Модел ь интеллект а по Стернбергу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модель  интеллекта, уже более десяти лет разрабатываемая  американским  психо- логом из Йельского  университета  Робертом  Стернбергом, получила  широкую  из- вестность  и популярность.  В литературе  она обычно  называется  трехкомионент- ной или триадной теорией интеллекта. Сам автор  этой теории считает  ее сходной с теорией кристаллизованного  и текучего интеллекта.  Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной  и экспериментальной  (рис. 4.6). В первой, контек- стуальной, части постулируется, что интеллект  — это психическая  активность, свя- занная  со способностью  индивида  приспосабливаться  к изменениям  в своей среде так, чтобы  это приспособление  оптимально  удовлетворяло  требованиям  среды.

 
Интеллект, согласно  Стернбергу, не может быть рассмотрен  вне социокультур- ного  контекста.  Следовательно, интеллект  может  отличаться  в разных  группах людей, в зависимости  от различий  в их среде.  Из этого  следует недопустимость тестирования  одним и тем же тестом двух групп людей, если только не установле- но, что их адаптивные  характеристики  одинаковы.  Так, у пожилых  людей такие события, как уход на пенсию, смерть друга, болезнь, содержательно  иные, чем те, к которым  должны приспосабливаться  молодые люди. Кроме того, структура


 

 

Рис. 4.6. Трехкомпонентная теория Стернберга


194  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

 

ды изменяется  с возрастом.  По мере старения  она становится  все менее сложной, и это отрицательно  влияет  на когнитивное  функционирование. Эти факты, как замечает  Стернберг, заставили  ряд исследователей  выделить  разные  стадии  раз- вития  взрослого  человека, на каждой  из которых  решаются  свои  задачи.  Напри- мер, если в раннем  зрелом  возрасте  необходимо  создать  семью, начать  работать, то в среднем возрасте человек решает задачи, связанные  с воспитанием  детей, стре- мится  занять  положение  в обществе.  Старость  ставит новые  задачи, связанные, в частности, с известными  материальными  лишениями, потерей близких людей и поддержанием  здоровья.  Решение  этих задач связаны  с географическими, нацио- нальными  и экономическими  условиями  жизнедеятельности.

Согласно  Стернбергу  (и данная  точка зрения  находит подтверждение  у других исследователей), следующие  характеристики  наиболее  важны для интеллектуаль- ного функционирования  в период взрослости:  приспособление к повседневной жиз- ни,демонстрациясоциальнойкомпетентности,демонстрациялегкостирешения новыхпроблемиразвитыевербальныеспособности.Повседневныеинтеллектуаль- ные способности  более важны  для характеристики  интеллекта  в среднем  и стар- шем возрасте, нежели  в молодом.  Из этого можно  сделать вывод о том, что тради- ционные  тесты  интеллекта  очевидно  неадекватны  для оценки  контекстуальных составляющих  окружающей  среды.

Вторая  часть  теории, компонентная,  дополняет  первую,  в ней  определяются некоторые  элементарные  познавательные  процессы, способствующие  оптималь- ной гармонии  между средой  и индивидуумом.  Основная, исходная  единица  ана- лиза  в компонентной части теории — информационно-процессуальный компо- нент. Компонент  — это элементарный  информационный  процесс, действующий при представлении  в сознании  объектов  или символов.  Компонент  может преоб- разовать  сенсорный  импульс  в абстрактное  представление, одно  представление в другое или в моторную  активность.

Различаются  компоненты  двух типов, родственных  между собой.  Прежде  все- го это метакомпоненты. По сути, они представляют  собой  исполнительные  про- цессы  высшего  порядка  и функционируют  тогда, когда вырабатывается  план ре- шения  задачи, контролируется  ее выполнение, требуется  оценка  результатов  ра- боты.  Выделяется  шесть следующих  метакомпонентов.

1.  Определение  природы  проблемы, которая  нуждается  в разрешении.

2.  Определение  плана и необходимых  для решения  задачи  компонентов.

3.  Выбор одного или более способов  организации  информации, на основе ко- торых будут активизироваться  компоненты  более низкого  порядка.

4.  Организация  компонентов  низшего  порядка  в цельную  и систематизиро- ванную  стратегию  решения  проблемы.

 
5.  Вынесение  решения  о распределении  относящихся  к вниманию  и других процессуальных  ресурсов  для решения  разных  аспектов  проблемы.

6.  Мониторинг  за ходом решения  проблемы.

Второй тип — исполнительные компоненты. Эти компоненты используются в текущем  осуществлении  стратегии  решения  задачи.  Три следующих  вида испол- нительных  компонентов  участвуют в решении  разных задач.


4.3.  Структура  интеллекта  195

 

 

1.  Компоненты  кодирования.

