Организационная культура является комплексным понятием. Применительно к организации, в качестве самостоятельных направлений выделяют: культуру условий труда, культуру средств труда и трудового процесса, культуру межличностных отношений, культуру управления и культуру работника.
Организационная культура |
Субъективные элементы: (основы управленческой культуры) · миссия · ценности · обряды · ритуалы · символика · образы и мифы · принятые нормы общения · девизы · верования и т.п. | Объективные элементы: (отражают материальную сторону организации) · инфраструктура организационной культуры · цвет, удобство и оформление интерьера · внешний вид зданий · оборудование · мебель и т.д. |
Особое значение имеют субъективные элементы организационной культуры, поскольку являются основой управленческой культуры, которая характеризуется стилями руководства, методами решения проблем и поведением руководителей.
Организационные ценности представляют собой систему, которой должна обладать любая организация. Эта система включает: цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, дисциплину, исполнительность, новаторство, инициативность, трудовую и профессиональную этику и др.
Ключевые ценности, объединённые в систему, образуют миссию организации отвечающую на вопрос, что является для неё самым важным. Миссия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задаёт главные направления деятельности организации, формирует позицию в отношении управления (стиль, мотивационные принципы, порядок разрешения конфликтов и пр.) и создают основу её имиджа, мировоззрения, философии и специфики.
Функции миссии.
Внешняя | Внутренняя |
Предоставление субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в совей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнёрами, конкурентами и потребителями | Способствование единению и сплочённости внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного внутриорганизационного климата, расширению мотиваций, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия |
Для того, чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:
Отвечать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения |
Восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому она должна быть сформулирована предельно ясно для всех субъектов, взаимодействующих с организацией, и всех ее членов |
Формулировка миссии должна исключать возможность разнотолков, но и в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития организации |
Рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько она отвечает национальным особенностям, национальной идее, ожиданиям людей |
Если формулировка миссии подразумевает указание принципов или путей ее осуществления, они также должны быть социально перспективными, законопослушными и взаимовыгодными |
Миссия должна указывать отличительные особенности и стратегические преимущества именно данной компании, особенности ее философии, ценностей, этических принципов, отношения к работникам, характеризующие ее уникальность и позволяющие выделить ее из множества других фирм |
Миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать работника и его труд |
1. Миссия «общечеловеческое предназначение», служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее заботится о процветании общества (миссия компании «Филипс» - изменим жизнь к лучшему», миссия компании «Аптеки 36,6» - «Нести здоровье и красоту людям».
2. Миссия «главная стратегическая цель»: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для клиентов и персонала, иметь лучшие результаты.
Миссия совершенствования Mary Kay Cosmetics: «Предоставить женщинам неограниченные возможности улучшать свою внешность», ИКЕА: «Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей».
3. Миссия-экспансия (AT&T: «Мы созданы для того, чтобы быть лучшими в мире в объединении людей, давая им простой доступ друг к другу, к информации и услугам, в которых они нуждаются в любое время и везде»; ANY.RU: «Сделать современные инструменты повышения эффективности бизнеса, основанные на интернет-технологиях, доступными, подходящими и простыми в использовании для клиентов любых масштабах и отраслей»
Миссия «национальная идея»:
· народные миссии (Microsoft: «Компьютер на каждом столе, в каждом доме» «Сони»: «Телевизор в каждую семью», Nokia: «Соединять людей», Wal-Vart: «Предоставить простым людям возможность покупать вещи, ранее доступные только богатым», Jonson & Jonson: «Мы заботимся о вас и вашем здоровье», Fannie Мае: «Укреплять социальную ткань, постоянно демократизируя условия приобретения домов»);
· миссии элитарные («"Кадиллаки" для миллионеров, одежда "от кутюр", элитные коттеджные поселки, "подарок от Тиффа-ни" — для состоятельных бизнесменов» и т.п.);
· миссии специальные («Первыми в мире высадиться намарс», «Завоевать больше всех золтых медалей на Олимпийских играх», «Первыми клонировать человека» и т.п.)
