Модел ь интеллект а по Гилфорду
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимо  сразу подчеркнуть, что для американского  психолога  Гилфорда  (Guil- ford, 1967) факторный  анализ  — средство  подтверждения  теоретической  обосно- ванности  предлагаемой  модели интеллекта, а не инструмент  ее построения.  Модель основана  на предположении  о трех измерениях, комбинации  которых определяют различные  типы интеллектуальных  способностей.  Каждый  фактор  интеллекта  об- разуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в ко- торой она производится (содержание), и получаемого  в итоге результата (рис. 4.3). Гилфорд  различает  пять типов  операций, составляющих  первое измерение  моде- ли: понимание информации  (С), запоминание (М), дивергентное  мышление,  или производство  логических  альтернатив, связанных  с предъявляемой  информаци- ей (D), конвергентное мышление, или производство  логически обоснованных  вы- водов (N) и оценивание — сравнение  и оценка  информационных  единиц  по опре- деленному  критерию  (Е).

Второе измерение  определяется  в терминах  содержания  или форм предъявле- ния информации.  Предъявляемая  информация, согласно  Гилфорду, может быть образной  (F), символической  (5), семантической  (М) и поведенческой  (В).

Третье измерение  — это продукт, результат приложения  определенной  интел- лектуальной  операции  к конкретному  содержанию.  Результаты  предстают  в виде относительно раздельных элементов, единиц (U), классов (С), отношений  (R), систем (S), трансформаций (Т) и импликаций (I). Таким образом, предполагает-


4.3. Структура интеллекта  

 

 

Рис/ 4.3. Модель структуры интеллекта по Гилфорду

 

ся существование  120  (5x4x6)  факторов  интеллекта, каждый  из которых  вклю-

чает  сочетание  трех условных  обозначений, соответствующих  типу  операции, форме  предъявления  информации  и полученному  результату.

Так, способность  распознания  в изображениях  скрытых, «зашумленных»  объек- тов получает  обозначение  CFU (операция  — обнаружение, узнавание;  содержа- ние — образное;  результат — единица, элемент информации).  Способность  к оцен- ке мотивов поведения  другого человека — CBI (операция  — распознавание;  содер- жание — поведение;  результат — импликация, или вывод, логически  связанный  с информацией, но выходящий  за ее пределы).  До последнего  времени  эксперимен- тально были выделены  около 88 факторов  и разработаны  определяющие  их тесты.

Факторы, выделенные  в модели, считаются ортогональными   (независимыми), что исключает  существование  факторов  высшего  порядка.  Тем самым  эта теория отрицает  общую основу интеллекта.  По данным  Гилфорда, 18 % всех величин  ко- эффициентов  корреляции  между отдельными  тестами  располагаются  в интерва- ле от -0,10 до +0,10  (8677 из 48140 коэффициентов), а в 24 % случаев следует по- лагать нулевую гипотезу  (r = 0). На первый  взгляд, эти данные  не подтверждают существования  общего фактора  интеллекта.  Однако  даже если признать  получен- ные результаты  полностью  достоверными, в 76 % случаев r > 0, несмотря  на тща- тельный  подбор факторов  интеллекта  таким  образом, чтобы они были независи- мыми.  Поэтому  модель не позволяет  объяснить  значительное  количество  корре- ляций  больше  нуля, ибо  их наличие  заставляет  предположить  существование общих факторов.


188  Глава  4.  Измерение  интеллекта

 

 

При этом заметим, что Гилфорд  далеко не всегда стремился  быть объективным в своих исследованиях, например  обследовал  специфические  выборки  испытуе- мых, где исключалось  влияние  общего  фактора  интеллекта/ Весьма существенно и то, что понятие  «интеллектуальные  способности»  трактуется  весьма  широко. Скажем, чувствительность  испытуемого  к эмоциональным  состояниям  других лю- дей, понятая  как способность, возможно, не имеет непосредственной  связи с об- щим  интеллектом.  В западной  психологической  литературе, посвященной  этой модели  интеллекта, немало  указаний  на невоспроизводимость  многих  факторов Гилфорда, отсутствие  их четкой  дифференциации, а также слабую прогностиче- скую эффективность  предлагаемых  тестов, которая  не превосходит  результатов, полученных  с помощью  тестов, опирающихся  на признание  общих способностей. Теоретические  представления  Гилфорда  по сути своей смыкаются  с теми фактор- ными  теориями, в которых  интеллект  расщепляется  на множество  независимых способностей.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.