Восклицание риторическое – см. Риторическое восклицание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вывод – завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис.

Выразительность (экспрессивность) – качество речи, отличающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмоциональная окрашенность, в устном варианте – интонации, паузы и пр.

Гипербола (греч.) – вид тропа, образное преувеличение. Пример: ждать целую вечность.

Гипотеза (греч.) – продолжение, требующее подтверждения.

Главная часть произведения – та его композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты, идеи, обобщения, выводы. Содержит развитие и разрешение основного замысла.

Градация (лат.) – стилистическая (риторическая) фигура: такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. Пример: Время летит: минута, век, эра.

Дебаты (англ.) – формальный метод ведения спора; публичный спор сторон, задача которых – повлиять на мнение третьей стороны (аудитории), склонить ее на свою сторону.

Дедукция (лат.) – логическое умозаключение от общего суждения к частным (или другим общим) выводам; способ доказательства, при котором на основании законов логики из общих постулатов выводятся частные суждения.

Деловая беседа – межличностное речевое общение, которое предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и направлено на решение той или иной проблемы.

Деловая речь. Устная: переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах; письменная: используемые документы (договоры, акты, доверенности, заявления и пр.). Отличается точностью, строгой юридической обоснованностью, отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

Демагогия – форма манипулирования реципиентами или аудиторией путем призывов, обещаний и лозунгов, лишенных реального обеспечения.

Демонстрация – логическая форма построения доказательства.

Диалектика – искусство вести беседу, направленное на обсуждение проблемы с целью достижения истины в результате противоборства мнений.

Диалог (греч.) – разговор двух человек (иногда – нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий меняются ролями. Употребителен термин диалогическая речь.

Дискурс – (от лат. diskuro, diskursum – рассказывать, излагать, бегать туда и сюда) – речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.

Дискуссия (лат.) – обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатического и т.п. вопроса, доклада, книги на конференциях, собраниях, в прессе и др. Обычно имеет своей целью выявление общности подходов, достижение согласия между ее участниками; спор, в котором используются только корректные приемы аргументации и поведения. Цель дискуссии – спор ради истины, своеобразный интеллектуальный поиск. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса – в качестве объединяющего начала здесь выступает тема.

Диспозиция (лат.) – один из основных разделов классической риторики, «расположение»: в нем рассматривается композиция речей, сочинений, в зависимости от жанра и типа речи.

Диспут (лат.) – научный или ученый спор, который проводится с целью, например, защиты работы или звания. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента.

Доведение до абсурда – тактика отрицания, в рамках которой оратор демонстрирует нелепость, несостоятельность аргументов оппонента; гипертрофируя, он доводит их до абсурда.

Довод – мысль, утверждение, аргумент в поддержку какого-либо тезиса.

Доказательство – логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Д. бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктивные и индуктивные. В Д. используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).

Завязка – начальный момент фабулы (сюжета) текста, в ней обычно намечается конфликт.

Заключение – завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых задач.

Импровизация (лат.) – быстрое, без подготовки, сочинение и исполнение стихов, прозы, музыки, а также продукт такого творчества. Умение, необходимое оратору (в варианте прозы). Требует огромных эрудиции, развитых механизмов речи, опыта.

Имя — смысловая модель, которая используется при изобретении содержания речи и предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей. Пример: Владивосток — владей востоком.

Инвектива (лат.) – резкое выступление против кого-либо, словесный выпад, обличение; часто носит оскорбительный оттенок.

Инвенция (лат.) – один из основных разделов классической риторики, «изобретение»; в нем определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.

Инверсия (лат.) – изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передача оттенка мысли (стилистический прием): Вывели лошадей, Не понравились они мне (Тургенев). В данном примере сказуемое не понравились приобретает фразовое ударение и особую интонацию, передающую сомнение.

Индукция (лат.) – логическое умозаключение от частных, отдельных случаев, фактов – к общему выводу: накопление фактов, их анализ, обобщение, вывод правила, закономерности.

Инициатива в споре – тактика утверждения, в рамках которой наряду с приведением аргументов в свою защиту оратор предвосхищает контраргументы оппонента и разбивает их.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются мелодика речи (в результате повышения и понижения голоса), ритм, тембр, темп, интенсивность речи, фразовое и логическое ударения.

Ирония (греч.) – стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания, придает последнему эффект насмешки.

Каламбур (фр.) – игра слов, основанная на омонимии, шутливый прием, создающий комическую ситуацию, например: Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. (Д. Минаев).

