Матриц а факторных весов с вращением и без вращения рейтинговых оценок по шкале оценки личности преподавателя (данные получены
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

с помощью программы

 

 

Факторная  матрица  после вращения  представлена  в колонках  А', В' и С' табли- цы. Доля дисперсии  каждого задания  та же самая, что и в факторной  матрице  до вращения  факторов, но факторы, полученные  после вращения, легче интерпрети- ровать, чем в матрице  до вращения.  Вращение  варимакс  является  процедурой  ор- тогонального вращения, в которой факторные  оси остаются перпендикулярны- ми друг к другу. В противоположность  этой процедуре  факторные  оси при обличе- ском (косоугольном)   вращении  формируют  острые или тупые углы по отношению друг к другу. Ортогональные  факторы  обычно  легче интерпретировать, чем ко- соугольные, поскольку  эти факторы  не коррелируют  друг с другом (независимы).

При  интерпретации  факторной  матрицы  после  вращения  следует  обратить особое внимание  на задания, которые  имеют вес 0,50 и выше по данному  фактору. Четыре задания  — 1 (тактичный), 2 (вежливый), 4 (доброжелательный)  и 9 (тер- пеливый)  — имеют высокие  нагрузки  по фактору А'. Соответственно  подходящим названием  для этого  фактора  могло  бы быть такое  обозначение, как  «деликат- ность»  или  «вежливость».  Еще четыре задания  имеют  высокие  нагрузки, но уже по фактору  В': 6 (осведомленный), 8 (организованный), 10 (подготовленный)  и

11 (пунктуальный), значит, соответствующим  наименованием  фактора  В' могло бы быть «готовность».  Наконец, три задания  имеют высокие  нагрузки  по факто- ру С: 3 (креативный), 5 (увлеченный)  и 7 (способный  мотивировать);  подходя- щим  обозначением  этого фактора  могло бы быть — «стимулирующий»  или «мо- тивирующий».  Эти три  фактора  приобретают  психологический  смысл при опре- делении  типа личности  преподавателя, который  предпочитают студенты.

 

 

 
SPSS  — Статистический    пакет  для  социальных  наук  (Statistical Package for the Social Sciences).


166  Глава 3. Психометрические основы психодиагностики:  основные этапы...

 

 

Безусловно, имеется гораздо больше приложений  для факторного  анализа, чем те, на которых мы остановились.  Сегодня  факторному  анализу посвящено  множе- ство книг и статей.  В то же время существуют значительные  разногласия  не толь- ко относительно  наилучших  процедур  факторизации  и вращения  факторов, но и в отношении  их интерпретации.  Тем не менее факторный  анализ  был и остается одним  из наиболее  мощных  инструментов  психолога, разрабатывающего  тесты.

 

Валидност ь тест а

 

Существует  достаточно  много  разных  способов  доказательства  валидности  теста. О них и пойдет  речь далее.

Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен.

 

Очевидна я валидность — описывает  представление  о тесте, сложившееся у ис- пытуемого.  Тест должен восприниматься  обследуемым  как серьезный  инструмент познания  его личности, чем-то схожий с вызывающим  уважение  и в какой-то  ме- ре трепет  медицинским  диагностическим  инструментарием.  Очевидная  валид- ность приобретает  особое значение  в современных  условиях, когда представление о тестах в общественном  сознании формируется  многочисленными  публикация- ми в популярных  газетах и журналах того, что можно  назвать  квазитестами, с по- мощью  которых  читателю  предлагается  определить  все, что угодно: от интеллек- та до совместимости  с будущим  супругом.

Конкурентна я валидность оценивается по корреляции разработанного  теста с другими, валидность  которых  относительно  измеряемого  параметра  установ- лена.  П. Клайн  отмечает, что данные  о конкурентной  валидности  полезны  тогда, когда есть неудовлетворительно работающие  тесты для измерения  некоторых  пе- ременных, а новые создаются  для того, чтобы улучшить качество  измерения.  В са- мом деле, если  уже существует  эффективный  тест, то для чего нужен  такой  же новый?