5. Миссия «рекламная акция»: («Миэль-недвижимость»: «Мы оказываем услуги высшей пробы в сфере недвижимости и помогаем воплощать мечты в реальность, предлагая клиентам сервис, отвечающий их доверию и самым смелым ожиданиям. Наша деятельность направлена на постоянное, ежедневное расширение круга своих клиентов, готовых рекомендовать нас значимым для себя людям и организациям»; консалтинговая компания IBS: «С помощью современных технологий управления информацией способствовать как российским, там и международным компаниям, государственным предприятиям и организациям в достижении качественно нового уровня эффективности»; «ПетроАльянс»: «"ПетроАльянс" предоставляет своим заказчикам надежный, высокотехнологичный, качественный и экономически эффективный сервис»
Предлагаемый Б. Нанусом системный подход в разработке новых миссий
Стадия процесса | Гпавные проблемы | Вопросы, которые должны быть поставлены | |||||
1. Оценка имеющихся ресурсов | Каким бизнесом мы на самом деле занимаемся? | Какова миссия вашей компании или ее цель в настоящее время? Какие ценности дает ваша компания обществу? Каков характер отрасли, в которой действует компания, или институциональные рамки этой деятельности? В чем заключается уникальность положения вашей компании в данной отрасли или в институциональной структуре? Что необходимо для успеха вашей компании? | |||||
| Как мы работаем? | Какие ценности и какая организационная культура регулируют поведение сотрудников и принятие решений? Какие сильные и слабые стороны вашей компании проявляются в процессе ее деятельности? Какой стратегии придерживается компания в настоящее время и можно ли отстаивать эту стратегию? | |||||
| Проверка видения | Есть ли у компании четко сформулированное видение? Если да, то каково оно? Если компания продолжает двигаться по наезженной колее, то в каком направлении она пойдет через десять лет? Насколько верным будет такое направление? Знают ли руководители компании, куда она идет, и согласны ли они с направлением движения? Обеспечивают ли структуры, процессы, персонал, системы стимулирования работников и информационные системы поддержку того направления, по которому идет компания в настоящее время? | |||||
2. Проверка реальности проведения границ видения | Кто входит в число важных заинтересованных сторон и каковы их потребности? | Кто входит в число самых важных (ключевых) заинтересованных сторон (как в самой компании, так и вне ее) и кто из них является первым? Каковы главные интересы и ожидания, которые пять или шесть ключевых заинтересованных сторон связывают с будущим вашей компании? Какие угрозы или возможности исходят от ключевых заинтересованных сторон? Представьте себя заинтересованным лицом. Каких изменений в компании вы бы лично очень хотели? | |||||
| Как следует ограничить новое видение? | Каковы границы (временные, географические, социальные) вашего нового видения? Что должно совершить видение? Как узнать, что оно успешно реализовано? Каковы самые важные проблемы, которые должны быть решены видением? | |||||
3. Определение контекста видения, т.е. того положения, которое будет занимать организация в будущей внешней среде | Какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение? | Какие крупные изменения в потребностях и нуждах, удовлетворяемых вашей компанией, можно ожидать в будущем? Какие изменения в составе ключевых заинтересованных сторон можно ожидать в будущем? Какие существенные изменения той экономической среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем? Какие существенные изменения той общественной среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем? Какие существенные изменения в политическом окружении вашей компании можно ожидать? Какие существенные изменения в технологической среде можно ожидать? Какие другие существенные сдвиги во внешнем окружении вашей компании можно ожидать? | |||||
| Какие будущие процессы и события смогут оказать | Приоритет 1 = максимальное воздейсшии Приоритет 2 = воздействие, Олизкоо по сипи к мпкеиммиь ним у | |||||
| наибольшее воздействие на направление, по которому пойдет ваша компания, в том случае, если они произойдут? | Приоритет 3 = среднее по силе воздействие Приоритет 4 = минимальное воздействие | |||||