Кинесика – наука о зрительно воспринимаемых движениях другого человека, выполняющих выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

Клише (фр.) – речевой стереотип, готовый оборот, стандарт, легко используемый в определенных условиях; облегчает восприятие. Используется в массовой коммуникации. Пример: о землетрясении – Жертв и разрушений нет.

Коммуникация (лат.) – общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка – речь. Возможна невербальная коммуникация.

Композиция (лат.) – построение, внутренняя структура произведения (сочинения, речи и пр.). Имеет свои приемы.

Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение). 1. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи, дающий возможность точно установить значение каждого входящего в него слова или предложения. 2. Условия употребления данной языковой единицы в речи (речевая ситуация).

Контраргумент – доводы и суждения, направленные на опровержение аргумента.

Критерий аргумента – философия каждого отдельно взятого аргумента.

Круг в доказательстве – ошибка аргументации, состоящая в том, что истинность тезиса обосновывается с помощью аргументов, истинность которых требует обоснования с помощью самого тезиса.

Кульминация (лат.) – композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предшествующая разрешению конфликта.

Культура речевого общения – соблюдение совокупности требований к хорошей, т.е. достигающей коммуникативных целей речи: 1) актуальность, истинность, способность заинтересовать слушателя; 2) соответствие законам логики и композиции; 3) соответствие языковой норме; 4) целесообразный выбор средств языка, выразительность и др.

Кунктация – тактика затягивания приведения своих доводов перед предъявлением самого сильного аргумента. Создает иллюзию наличия у оппонента слабой стороны и своеобразный эффект неожиданности.

Лаконичная (от греч. Лаконика – область в Греции) речь – речь краткая, четкая, чеканная: словам тесно – мыслям просторно.

Линия аргументации – продуманная, четкая, выверенная последовательность аргументов.

Литота – один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.

Личностная атака – тактика критики личностных данных (характера, опыта, знаний, внешнего вида и т.д.) оппонента. См. Аргументы к человеку.

Логическое ударение – усиление голоса на том слове в фразе,которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу!

Логичность речи – одно из требований культуры общения. Соблюдение законов и правил логики: так, закон тождества будет нарушен, если оратор (может быть, и неосознанно), начав речь термином экология обозначает одно понятие, а в дальнейшем вкладывает в это слово иное понятие (значение).

Логос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: словесное, мыслительное начало.

Манеры оратора – личностные свойства, привычки, факты внешнего поведения: сдержанность – развязность, открытость – замкнутость, доброжелательность – безразличие и пр. Известно, что ораторам вредили привычки сморкаться, вытирать пот, чрезмерная жестикуляция, привычка смотреть в сторону, часто поправлять воротничок и т.п.

Манипуляция – в широком смысле вид психологического воздействия на личность или группу лиц, в рамках которого манипулятор влияет на поведение других, не раскрывая характер собственного.

Массовая коммуникация (масс-медиа) – речь, обращенная не к определенным лицам, а ко всем: радио, телевидение, пресса, реклама, объявления, плакаты и пр. Определяет воздействие огромной силы, используется властями, политическими партиями и пр.

Меморио (лат.) – раздел классической риторики о приемах запоминания текста речи.

Метафора (греч.) – троп, основанный на сходстве предметов, явлений. Пример: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья. (А.С. Пушкин). Весны – т.е. юности.

Метонимия – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий. Пример: любить Пушкина, т.е. любить стихи Пушкина

Мнимое следование – ошибка аргументации, состоящая в отсутствии логической связи между тезисом и аргументами.

Монолог (греч.) – речь одного человека (в отл. от диалога, полилога). В некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.

Невербальные средства общения – неязыковые; взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, различные сигналы – стук, звонок; в тактильном общении – прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.

Недостаточность аргументов – приведение слишком малого числа аргументов или недостаточно глубоких аргументов для доказывания исходного тезиса.

Неориторика – новая риторика, возникла во второй половине ХХ в. на основе идей классической риторики в результате поиска оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу Н. положены новые научные направления – психолингвистика, теория коммуникации, лингвистика текста и др.

Обратная связь – реакция на речевое высказывание: ответ на вопрос, согласие или несогласие, новое выступление и пр.

Обращение риторическое – см. Риторическое обращение.

Обстоятельства – смысловая модель, которая позволяет развить содержание речи, отвечая на вопросы где? когда? как? каким образом? и т.п.

Оксюморон – подчеркнутое соединение противоположностей, несоединимых слов. Пример: мертвые души, живой труп, передовые отстающие, всем известные новости.