Прогностическа я валидность устанавливается с помощью  корреляции между показателями  теста и некоторым  критерием, характеризующим  измеряемое  свой- ство, но в более позднее  время.  Например, прогностическая  валидность  какого- либо теста интеллекта  может быть показана  корреляцией  его показателей, полу- ченных  у испытуемого  в возрасте  10 лет, с академической  успеваемостью  в пери- од окончания  средней  школы.  Л. Кронбах  считает  прогностическую  валидность наиболее  убедительным  доказательством  того, что тест измеряет  именно  то, для чего он был предназначен.  Основная  проблема, с которой  сталкивается  исследо- ватель, пытающийся  установить  прогностическую  валидность  своего теста, состо- ит в выборе внешнего  критерия.  В особенной  степени  чаще всего это касается  из- мерения  личностных  переменных, где подбор внешнего  критерия  — чрезвычайно сложная  задача, решение  которой  требует немалой  изобретательности.  Несколь- ко проще  обстоит  дело при  определении  внешнего  критерия  для когнитивных тестов, однако  и в этом  случае исследователю  приходится  «закрывать  глаза»  на многие  проблемы.  Так, академическая  успеваемость  традиционно  используется  в качестве  внешнего  критерия  при валидизации тестов интеллекта, но в то же вре-


3.9.  Стандартизация  теста  167

 

 

мя хорошо известно, что успехи в обучении  далеко не единственное  свидетельство высокого  интеллекта.

Инкрементна я валидность имеет  ограниченное  значение  и относится к слу- чаю, когда один тест из батареи  тестов может иметь низкую  корреляцию  с крите- рием, но не перекрываться  другими  тестами  из этой батареи.  В этом случае дан- ный тест обладает инкрементной  валидностью.  Это может быть полезно  при про- ведении  профотбора  с помощью  психологических  тестов.

Дифференциальна я валидность может  быть  проиллюстрирована  на примере тестов интересов.  Тесты интересов  обычно  коррелируют  с академической  успева- емостью, но по-разному  для разных  дисциплин.  Значение  дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.

Содержательна я валидность определяется через  подтверждение  того, что за- дания  теста  отражают  все аспекты  изучаемой  области  поведения.  Обычно  она определяется  у тестов  достижений  (смысл  измеряемого  параметра  полностью ясен!), которые, как уже указывалось, тестами  собственно  психологическими  не являются.  На практике  для определения  содержательной  валидности  подбирают- ся эксперты, которые  указывают, какая  область  (области)  поведения  наиболее важна, например, для музыкальных  способностей, а затем, исходя из этого, гене- рируются  задания  теста, которые  вновь оценивают  эксперты.

Конструктна я валидность теста демонстрируется полным, насколько  это воз- можно, описанием  переменной, для измерения  которой  предназначается  тест. По сути дела, конструктная  валидность  включает  в себя все подходы  к определению валидности, которые были перечислены  выше. Кронбах и Мил  (Cronbach  & Meehl,

1955),  которые  ввели  в психодиагностику  понятие  конструктной  валидности, пытались  решить проблему отбора критериев  при валидизации  теста. Они подчер- кивали, что во многих случаях ни один отдельно  взятый  критерий  не может слу- жить для валидизации  отдельного  теста.  Можно  считать, что решение  вопроса  о конструктной  валидности  теста представляет  собой  поиск  ответа на два вопроса:

1) существует ли реально  некоторое  свойство;  2) надежно  ли измеряет  данный  тест индивидуальные  различия  по этому свойству.  Вполне  понятно, что с конструкт- ной валидностью  связана  проблема  объективности  в интерпретации  результатов по изучению  конструктной  валидности, однако  эта проблема  общепсихологиче- ская и выходит за рамки  валидности  (подробнее  см. гл. 2).

Из вышесказанного  следует, что не существует  какого-либо  единичного  пока- зателя, с помощью  которого  устанавливается  валидность  психологического  теста. В отличие от показателей  надежности  и дискриминативности, нельзя осуществить точные  статистические  расчеты, подтверждающие  валидность  методики. Тем не менее разработчик  должен представить  весомые  доказательства  в пользу валидно- сти теста, что потребует  от него психологических  знаний  и интуиции.

 


Стандартизаци я теста

 

Одним  из важных  отличий  психометрических  тестов является  то, что они  стан- дартизированы,  а это  позволяет  сравнить  показатели, полученные  одним  испы- туемым, с таковыми  в генеральной  совокупности  или соответствующих   группах.


168 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики:  основные этапы...

 

 

Тем самым достигается  адекватная  интерпретация показателя  отдельного  испы- туемого. Таким образом, стандартизация  теста наиболее важна в тех случаях, ког- да осуществляется  сравнение показателей  обследуемых.  При этом вводится поня- тие  нормы, или нормативных показателей. Для получения стандартных  норм нужно тщательно отобрать большее количество  испытуемых в соответствии с ясно обозначенным  критерием.  При формировании  выборки стандартизации  следует учитывать ее объём и репрезентативность.  В руководствах  по тестам чаще всего указывается  на то, что для простого  уменьшения  стандартной  погрешности  до- статочной будет выборка из 500 испытуемых.  Однако репрезентативность  выбор- ки не зависит от ее объема. Например, для того чтобы получить нормативные  по- казатели для всей популяции  детей, обучающихся в начальной  школе, потребует- ся выборка  объемом  более  10 тысяч, тогда как выборка  из такой  ограниченной популяции, как шеф-пилоты  авиакомпаний, не может быть столь значительной. Репрезентативность  выборки, таким образом, параметр более важный, нежели ее объем. В некоторых  случаях приходится  формировать  несколько  групп стандар- тизации или стратифицировать  группу стандартизации  относительно  таких пара- метров, как возраст, пол, социальный  статус. Устанавливать  нормы не всегда обя- зательно.  При  использовании  психологических  тестов в научном  исследовании нормы не столь важны и достаточно  «сырых» показателей  теста.

