М.К. де Врие и Д. Миллер попытались перенести на типологию организаций и их культур психопатологические критерии, использующиеся в отношении отдельных личностей. В результате были выделены типы организаций и их культур в зависимости от морально-психологического климата в коллективе:
Драматическая организация | несколько «показушное» поведение, демонстрация бурной деятельности, забота о производимом впечатлении. Обычно это организации, находящиеся на стадии бурного роста, на этапе экспансии на рынке. Стиль руководства в основном кооперативный. |
Депрессивная организация | консервативная, бюрократизированная, «зарегулированная», стремящаяся к сохранению статус-кво. Такая организация способна выжить только в условиях стабильности на рынке при слабой конкуренции. Преобладающий стиль управления — авторитарно-бюрократический |
Шизоидная организация | сниженная внешняя активность, преобладание внутренней жизни («расщепление ума»); воздействие высшего руководства не ощущается, цели и стратегия развития не ясны, среднее звено управления стремится к личному благополучию, созданию «удельных княжеств», завоеванию расположения высшего руководства. Карьеру делают оппортунисты, соглашатели, подхалимы. Стиль управления — попустительский |
Параноидальная организация | испытывает постоянный страх перед контролем, старается подстраховаться на все случаи жизни, стратегия не активная, а реактивная, ориентация на защиту. Большое внимание уделяется обоснованиям, регламентам, инструкциям и их утверждению «в верхах». Стиль управления — бюрократический |
Культура «оранжереи» | Характерна для государственных предприятий, которые не интересуются изменениями внешнего окружения. Персонал слабо мотивирован, что связано со структурой предприятия, бюрократичностью, конформизмом и анонимностью отношений. Эта система направлена на сохранение достигнутого |
••Собиратели колосков» | Предприятия, в большинстве своем мелкие и средние, стратегия которых зависит от случая. Их структуры анархичны, функции распылены. Основой системы ценностей является уважение к руководителю. Как правило, эти предприятия находятся в трудном положении и вследствие этого не могут мотивировать персонал |
Культура ••огорода» | Модель, типичная для французских предприятий, имеющих пирамидальную структуру. Подобные предприятия стремятся к сохранению доминирующих позиций на традиционном рынке, используя испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне |
Культура ••французского сада» | Несколько измененный под влиянием американского опыта вариант культуры «огорода». Распространен на крупных предприятиях (пример — хорошо известная фирма IBM, имеющая бюрократизированную структуру, где к людям относятся, как к винтикам, необходимым для функционирования системы) |
Культура «крупных плантаций» | Характерна для крупных предприятий, имеющих 3-4 иерархических уровня. Их отличительной чертой является постоянное приспособление к изменениям окружения, поэтому гибкость персонала всячески поощряется. Степень мотивации достаточно высока |
Культура «лианы» | Сокращенный до минимума управленческий персонал, широкое использование информатики, ориентация каждого работника на требования рынка, высокое чувство ответственности на всех уровнях, что обеспечивает высокую степень мотивации персонала |
Модель «косяка рыб» | Предприятия, характеризующиеся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно меняющие структуру и поведение в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. Особые требования предъявляются к «интеллектуальной гибкости» персонала |
Культура «кочующей орхидеи» | Присуща различным рекламным агентствам и консультационным фирмам, которые, исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому. Они имеют неформальную, постоянно меняющуюся структуру и ограниченное количество работников. Их цель — предложить единственный в своем роде товар. Степень мотивации персонала относительно низка |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 410.