Символический блок культуры включает в себя обряды, символы, мифы, легенды, «героических личностей» организации, которые в достаточно образной и лаконичной форме отражают наиболее сильные, значимые стороны культуры компании и ее важнейшие Ориентиры.
Организационные обряды являются основой внутренних коммуникаций компании, призванных создавать яркое и притягательное поле взаимодействия единомышленников, связанных особыми минами и знаниями. Основу этих знаний составляет внутриорганизационное представление об идеальном мироустройстве. В это понятие компания вкладывает и визуальную организацию пространства, территории компании, и соответствующую символическую атрибутику: особая форменная одежда, эмблемы, гербы, знаки и значки, символические цвета, музыкальные и звуковые атрибуты (гимны, «речевки», мелодии).
Название обрадов | Содержание обрядов |
Вхождения в организацию и ухода | Ритуал первого дня работы, праздник знакомства с компанией, торжественные проводы на пенсию |
Исторические обряды | Празднование дня основания фирмы, чествование ее основателей, знаменательных поворотных событий из жизни компании |
Коллективные обряды | Встреча Нового года, общегосударственных и профессиональных праздников, дней рождения сотрудников, юбилеев, свадеб и других торжеств |
Обряды победителей и героев | Награждение лучших работников, победителей соревнования, выбор лучшего менеджера года, лучшего по профессии, самого активного работника, самого творческого и т.п. |
ритуальные обряды | Распевание гимна перед началом работы, особые формы приветствования, обращения, общения, ношение одежды с фирменной символикой |
Мифы и легенды в компании
Мифы и легенды постоянно циркулируют в компании, передаются одними поколениями руководителей и сотрудников другим и призваны в наглядной, образной, живой форме донести общекорпоративные ценности.
Примеры легенд, существующих в компаниях
Как «Кадиллак» обзавелся плавником
Сразу после Второй мировой войны автомобильные компании
быстро расширили производство ввиду высокого спроса на новые машины. Но уже к середине 1950-х гг. спрос начал падать. Х. Эрл, дизайнер и глава компании «Дженерал Моторс», выдвинул идею оказывать давление на потребителей, побуждая их покупать «модную» машину, т.е. покупать машину не потому, что старая пришла в негодность, а потому, что вышла из моды. В компании начали считать, что наиболее простой путь обеспечения стабильного спроса — постоянное изменение изделий, поскольку рынок новых моделей бесконечно гибок. В 1927 г. в Голливуде X. Эрл занимался переделкой стандартных машин в угоду звездам экрана, делая машины более приземистыми или элегантными, спортивными или «навороченными». В чопорной атмосфере компании «Дженерал моторе» он старательно культивировал имидж жецентричного гения: необычно одевался, в компании было принято носить униформу; несмотря на плохое зрение, хотя не носил очков, считая, что они подрывают его авторитет; не брал па работу людей выше его ростом, поскольку хотел всегда возвышаться над подчиненными; нередко побуждал конструкторов делать совершенно незначительные и ненужные исправления, которые требовали многих дополнительных часов нудной и кропотливой работы, и т.д.
Как джинсы «Ливайз» вылезли из робы в снобы
Лейб Страус, родившийся в 1929 г. в Баварии, в 1947 г. переехал вместе с матерью после смерти отца в Америку, сменив имя на более американское — Ливан. Он начал работать коммивояжером, переправляя из города в город огромные тюки с тканями, пуговицами, лентами и т.п. В 1949 г. в Калифорнии нашли золото, и страну захлестнула «золотая лихорадка». Огромный поток людей создал дефицит товаров первой необходимости, и цены на них резко возросли. Страус погрузил товары братьев, торговавших мануфактурой, на корабль и через пять месяцев плавания прибыл в Сан-Франциско. Торговцы купили все, кроме рулона грубой парусины, упрекнув его в том, что он не привез прочных брюк для золотоискателей. Страус отдал парусину портному, сшившему прочные брюки, которые разошлись мгновенно, и телеграфировал братьям, чтобы прислали еще парусины, а сам принялся скупать паруса на кораблях, стоявших в гавани (моряки бросили их в погоне за золотом). Ливай и братья открыли галантерейный магазин и продолжали изготавливать брюки, отвозя их в лагеря золотоискателей. Узнав, что есть не менее прочная, но более комфортная для тела ткань, производящаяся во Франции в г. Ним (старатели называли ее «деним»), в 1953 г. Страус основал фирму «Ливай Страус и К», которая стала выпускать рабочие брюки для старателей из этой ткани. Но оставалась одна проблема: карманы очень быстро рвались от инструментов и кусков руды. Портной из г. Рено (штат Невада) Джекоб Девис изобрел заклепки на карманы, но запатентовать свое изобретение он не смог, поскольку у него не было на это денег. Тогда Девис написал в фирму «Ливай Страус и К», предлагая поделиться идеей, если Страус оплатит патент. Для убедительности он прислал две пары брюк с заклепками, написав, что заклепки можно использовать не только на брюках, но и на всех видах одежды. Эта удивительно простая идея принесла колоссальные прибыли и успех. «Ливай Страус» (Levi Strauss) превратилась в крупнейшую фирму с хорошей репутацией не только благодаря качеству товара, но и из-за доброго отношения к служащим. Во время Второй мировой войны она одной из первых стала брать на работу африканцев, выплачивая им зарплату наравне с белыми. Фирма твердо проводила в жизнь политику равноправия национальных меньшинств и женщин, за что и заработала репутацию компании, где к служащим относятся лучше, чем в других корпорациях. А брюки с фирменной этикеткой «Levi Strauss» получили мировую известность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 451.