Нормы для каждой группы должны быть представлены  в средних величинах и показателе  стандартного  отклонения.  Расчет средней  величины  элементарен  и хорошо известен, а стандартное  отклонение  определяется  с помощью  формулы, имеющей  вид:

 

 
где SD — стандартное  отклонение;  X 2  — результат всего опросника  всех испытуе- мых; п — количество  испытуемых;  — сумма.

Сегодня  на практике  все больше используется  такой тип производной  оценки, как стандартные показатели, удовлетворяющий большинству  требований, предъ- являемых  к психологическому  измерению.  Такие  показатели  выражают  отличие индивидуального  результата  испытуемого  от  среднего  в единицах  стандартного отклонения  соответствующего  распределения.  Стандартные  показатели  получа- ют двумя путями:  линейным  и нелинейным  преобразованием  первичных  («сы- рых») оценок.  В случае линейного  преобразования  сохраняются  все свойства  ис- ходного распределения  «сырых» оценок, и такие показатели  называются  стандарт- ными  или z-показателями.  Для вычисления  г-показателя  находят разность  между первичной  оценкой  и средним  для нормативной  группы  и делят ее на стандарт- ное отклонение  нормативной  группы.  Формула  имеет вид:

Здесь необходимо  сказать о том, что основной  причиной  преобразования  пер- вичных оценок  в некоторую  производную  шкалу является  желание  получить  по- казатели, которые  сопоставимы между собой  вне зависимости  от того, по какому


3.9.  Стандартизация  теста    169

 

 

тесту они  получены.  Линейное  преобразование  позволяет  получить  показатели сопоставимые  лишь в том случае, когда распределения  «сырых» оценок, по кото- рым они рассчитываются, имеют  примерно  одинаковую  форму.  Для того чтобы сопоставлять  показатели, полученные  на основе  распределений  разной  формы, прибегают  к нелинейному  преобразованию, или к нормализованным стандарт- ным показателям.  Процедура  нелинейного  преобразования  достаточно  проста  и описана  в многочисленных  руководствах  по математической  статистике.  Такие показатели  обычно  рассчитывают  с помощью  таблиц.  В этих таблицах приводит- ся процент  случаев, приходящихся  на участки, которые  отстоят от среднего  нор- мальной  кривой  на некоторое  число  единиц  стандартного  отклонения.  Сначала определяют  процент  лиц, чьи показатели  превышают  каждую  «сырую» оценку, а затем по этому проценту  в таблице  отыскивают  соответствующее  значение  нор- мализованного  стандартного  показателя.  Эти показатели, как и линейно  преоб- разованные, будут иметь  среднее  (X), равное  0, и стандартное  отклонение  (SD), равное  1. Нулевое  значение  показывает, что испытуемый  попадает  в точку, соот- ветствующую  среднему  нормальной  кривой, превосходя  50 % группы.  В случае, если показатель  равен —1, испытуемый  превосходит  примерно  16 % группы, а ес- ли + 1 — превосходит  84 % группы.  Нормализованным  стандартным  показателям можно  придать любую удобную форму, например, умножив  его на 10 и прибавив произведение  к 50, получаем  так называемый  «T-показатель»  и в этом случае Т, равное 50, соответствует  среднему, равному 60 — превышает  среднее на одно стан- дартное отклонение  и т. д. С другими, не менее популярными  нелинейными  пре- образованиями  «сырых» показателей  теста, можно  ознакомиться  в соответствую- щей литературе1.

Созданием  стандартизованного  теста и его публикацией  обычно  завершается работа  психолога, однако  следует помнить  и о том, что с течением  времени  не- обходим  пересмотр (ревизия)  теста.  Достаточно  вспомнить  о тестах интеллекта (см. гл. 4), нормы  по которым  устаревают через каждые 5 лет, и можно предполо- жить, что процесс  их старения  будет ускоряться.  Для наглядности  этапы  конст- руирования  теста представлены  на рис. 3.1.