| Какие сценарии вероятны в случае наступления событий, способных оказать максимально сильное воздействие? | Запишите четыре или пять сценариев будущего. Возможны два варианта работы: начать с настоящего и описывать будущие события в порядке их наступления вплоть до какого-то конкретного момента или выбрать некоторый период в будущем и описать его, уделяя особое внимание тому, как мир пришел к состоянию, которое вы предвидите | |||||
-I Выбор миссии:
| Каковы альтернативные миссии? | Какие из всех возможных направлений, по которым может пойти ваша компания в ближайшие 5-7 лет, обещают максимальное улучшение ее позиций, а также достижение ею и ключевыми заинтересованными сторонами наибольшего успеха? | |||||
| Какие возможные миссии лучше всего отвечают критерию хорошего видения? | Ориентирована ли миссия на будущее? Принесет ли она лучшее будущее компании? Гармонирует ли она с историей, культурой и ценностями компании? Предлагает ли она стандарты совершенства и отражает ли возвышенные идеалы? Делает ли она цель и направление бизнеса более ясными? Пробуждает ли она энтузиазм и укрепляет ли лояльность сотрудников? Отражает ли она уникальность вашей компании и присущие ей возможности и что эти возможности означают? Обладает ли ваша миссия честолюбием и амбиционностью? | |||||
Девизы и слоганы в компании
Девиз — это краткое изложение миссии. Внешние девизы:
Samsung Electronics: «Будем работать вместе с клиентами. Изменим мир. Создадим прекрасное будущее!»; Du Pont: «Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии»;
Торговый дом «Опус»: «Гармония желаний и возможностей»; Cutterpilar tractor. «Круглосуточное техническое обслуживание в любой части света»;
Консалтинговая компания BLM-Consort: «Лучшие люди для лучших компаний»;
«Электролюкс» (Швеция): «Сделано с умом»; ООО «Рубеж-92»: «Обстоятельства переменчивы — принципы никогда»;
Continental bank: «Мы сможем найти выход»; АТТ: «Универсальное обслуживание»; «Тефаль»: «Ты всегда думаешь о нас»;
Nokia: «Инновации, дизайн, опыт, простота исполнения, надежные решения, удовлетворение потребителей»; ОСАО «Ингосстрах»: «Ингосстрах платит. Всегда».
Назначение внешних девизов — осуществление связующей роли между организацией и ее клиентами, аппелирование к первоочередному и преимущественному удовлетворению интересов заказчика по принципу, хорошо известному всем, — «Клиент всегда прав». Девиз должен утвердить именно такую основу для взаимоотношений, способствуя взаимному уважению, доверию, сотрудничеству и взаимопониманию между предприятием и клиентами. Цель девиза — заверить в первоклассности товаров и услуг компании, приемлемой цене, адекватной качеству и усилиям, приоритете интересов потребителя.
Внутренние девизы
1. Вознаграждение за выполняемую работу:
Высокое поощрение за качественно сделанную работу.
Справедливая и достойная оплата труда работников.
Рост благосостояния работников должен зависеть от работы фирмы. Работник должен оцениваться по знаниям и опыту.
Хорошо поработали — хорошо заработали!
Работать на совесть, получая достойную зарплату.
За качественную высокооплачиваемую работу!
Честно заработал — получил сполна!
Работать, чтобы жить!
Труд должен достойно оцениваться.
Высокое благосостояние каждого работника компании.
Достойная оплата — за выполненный труд
2 Качество, конкурентоспособность продукции:
Качество и конкурентоспособность — на первое место!
Качество продукции — наш престиж.
Совершенствовать продукцию, снижать цены.
От конкурентоспособной продукции — к высокой прибыли.
Качество продукции — залог процветания фирмы!
Большая отдача при меньших затратах.
Вперед и вверх
3 Отношение к работе и учет интересов работников: Оперативность, инициативность и качество работы.
Работать, а не подрабатывать.
Кадры решают все!
Наше благосостояние — в наших руках!
Заинтересуй работника — получишь результат!
Прежде думай о подчиненном, а потом — о себе!
Приоритет интересов фирмы над личными материальными интересам
руководства.
Делай — как себе!
Стабильность фирмы — успех работника!
Профессионализм и инициатива — залог успеха.
Качественная и ответственная работа — успех фирмы!
Чтобы хорошо жить — надо хорошо работать
Дата: 2018-12-21, просмотров: 325.