С точки зрения предмета выделяются три вида аргументации: эпидейктическая, судительная и совещательная.
Эпидейктическая аргументация.
Используется не только в эпидейктических (показательных), но и в других речах (гомилетике, философских, педагогических трудах). Задача эпидейктической аргументации – установить принципы и ценности, на основе которых должны обсуждаться положения, факты, проблемы. Предметы эпидейктической аргументации рассматриваются вне времени, т.е. независимо от меняющихся обстоятельств.
Виды аргументов (доводов),
Характерные для эпидейктической аргументации
Аргумент к смыслу
Предмет речи (например, честь) осмысляется путем его определения через род и видовые отличия или путем представления совокупности его частей, видов, рассматривается в сравнении и противопоставлении и т.д., то есть включается в более широкий смысловой контекст, что необходимо для понимания слушателем позиции оратора.
Аргумент к доктрине
Это указание на определенное теоретическое положение (как правило, принимаемое за непреложную истину) и связь с этим положением обсуждаемого вопроса (например, по марксистской философии: Бытие определяет сознание).
Аргумент к авторитету
Этот аргумент представляет собой обращение к авторитетному суждению, предписанию (например: Как сказал один из древних авторов, не богатство друг, а друг – богатство).
Модель и антимодель
В речи создается образ личности (конкретной или обобщенной), нравственные качества, характер действий и решения которой автор представляет как достойные/недостойные подражания, служащие утверждению) разрушению системы общезначимых ценностей. Модели строятся обычно как описания, но автор от фактов переходит к обобщениям, на уровень ценностных мотиваций поступков.
Аргумент восхождения
В речи показывается (на личном опыте или опыте других), как можно пройти путь к достижению высокой цели или идеала (познание, самоусовершенствование).
Судительная аргументация.
В судительных высказываниях устанавливаются, определяются и оцениваются факты прошлого. Этот вид аргументации используется не только в судебных речах, но и в исторических трудах; он позволяет представить смысл деяния по его последствиям.
Судительные аргументы группируются в зависимости от того, на каком этапе обсуждения факта прошлого к ним обращаются. Таких этапов (статусов) четыре:
1) этап установления (было ли совершено деяние),
2) этап определения (что это было),
3) этап оценки (как это квалифицировать),
4) этап отвода (например, судья сам замешан в преступлении и не может судить и т.д.).
Статус установления – система аргументов, с помощью которых устанавливается и обсуждается факт (состав действия, субъект и объект, место, время, образ действия, средства, последствия, обстоятельства внешнего характера, причина, цель).
Виды аргументов (доводов),
Характерные для судительной аргументации
Аргумент к составу
Это изложение событийной основы факта (состав действия), которое сопровождается характеристикой действия.
Аргумент к лицу
В высказываниях обсуждается совместимость присущих субъекту свойств и содержания действия (ум, твердость, ответственность или – недалекость, слабоволие, безответственность и т.д.).
Аргумент к причине
Рассматриваются причины, обусловившие действия субъекта (намеренная постановка цели или реакция на действие другого лица, сложившуюся ситуацию и т.д.)
Аргумент к обстоятельствам
Устанавливаются внешние обстоятельства, что дает возможность представить действие как единственно необходимое или указать на то, что данное лицо не могло его совершать (отсутствовало в данное время там, где происходили события), и т.д.
Статус определения – это система аргументов, с помощью которых выясняется, к какой норме следует привести факт и правомерно ли это.
Аргумент к норме
Частное суждение приводится к общему (норме) по схеме силлогма, т.е. в данном случае используется логическая схема аргументации.
Аргумент к истолкованию
Конкретный случай может не подходить под норму, частично не совмещаться к ней. В таком случае содержание нормы нужно представить так, чтобы показать, что ее общий смысл является основанием и для решения данного дела, то есть, по выражению А.Ф. Кони, вложить в «сжатую форму закона обширное жизненное содержание». Например, выявить идентичность или близость топоса нормы и того понятия, которое обсуждается в связи с данным случаем.
Аргумент к совместимости
Факт может рассматриваться с точки зрения двух или нескольких норм. При этом необходимо установить, какая из норм предпочтительна в этом конкретном случае, как согласуются нормы друг с другом, какова их иерархия по отношению к факту. Ответы на эти вопросы требуют выхода за пределы обсуждаемых норм к ценностным суждениям, к более высоким уровням иерархии топосов.
Статус оценки – система аргументов, с помощью которых оценивается степень или характер применения нормы к фактам и дается оценка фактов с точки зрения нормы или норм с точки зрения фактов.
Возникла первоначально в судебных речах при обсуждении меры ответственности, но позже стала использоваться в философских и исторических трудах, а также политической и деловой речи, где оценка предваряет совещательную аргументацию (более совершенный проект, более современная технология и т.д.).
Основное мыслительное действие в аргументации статуса оценки – сопоставление. Сопоставительная оценка осуществляется по следующим правилам.
Правило справедливости требует одинаковой оценки равнозначных категорий.
Правило обратимости: если субъекты равнозначны и действие одного субъекта в отношении другого правомерно, то правомерно такое же ответное действие.
Правило транзитивности: оценка действий одного лица в отношении другого равнозначна оценке того же действия в отношении третьего лица.
Аргумент к прецеденту
Предшествующий факт рассматривается как положительная или отрицательная норма для последующего.
Аргумент к прогрессу
Последующий факт рассматривается по отношению к предшествующему как то, к чему следует стремиться. Аргументация к прогрессу может быть использована в области науки, техники, но к ней не следует прибегать при обсуждении проблем общественного развития, то есть в совещательных речах.
Аргумент к прехождению
Говорящий (оратор) исходит из того, что все в мире повторяется, все предопределено.
Использование этого аргумента не способствует пробуждению интереса аудитории: во-первых, снижается ценность предмета обсуждения; во-вторых, идея повторяемости времен чужда человеку европейской культуры. Однако в системе судительной аргументации он играет важную роль, потому что позволяет оценить как норму некоторые общие свойства повторяющихся фактов.
Аргумент к выбору
В аргументе отрицательно оценивается принятое решение и предлагается другое как оптимальный по своим целям и последствиям вариант.
Аргумент замещения
Аргументация замещения основана на подстановке субъекта, действия, обстоятельств, целей, объекта, внешнего топоса.
Она может быть необходимой и вестись добросовестно, но обычно используется для введения в заблуждение, когда реальные мотивы принятия решения заменяются другими, которые могут представить его в более выгодном свете.
Аргумент к цели и средствам
Цель и средства, используемые для ее достижения, оцениваются в их отношении к норме (обсуждается совместимость/несовместимость целей и средств).
Совещательная аргументация.
Задача совещательной аргументации – обсуждение предложений и принятие решений. Предмет совещательной аргументации – возможное в будущем времени.
Приемлемость предложения может быть обоснована такими же доводами, что и определение и оценка фактов прошлого.
Виды аргументов (доводов),
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1107.