Приме р из практики: определение надежности  опросника 16  PF  Кеттелла. Личностный  опросник  Раймонда  Кеттелла  16 PF(16  личностных  факторов) от- носится  к наиболее  распространенным  психодиагностическим  инструментам  и не нуждается  в специальном  представлении.  Уже без малого  50 лет психологи  всего мира используют  его  для решения  разнообразных  прикладных  и научных  задач. Однако  как в бывшем  СССР, так и ныне  во вновь  образованных  странах  этот опросник, несмотря  на достаточно  большую  популярность, используется  непро- фессионально, с нарушением  всех норм и правил, предъявляемых  к психологиче- ским тестам.

Кроме  различных  переводов  опросника, которые  существенно  отличаются один  от другого,  в русскоязычной  литературе  часто  встречаются  и различные

 

 

 
См., напр., БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник  по психодиагностике.  — СПб.: Питер,

1999, а также Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические  методы в педагогике  и психологии  / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1976.


170 Глава 3. Психометрические  основы психодиагностики:  основные этапы.

 

 

Рис. 3.1. Этапы конструирования теста

 

«ключи»  к его факторам.  Опубликованные  в многочисленных  сборниках  и бро- шюрах варианты  опросника  не защищены  (!) от ошибок  и произвольного  вмеша- тельства  в его текст.  Если  добавить  к этому  отсутствие  нормативных  данных, а также то, что не проводилась  проверка  гомогенности  шкал  опросника  на отече- ственных  зыборках, то непонятно, какого  рода результаты  получали  его многочи- сленные пользователи, какими диагностическими  заключениями  они оперировали. За последние  пятнадцать  лет у нас появились  только три (!) работы, в которых ста- вилась  задача  проверки  факторной  структуры 16P F на. национальных  выборках:


3.9.  Стандартизация  теста  171

 

 

это статьи В. М. Русалова  и О. В. Гусевой (1990), Ю. М. Забродина, В. И. Похиль- ко и А. Г. Шмелева  (1987), наконец, украинского  психолога  А. Г. Виноградова (1997).  Читателю  нетрудно  сравнить  это количество  публикаций  с тем множе- ством работ, в которых  опросник  использовался  для получения  «диагностически значимых  результатов».  Сказанное  позволяет  сделать вывод о том, что с помощью опросника  16PF измеряется  нечто, имеющее  неясное  отношение  к факторам  лич- ности, выделенным  и описанным  Кеттеллом.

Занимаясь  работой по психометрической  адаптации  личностных  опросников1, мы не могли обойти  вниманием  и столь широко  распространенный, как  16PF. За основу  была взята  форма  «А» опросника  16PF. Были  обследованы  227 человек (135 женщин  и 92 мужчины)  в возрасте  от 16 до 51 года. Средний  возраст  иссле- дуемых составлял  28 лет. Это были люди, которые  проходили  отбор на различные должности  в коммерческие  организации  Киева, все они имели  высшее  или сред- нее специальное  образование  (бухгалтеры, коммерческие  директоры, менеджеры разного уровня).

Как известно, точность  измерения  с помощью  психодиагностического  инстру- мента определяется  его надежностью.  С целью выяснить, насколько  точен прогноз, даваемый  психологом  на основании  результатов 16PF, данные, первоначально  по- лученные  нами, были оценены  по авторским  ключам на внутреннюю  согласован- ность с помощью  коэффициента  Кронбаха, вычисляемого  по следующей  формуле:

 
где a — коэффициент  Кронбаха;  r количество  заданий  теста; S — дисперсия  по

 
j-му  пункту теста;  — дисперсия  суммарных  баллов  по всему тесту.

В табл. 3.6 содержатся  данные  о внутренней  согласованности  факторов  лично- сти, полученные  по авторским  «ключам» (приведено  буквенное  обозначение  фак- тора).  Как видно  из таблицы, значение  коэффициента  Кронбаха  неудовлетвори- тельно для большинства  факторов.  А фактор  N вообще  измеряет  нечто, не имею- щее никакого  отношения  к проницательности, расчетливости  и наивности  (если употреблять  обыденное  название  этого фактора).  Лишь некоторые  из факторов, например  фактор  F (сургенция—десургенция)  и фактор H пармия—тректия  (сме- лость—робость), надежно  измеряют  то, что должны  измерять.  Таким  образом, в результате  проверки  надежности—согласованности  оригинальных  ключей  было показано, что ряд шкал опросника  негомогенны.  Можно  предположить, что это следствия  искажения  смысла заданий  при переводе  на русский  язык и/или суще- ствования  известных  культурных  различий.

Для того чтобы выявить, что же именно  стоит за данными, получаемыми  с по- мощью 16PF, мы использовали  факторный  анализ. Факторы  извлекались  методом

 

 

 
Автор выражает свою признательность  за участие в этой работе своему бывшему аспиранту Виталию

Духневичу.


172 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы...

 

Таблица3.6







Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.