2.  Компоненты  комбинирования  и сравнения.

3.  Компоненты  решения  (ответа).

В третьей, экспериментальной части теории, указывается на то, что интеллект наиболее  отчетливо  проявляется  в задачах или ситуациях, в которых  действуют элементарные  когнитивные  процессы.  К этим ситуациям  или задачам индивиду- ум пытается  успешно  приспособиться, это относительно  новые  ситуации, либо реакции  на них могут принять  автоматический  характер.

Существуют  определенные  взаимозависимости  между контекстуальной, ком- понентной  и экспериментальной  частями  триадной  теории.  Контекстуальная часть определяет  интеллект  как способность  человека  приспособиться  к измене- ниям  в среде.  Экспериментальная  часть теории  ограничивает  контекстуальную, указывая  на то, что лучшими  показателями  интеллекта  являются  успешность  в решении  новых задач либо  тех, решение  которых  находится  в процессе  автома- тизирования.  Хотя эти два фактора  — новизна  задания  и автоматизация  выпол- нения  — и уточняют  понимание  интеллекта  как адаптации, их недостаточно  для понимания  процессов, лежащих  в основе  интеллекта.  Для этого необходима  ком- понентная  часть, которая описывает  общие процессы, присущие  многим типам по- ведения, и в то же время  характеризует  специфичные  процессы, позволяющие понять  индивидуальные  различия  в интеллектуальной  деятельности.

Характеризуя модель  интеллекта, разрабатываемую  Стернбергом, следует от- метить  ее известную  умозрительность, выражающуюся, в частности, в том, что автор мало интересуется  индивидуальными  различиями  в интеллекте  и его пред- ставления  важны прежде всего в плане общепсихологическом.  Концепция  Стерн- берга, подчеркивающая  социокультурную  основу  интеллекта, противостоит  его психофизиологической  редукции  у Айзенка, отрицает  роль скорости  при  перера- ботке информации, как, по существу, единственного  показателя  продуктивности интеллектуальной  деятельности.

 

4.3.7 . Концепци я генерального фактора: вчера и сегодня Как  нетрудно  заметить, ни одна из существующих  ныне  моделей  интеллекта  не опровергает  концепции  генерального  фактора  Спирмена.  Безуспешными  оказа- лись  попытки  раздробить  интеллект  на  множество  отдельных  способностей. Упорно  появляющиеся  корреляции  между тестами  указывают  на единую основу измеряемого  ими явления.

 

Взятый конкретно  во всем многообразии  своих проявлений, он (ум) имеет и общие для всех его проявлений  черты и черты специальные, характеризующие  отдельные его сторо- ны и проявления  в разных сферах или областях приложения  (Рубинштейн, 1940, с. 538).

 

Представления  Спирмена  в их классическом  виде во многом  устарели, но, не- однократно  подвергавшиеся  критике, они тем не менее  сегодня  успешно  разви- ваются  за рубежом.  Кстати, в отечественной  психологии  острие  критики  теории Спирмена  далеко не всегда попадало  в цель. Так, долгое время было принято  счи- тать, вслед за С. Л. Рубинштейном, что, признавая  существование  общей умствен- ной одаренности и специальных  способностей, Спирмен  «противопоставляет  их


196  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

друг другу как  два внешних  и рядоположных  "фактора"»  (Рубинштейн, 1940, с. 539). В этом  случае ошибочно  отождествляются  факторы  специфические  (5), которым  особого  значения  не придавалось, со специальными  способностями. В концепции  Спирмена, на наш взгляд, наиболее  важным  является  то, что здесь интеллект  не распадается  на несвязанные  друг с другом способности, не оказыва- ется утраченной  его общая  основа  и внутреннее  единство.

Свойства  интеллекта  не даны как некоторые  обособленные  акты, а представ- ляют собой  стороны  единой  и неразрывной  познавательной  деятельности, орга- нически  включенной  в психическую  активность  человека.  Это не перечеркивает практического  значения  некоторых  из выделенных  Гилфордом  и другими  иссле- дователями  факторов  интеллекта, на  основе  которых  могут  быть  разработаны узконаправленные  тесты, измеряющие, предположим, насколько  сопоставимы  с конкретными, специфичными  требованиями  будущей работы  способности  пре- тендующих  на нее людей.

Как  различные  подходы  к определению  интеллекта, так  и его структурный анализ  не объясняют, почему  существуют  различия в способностях.  Изучение причин  индивидуальных  различий  позволяет  понять, что же измеряют  тесты ин- теллекта.  Но, прежде чем перейти  к этому, необходимо  остановиться  на том, ка- ким  представляется  исследователям  распределение  количественных  оценок  ин- теллекта  в популяции.

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.