Олицетворение – троп, в котором животные и неживые предметы наделяются человеческими свойствами.

Описание – один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека (портрет, интерьер, пейзаж); сюжет не играет существенной роли, действующее лицо – сам автор.

Оппонент – лицо, не согласное с доводами оппонента и выступающее с возражением.

Определение – смысловая модель, используя которую нужно назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода.

Опровержение – процесс установления ложности и необоснованности тезиса, заявленного в аргументации.

От сказанного с условием к сказанному безусловно – использование аргументов истинных в частных случаях, в определенных условиях и контекстах в качестве универсальных и верных во всех случаях для доказывания более широкого тезиса.

Ошибки речевые:

· неточное употребление слова;

· просторечные и диалектные слова в литературном тексте;

· неправильное образование форм склонения, спряжения;

· нарушение сочетаемости слов;

· неправильное построение предложений, словосочетаний;

· неоправданные повторы и пр.

 

Палочный довод – см. Аргумент к силе.

Панегирик (греч.) – изначально: у древних греков – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков и героев-современников. Позднее: похвальное слово в честь кого-либо. Современное значение: восторженная и неумеренная похвала.

Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Пример: Тише едешь — дальше будешь. (Пословица).

Параллелизм – однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Парафраз, парафраза, а также перифраз и перифраза (греч. paraphrasis – описательный оборот, описание). 1.Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на характерные черты. Туманный Альбион (вместо «Англия»).

Пародия (греч.) – шуточное подражание, воспроизводящее в усиленном, обостренном виде какие-либо не очень удачные образы и обороты речи автора (чаще – в стихах).

Пафос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: намерение, эмоциональное начало в речи оратора.

Плеоназм (греч. pleonasmos – излишество) – речевое излишество, многословие, употребление слов, излишних с точки зрения смысла. Каждая минута времени.

Повествование – один из функционально-смысловых типов речи (наряду с описанием и рассуждением); в повествовании излагаются события, развиваются действия, оно динамично, имеет сюжет и персонажей, содержит диалоги, нередко вводятся элементы описания, реже – рассуждения.

Повторы слов, оборотов речи, предложений – стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце – эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр.

Поговорка – образное, иносказательное выражение, лаконичное по форме, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Вот где собака зарыта. Не в коня корм.

Поддержка аргумента – раскрытие смысла аргумента, его объяснение с целью абсолютного понимания реципиентом.

Подмена тезиса – изменение аргументатором первоначального тезиса в процессе рассуждения.

Подтекст – словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Полемика (гр.) – спор, преимущественно в политике, науке, – вид дискуссионной речи; спор, во время которого так же, как и в дискуссии, используются корректные приемы. Это спор ради убеждения или защиты своего мнения. Обычно П.спор, при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах. П. отличается тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Полисемия – многозначность.

Пословица – образное законченное изречение, имеющее (в отличие от поговорки) назидательный смысл. Что посеешь, то и пожнешь.

Потеря тезиса – ошибка, аналогичная подмене тезиса, но совершаемая бессознательно в ходе сложно выстроенной линии аргументации, сложноподчиненных логических связей; может быть вызвана демагогией, отвлечением от основной темы.

Предвосхищение оснований – приведение в качестве аргумента положений, которые хотя и не являются заведомо ложными, однако нуждаются в доказательстве.

Пример – эмпирический факт, подтверждающий истинность аргумента.

Пример – смысловая модель, которая предполагает, что каждое положение речи должно быть иллюстрировано примерами, которые черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.

Притча – аллегорический поучительный (реже – сатирический) небольшой сюжетный рассказ. Напр.: Притча о Блудном сыне. Нередко вводится в структуру публичной речи.

Причина и следствие – смысловая модель, к которой обращаются в момент создания речи, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок.

Прогнозирование – предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью.

Произнесение (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи.

Произношение – одна из важнейших характеристик устной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведение звуковой стороны речи.

Проксемика наука о коммуникативном пространстве, способ использования пространства. (Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними).

Пролог – вводная часть повествования произведений, подготавливающая читателей к развертыванию сюжета.

Пропонент – лицо, отстаивающее свою позицию в споре.

Просодия, просодика (греч. prosodikos – припев, ударение) – общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость и т. п.

Просторечие – слова, выражения , формы слов, не входящие в норму литературной речи.

Противоречие аргументов – логическая ошибка, заключающаяся в том, что в процессе доказывания тезиса аргументатор использует аргументы, противоречащие друг другу.

