к каждому из трех классов, зависит  как от наследственного, биологиче- ского, так и от среды. Основное  отличие  — в степени этой зависимости.  Так, пред- полагается, что центральные  способности  минимально  зависимы  от обучения.  На противоположном  полюсе  располагаются  факторы-операции.  Однако  текучий интеллект  оказывает  влияние  на развитие  каждого фактора-операции  (например, по отношению  к приобретаемым  навыкам  индивидуальный  уровень g f  будет опре- делять скорость  обучения  им). Локальные  способности  занимают  промежуточное место, они формируются  как за счет среды, так и за счет наследственности.  Они также оказывают, хотя и меньшее, влияние  на развитие  факторов-операций.  На- пример, вербальное  обучение, приводящее  к развитию  понимания  слов, требует и слуховой  и зрительной  перцепции  слов.

Кеттелл  приходит  к следующим  выводам.

 
 
• Наследственность  влияет  на в большей  степени, нежели  на  однако не эквивалентен  генетическому  интеллекту. Текучий  интеллект  представ- ляет собой  биологическую  способность, зависимую  от воздействий  биоло- гической  среды, таких ее переменных, как питание, особенности  пренаталь- ного развития, наконец  от того, что унаследовано  индивидом.  Тем не менее генетические  факторы  оказывают  на непосредственное  воздействие, а на

 
 
косвенное, через влияние на     

 
• Изменения  окружающей  среды, воздействующие  на биологическое  разви- тие, окажут большее влияние на  чем на                                           

 
• Изменения  окружающей  среды, связанные  с образованием  и культурой, повлияют на  но не окажут никакого воздействия на                                         

 
 
• Возраст  не оказывает  равного  воздействия  на и  Возрастное  снижение текучего интеллекта  начинается  раньше  (в 3-м десятилетии), чем кристал- лизованного, по отношению  к последнему  оно может не проявиться  и в глу- бокой старости.

 
 
 
• Травмы  головного  мозга  будут оказывать  разное  воздействие  на  и  В раннем  возрасте  они повлияют  прежде на  а уже позднее  В более позднем возрасте травмы мозга окажут малое влияние на будет страдать                                                                                          

На первый  взгляд  может  показаться, что в теории  раскрывается  взаимодей- ствие среды и наследственности  в формировании  интеллекта.  Однако это взаимо- действие  приводит  лишь к появлению  факторов-операций, образующих  кристал- лизованный  интеллект, обусловленный  опытом  и обучением.  Решающее  же зна- чение имеет интеллект  природный, определяющий  и ограничивающий  развитие

«приобретенного»  интеллекта.  При этом природный  интеллект  ни в коей мере не является  предпосылкой, потенцией.  Он поддается  измерению  точно так же, как кристаллизованный  интеллект.  Теоретические  заключения  Кеттелла  во многом определяются  его убежденностью  в возможности  создания  тестов  интеллекта, независимых  от культуры.

 
Иногда отмечается, что Кеттелл как бы «раздваивает»  интеллект:  зависимый  от наследственности  и — зависимый  от среды. В действительности  это раздвоение  но- сит скорее внешний  характер.  Не следует думать, что кристаллизованный  интеллект есть в основном  приобретение  социальное.  Кэттелл  считает, что так же как и                                                                                                                        детерминирован  генетически, только первый примерно  на 70 %, а второй — на 90 %.


192  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

 

Польские  психологи  (3 . Петрасинский, 1975) считают, что за вычетом  терми- нологических  и технических  различий  теория  Кеттелла  близка  взглядам  россий- ских исследователей.  Например, «способности  ограничивающие»  соответствуют врожденным  задаткам  способностей.  Разумеется, для развития  теории  реинтер- претация  иногда  не только допустима, но и желательна.  Но в данном  случае речь идет о несопоставимых  взглядах.

 
 
Экспериментальные  данные,  приводимые  Кеттеллом,  а  также  С. Хорном (Horn, 1968) в пользу  существования  текучего  и кристаллизованного  интеллек- та, подвергает  критике  Гилфорд  (Guilford, 1980), который  указывает  на то, что данные  Кеттелла  получены  на выборке, имеющей  широкий  возрастной  диапазон (от 14 лет до 61 года), разнородной  по профессиям, полу и образованию.  Практи- чески  отсутствует  корреляция  между  парами  параметров, характеризующих,  с одной стороны  а с другой — тогда как теория  предусматривает  наличие  зна- чимых корреляций.

Все это позволяет  Гилфорду  предположить, что  стоят две группы  тес-

тов, а результатам, полученным  с помощью  каждой  из них, присуща  определенная кривая  развития  и спада.  Вероятно, текучий  интеллект  будет «обнаруживаться»  с помощью  высокоскоростных  тестов, требующих  активного  вовлечения  сенсомо- торных компонентов  деятельности, а кристаллизованный  — вербальных.  Свое от- ношение  к данной  теории  Гилфорд  выразил  в названии  статьи, посвященной  ее анализу:  «Текучий  и кристаллизованный  интеллект:  два надуманных  понятия» (Fluid and crustallized intelligence: two fanciful concepts, 1980). Сам автор  «кубиче- ской» модели интеллекта  очень осторожен  в оценке  влияния  наследственности  и среды  на способности.  Он полагает, что верхние  границы  развития  интеллекта определяются  как наследственностью, так и средой. Гилфорд  — противник  тестов,

«свободных  от культуры»,  создание которых  он  считает  недостижимой  задачей, ложным  направлением  исследований.

 




Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.