Познавательная | Позволяет работнику реализовать в рамках оргкультуры такие личностные мотивы, как любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в определенном коллективе людей, познать свое «я», свои сильные и слабые стороны и Т.П. |
Ценностеобразу-ющая | Формирование у людей взглядов и отношений к смыслу жизни и правильного понимания тех ценностей, которые предлагает окружающая среда. Множественность систем ценностей и подверженность какому-либо влиянию порой заставляют человека отказаться от позитивных общечеловеческих ценностей и идеалов, выбрав бесчеловечные, грубые, антигуманные, стяжательские или аморальные ценностные ориентиры. Личностные ценности генетически производны от |
ценностей социальных групп. Выбор и освоение человеком ценностей обусловлены чувством его идентичности, принадлежности к той или иной малой группе. Эти малые группы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей | |
Коммуникационная | Установление и использование через познанные ценности, нормы делового поведения и этики общения эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке любого вида информации, любого вида деятельности. Путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, в решаемые ею проблемы. Данная функция позволяет удовлетворить естественную и в последнее время весьма актуальную потребность в информации |
Нормативно-регулирующая | Благодаря своей интеграционной направленности ведет к идентификации работниками себя с организацией, задает регулирующие нормы поведения работников, делая это поведение предсказуемым и управляемым. Именно благодаря развитию этой функции рождается такое отношение к работе, которое приводит не просто к удовлетворенности трудом, а к приверженности к организации в целом. Нормативно-регулирующая функция позволяет контролировать формы поведения и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной организации |
Мотивирующая | Принадлежность к сильной оргкультуре уже сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, великие цели, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, демократический стиль и процедуры управления, будучи частями оргкультуры, имеют огромное мотивирующее воздействие на работу персонала предприятия |
Инновационная | Внешняя функция, помогающая организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляют система целей, ориентированная на потребности клиентов, готовность к риску и внедрению инноваций, социальная ответственность. Результатом ее являются создание позитивного имиджа организации и завоевание высокого авторитета как у поставщиков, так и у потребителей |
Стабилизационная | Развитие системы социальной стабильности в организации, достижение общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, роста сплоченности коллектива |
Основные свойства оргкультуры.
Динамич-ность
Систем-ность
Структурированность
Относительность
Внутри оргкультуры может быть много локальных культур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и другим признакам и называющихся субкультурами. Присутствуют, как правило, и контркультуры, которые отвергают общую оргкультуру или какой-либо из ее элементов. Контркультуры могут находиться в прямой оппозиции к доминирующей культуре, в оппозиции к структуре власти и органов управления либо в оппозиции к определенным элементам общей оргкультуры, ее структурным составляющим, нормам взаимоотношений, ценностям и т.п. Субкультура может находиться в том же измерении, что и доминирующая оргкультура, или создавать в ней как бы второе измерение
Любая культура существует и эффективно развивается лишь благодаря тому, что ее постулаты, нормы и ценности разделяются персоналом. Чем выше степень разделяемое™, тем более существенное и сильное влияние на поведение персонала организации оказывают нормы и ценности, цели, кодексы и другие структурные элементы оргкультуры
Способность оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям, с одной стороны, и становиться частью положительных изменений, не теряя своей эффективности, с другой стороны. Это свойство напрямую зависит от такой характеристики, как сила оргкультуры
Признаки культуры организации:
· она социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники предприятия;
· регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние на отношения между сослуживцами;
· создается людьми, т.е. является результатом человеческих действий, мыслей, желаний;
· осознанно или неосознанно принимается всеми сотрудниками;
· полна традиций, так как проходит определенный исторический процесс развития;
· познаваемая;
· способы измениться;
· осознаваема и неосознаваемая;
· ее нельзя постичь с помощью какого-либо одного подхода, поскольку она многогранна и в зависимости от применяемого метода каждый раз раскрывается по-новому;
· культура организации есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии.
Организационная культура |
Внешние факты (видимы,но часто не интерпретируются) | Ценностные ориентации и верования (требуют более глубокого познания и знакомства) | Базовые предположения (принимаются подсознательно и бездоказательно) |
Первый уровень («поверхностный» или «символический»).
То, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств (формально-иерархическая структура организаций, система лидерства, технология, поведение членов организации и т.п.)
Второй уровень («подповерхностный»)
Ценности, которые в большей или меньшей степени осознаются членами организации, и могут быть обнаружены и описаны после интервью с представителями организационного ядра, анализа документации т.п.)
Третий уровень («базовые представления»)
Скрытые и принимаемые на веру предложения, направляющие поведение людей. Их совокупность образует так называемую «культурную парадигму» организации. Она формируется вокруг следующих базовых представлений – переменных (модель Г. Лэйна и Дж. Дистефано):
· отношения с природой
· ориентация во времени и пространстве
· представление о природе человека
· ориентация в деятельности
· отношения между людьми
Дата: 2018-12-21, просмотров: 355.