Рабулистика – направление эристики; искусство изощренной аргументации.

Развязка – разрешение конфликта в повествовательном произведении.

Разговор – диалог, общение, как правило, вне официальных условий; беседа; характеризуется упрощенным синтаксисом, сниженной лексикой.

Рассуждение – функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием, повествованием), строится на логических умозаключениях, на причинно-следственных связях. Истинность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов.

Релевантность – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

Реплика (фр.) – краткое замечание, ответ в диалоге.

Рефрейминг – понятие из сферы нейролингвистического программирования, обозначающее изменение рамок восприятия ситуации реципиентом.

Реципиент – человек, получающий информацию.

Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение.

Речевое событие – основная единица речевого общения (коммуникации), некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Речевой этикет (фр.) – установленный и общепринятый порядок речевого поведения, правила вежливого обращения; речевые формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, знакомства, извинения и т.п. в различных условиях.

Ритм (греч.) – одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью выразительности, легкости усвоения и пр.

Риторика (греч.) – теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи.

Риторический вопрос – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Пример: Что может быть постыднее недомыслия? (Цицерон).

Риторическое восклицание – особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы!

Риторическое обращение – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия. Пример: Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! (Русская народная песня).

Род и вид – смысловая модель, которая отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) – ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему (дедукция).

Сарказм (греч.) – язвительная, жестокая насмешка, построенная на контрасте внешнего смысла и подтекста.

Свидетельства, или обращение к авторитетам (смысловая модель) – это цитаты, изречения, которые употребляются с целью придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии.

Свойства (смысловая модель) – это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия.

Синекдоха (разновидность метонимии) – употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот. Примеры: все флаги в гости будут к нам; мастер золотые руки.

Синонимия – совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические синонимы), синтаксических конструкций, фразеологических единиц.

Сопоставление – смысловая модель, с помощью которой ведутся поиски общего между предметами и явлениями, как и открытия отличного и противоположного, которая позволяет классифицировать бесконечное разнообразие вещей.

Софизм – уловка, хитрость; намеренное, тщательно замаскированное нарушение законов логики.

Софистический спор – спор, направленный на достижение победы над оппонентом любой ценой, с использованием как корректных, так и некорректных приемов. Спор ради убеждения любой ценой.

Спор – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и опровергают противоположные точки зрения. С. – это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения, столкновение, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Основные виды С.дискуссия, полемика, диспут.

Сравнение – 1. Сопоставление для установления сходства и различия, логическая операция. 2. Троп, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.

Стилистические (или риторические) фигуры (фигуры речи) – конструкции, способствующие выразительности речи: анафора (единоначатие), эпифора (повтор-концовка), параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др.

Табу словесное – слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т.п.).

Такесика – невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.).

Тезис (греч.) – положение, требующее доказательства; первая часть модели дедуктивного рассуждения; выдвинутое аргументатором суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.

Тезисы – кратко сформулированное положение подготовленного доклада, выступления; (Употребляется обычно во м. числе; не путать с термином «Тезис»).

Тема (греч.) – предмет речи, сочинения, разговора и т.п. При актуальном членении та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового.

Техника речи – совокупность умений и навыков, главным образом, выразительной устной речи; владение приемами построения речи и выбора средств языка; построение типовых конструкций деловых бумаг; графические умения, каллиграфия; техника чтения.

Трехзвенная структура аргумента – структура аргументации, в которую входят аргумент, поддержка, пример.

Тропы (греч.) – слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения и пр.

Убеждение – способ, прежде всего, вербального влияния, включающий в себя систему доводов, которые обосновывают и доказывают выдвинутый тезис.

Ударение фразовое, логическое – выделение голосом наиболее важных слов; перемена ударения меняет смысл предложения и текста.

Уловка в споре – некорректные и непозволительные приемы, используемые для получения преимущества в коммуникативной ситуации, максимального удовлетворения собственных интересов, победы в споре и ослабления позиции противоположной стороны.

Умозаключение – логическая конструкция; такая форма мышления, которая обеспечивает правильный вывод из двух или нескольких суждений, напр.: Все жидкости упруги; вода – жидкость; она упруга. Обычно умозаключения строятся по свернутой модели; используются в рассуждениях.

Умолчание – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее.

Умышленное заблуждение – использование в доказательной речи неистинных, заведомо ложных аргументов и фактов, выдаваемых за истинные.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Филиппики (греч.)гневные, обличительные речи против кого-либо; чаще всего политического характера. Получили такое название в связи с яростными выступлениями афинского оратора Демосфена (IV в. До н.э.), в которых разоблачались агрессивные устремления царя Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского), его покушение на демократические ценности греческих полисов.

Философия аргументации – наиболее важная и общая ценность, которая защищается всей линией аргументации.

Фразеологизмы (греч. - идиомы) – совокупность устойчивых сочетаний, оборотов речи, значение которых отличается от простой суммы значений и составляющих их слов. Фразеологизмы иносказательны, часто окрашены юмором: держать ушки на макушке – т.е. быть настороже; купить кота в мешке – т.е. приобрести что-то, не видя.

Хрия (строгая)речь-рассуждение, в которой избирается дедуктивный метод изложения.

Целеполагание – заключительная ступень мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи; цель – это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероятностно, на основе прошлого опыта.

Целое – части – смысловая модель, которая позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Цитата (лат.) – дословная выдержка из какого-то произведения, из устной речи авторитетного автора, используется в доказательстве или в полемике, в рассуждении. В письменной речи при использовании цитат обязательна ссылка на авторский текст.

Чрезмерное доказательство – приведение слишком большого числа аргументов, многие из которых являются лишними и малоубедительными.

Эвристика (греч.) – 1. В Древней Греции система обучения путём наводящих вопросов, восходящая к Сократу; 2. Совокупность исследовательских методов, направленных на открытие, познание нового, ранее неизвестного; 3. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность).

Эвристический алгоритм – алгоритм, не основанный на формальном доказательстве.

Эзопов язык – язык иносказаний, намеков, недомолвок, каламбуров, притч; высоко ценился в ораторских школах. Эзоп – древнегреческий баснописец, сюжеты произведений которого использовались другими авторами (Ж. Лафонтен, И.А. Крылов).

Экспозиция (лат.) – начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основному действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине (задержанная) и даже в конце, как разгадка запутанного сюжета.

Эллипсис (греч.) – стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации.

Элокуция (лат.) – раздел классической риторики, «выражение» и «украшение»: в нем рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи.

Эпилог (греч.) – заключительная часть повествовательного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета.

Эпитет – образное определение. Пример: воздушный почерк, изящная теория, безголовый директор и др.

Эпифора – повтор заключительных элементов последовательных фраз. Пример: Кто должен взяться за это, если не мы? И кто сумеет сделать это, если не мы?

Эристика – искусство спора, полемики; искусство добиваться победы в споре; подраздел логики.

Этос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое начало; нравственные принципы, лежащие в основе речи оратора.

Эффект края – психологическое явление, заключающееся в том, что из всей линии аргументации лучше, быстрее и эффективнее запоминаются аргументы, находящиеся в начале и в конце выступления.

Юмор (англ.) – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выделение забавного в жизни, шутка; шуточные произведения, используемые в общении: юморески, пародии, анекдоты, каламбуры, эпиграммы и пр.

«Ядовитый сэндвич» – аргументативный (пропагандистский) прием, активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Позитивное сообщение дается между негативным предисловием и негативным заключением так, что положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории. Обратным к предыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич», где негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тесты состоят из заданий с выбором одного варианта из четырех или нескольких вариантов из пяти предложенных ответов, заданий на установление соответствия, заданий с пропуском слова.

Обоснование каких-либо суждений, практических решений или оценок, где наряду с логическими применяются речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия, – это

а) аргументация

б) доказательство

в) опровержение

г) убеждение

2. … – процесс воздействия на психическую сферу человека, основанный на неосмысленном принятии им каких-либо сведений или идей

а) убеждение

б) аргументация

в) доказательство

г) внушение

 

3. _________ аргументация предполагает форму демонстративного рассуждения при истинных посылках

4. В недоказательной аргументации не могут быть использованы:

а) правдоподобный тезис, недостоверные аргументы,

б) достоверные аргументы, демонстративное рассуждение

в) достоверные аргументы, недемонстративное рассуждение

г) недостоверные аргументы, недемонстративное рассуждение

 

5. … аргументация построена со ссылкой на опыт

а) теоретическая

б) эмпирическая

в) интуитивная

г) категорическая

 

6. … аргументация опирается на рассуждение

а) теоретическая

б) эмпирическая

в) интуитивная

г) категорическая

7. … аргументация – это аргументация, эффективность которой ограничена определенной аудиторией,

а) универсальная

б) контекстуальная

в) интуитивная

г) эмоциональная

 

8. Применимая в принципе в любой аудитории аргументация – аргументация __________________

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 575.